Предисловие издательства к сборнику стихов автора

Владимир Шумилов
               ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА
         к 5-ому изданию сборника Владимира Шумилова
           «Стихи в духе русского экзистенциализма»
                (изд-во "BNS", Санкт-Петербург)


                *     *     *
   В сборник  вошли избранные стихи разных лет лирической, философской и гражданской направленности, некоторые произведения экспериментального, сюрреалистического характера. Публикуются также: "аллегорическая поэма" – полусказочное повествование "Странствия Ванечки Иванова", и впервые – поэма о современнике "Ты.Отблески", названная автором "созерцательной поэмой". 
Для любителей и знатоков поэзии с философским мышлением. 
ISBN
Издано в авторской редакции.
© Шумилов В.М.,2022

                *     *     *

   ПРЕДИСЛОВИЕ  ИЗДАТЕЛЬСТВА
   В слове «экзистенциализм» есть что-то манящее, странное, в нем – и глубокая трепетная суть, и нервные вывихи, и пугающее самоощущение собственной хрупкости. Для иррациональной природы человеческого существа свойственны воля к жизни в качестве главного инстинкта и душевные переживания, больные комплексы, которые эту волю подтачивают. Фигура личности вырастает до размеров Вселенной со всеми ее звездами и Вечностью. И тут же уникальность своего «Я» растворяется в мишуре повседневности, а сам Человек превращается в нечто маленькое, скользкое, спрятавшееся под панцирем, улавливая ранящие волны всех полей Социума.   
    Именно такие образы и размышления посещают читателя при встрече со стихами Владимира Шумилова. Категории грубой жёсткости мира, предопределенности страданий и конечного исхода сталкиваются с сопротивлением ума и сердца. Душа протестует; она стремится к гармонии и красоте, но в борьбе за выживание часто покрывается заскорузлой коркой и превращается в агрессивное орудие.
   Поэтические строки автора наполнены неожиданными рифмами и словечками, за которыми открываются или угадываются какие-то переходные состояния «экзистенции». При этом в строчках или между ними удивительным образом  появляется цвет и звук. Вот перед нами птичка с розовой грудкой, которую сейчас убьют, или тишина, которая словно «молотом по наковальне». «Звонкий хруст», «купола под серебро»; «звуки терпкие токкаты»; «коралловые блики», «чёрные столбы крестами», «шаманская песня», «вяленые лещи», «звон медалей», «зёрнышки на ладони» - одна за другой следуют очень зримые картины бытия. Настоящими поэтическими иллюстрациями музыкальных произведений являются отдельные стихи: «Шотландская симфония», «Крушение Римской империи». Очень зримые образы – словно «стиховое кино». Жанр, который характерен для настоящего сборника. Многие стихи представляют собой словесное воплощение определенного визуального ряда, превращаются в своеобразные  литературно законченные рассказы, описание жизненных ситуаций и реалий.
   Экзистенциализм это «философия» бытия – со всей его противоречивостью, неустроенностью, страхами и обостренными чувствами. Конечно, никто не требует от Поэта философских текстов уровня Сартра, Кьеркегора, Ницше, Камю, Бердяева или глубинной прозы, как у Андрея Платонова. Однако в целом череда стихов Владимира Шумилова близко соприкасается с философией экзистенциализма. Человек в них часто находится на переломе, в обостренной ситуации, в кризисе, в индивидуальном аду, на грани выбора, на пределе или даже за пределами сознания. Погруженным в хаос – внутренний или внешний.         
   В настоящей книге собраны стихи разных лет – и удавшиеся, и не очень. Они – разнообразны по темам, стилю, размеру, словарю, и в то же время их роднит нечто общее: видно, что автор  у них – один. За такими стихами часто не отдохнёшь, не расслабишься.
   Философия экзистенциализма – очень русская сторона человеческой ментальности, отражающая необъятный диапазон переживаний, истинный размах народной души.  Вот почему автор называет свои сборники «стихами в духе русского экзистенциализма».

   Автор распределил произведения в сборнике на несколько групп, несущих определенные родственные признаки: «Странствия», «Сонеты», «Экзистенция», «Сюр в картинах подсознания», «Между травой и облаками», «Среди людей», «Родина», «Стишки для детишек», «Минимализм Жизни». Отдельно следует назвать две поэмы: аллегорическую поэму «Странствия Ванечки Иванова» и названную автором «созерцательной» поэму «Ты: отблески» (она пока не завершена).    

Тему «странствий» можно считать сквозной в творчестве Владимира Шумилова. Преобладающее большинство стихов пронизано движением: мелькают города и страны. Петербург, Ростов Великий, Астрахань, серединная Русь, подмосковная Истра, юг и север России, Урал и Сибирь («В Питере», «Байкал», «Кама»). Русская глубинка нарисована в стихотворении «Уездногородские картинки», в котором можно узнать и Валдай, и Сергиев Посад, и Боровск, и Вышний Волочёк, десятки других малых городов-жемчужин России. Автор переносит нас из России в Монголию, Шотландию,  Хорватию. В «Гонке за Счастьем» города и страны чередуются, как стёклышки калейдоскопа. Словно из окна вагона мы видим окружающие пространства и обычных людей. И самого автора. Белобрысый Ванечка торгует картошкой на полустаночке, чтобы помочь семье («Из окна поезда»). Вернулся в край детства скиталец и не нашёл ничего, что осталось бы от прежнего и дорогого сердцу уклада («Встреча»).

Судя по разделу «Сонеты», автору интересна такая поэтическая форма, хотя заметны и отступления от канонов как по форме, так и по содержанию. Автор верен себе – экзистенциальному взгляду на Человека, в том числе на его духовную и физическую оболочку. Раздел начинается с «Сонета о Жизни» и заканчивается «Сонетом о Смерти», а между ними – и Душа, и Еда, и Слеза. Визуальная составляющая особенно проявляется, например, в «Сонете о Еде»: за медной решёткой в саду дворца идёт пир горой, а к решётке, прижав лицо к прутьям, «кушает глазами» голодный прохожий.

Раздел «Экзистенция» объединяет стихи, которые на первый взгляд разнородны по темам; общее в них – сильные чувства, оттенки душевных состояний; пограничные и кризисные моменты; поиск своего «Я» или выбора Судьбы; самоидентификация и самоотчуждение.
Интересным и загадочным представляется  стихотворение «На нижнем этаже», в котором поэт экспериментирует с рифмой: пейзаж – саквояж – фюзеляж – форсаж и т.д. Есть еще одно – экспериментальное – стихотворение с одинаковыми рифмами: закаты – набаты – магнаты – мандаты – догматы («К борьбе с Западом за новое мироустройство – будь готов!»).
И вновь пронизывающая тишина («Тёмной ночью»). Ступор и ощущение ненужности («Фея и Страшила», «Сон»). Абсурдистское вИдение реалий («История про бомжовый стол», «Виртуальный сон»).
Стихотворение «По мотивам библейских псалмов» прямо пересказывает картины из Библии и строчки псалмов: «Я стал как филин на развалинах…, питье моё растворяю слезами. Дни человека – как трава… Пройдёт над ним ветер, и нет его…»  (псалом 102, 105).
«Путешествие в Космос» – переложение на поэтический язык впечатлений от музыки Баха. Некоторые произведения инициированы  известными стихами маститых поэтов. «Экспромт. Quasi una fantasia» -  подражание Фету, только с прямо противоположной идеей. «Всё кругом» –  заочный идеологический спор с Зинаидой Гиппиус: невооруженным взглядом видна разница в мироощущении. 

Характерной чертой философии экзистенциализма является зачастую сюрреализм. Элементы «сюра» – тоже сквозной прием поэзии Владимира Шумилова; они присутствуют во многих стихах – где строчкой, где образом.  Тем не менее, выделена целая группа произведений, в которых сюрреализм присутствует явно и намеренно  (раздел «Сюр в картинах подсознания»).
На первый взгляд, в строчках или в произведении в целом представлена некая бессмыслица, как на картинах Сальвадора Дали. Сон и реальность совмещены. Вместо правильных форм, – абракадабра, хаос, фантасмагория.
Стихотворение «Портрет Неизвестного» – пример такой фантасмагории. Чем-то стихотворение отдаленно напоминает «портреты» средневекового художника Джузеппе Арчимбольдо. Однако по некоторому размышлению начинает казаться, что перед вами не бессмыслица, а изобилие смыслов, и каждый читатель может найти свой смысл. На такой свободе выбора и построен этот художественный прием. Показательным является произведение под названием «Опыт претенциозной бессмыслицы», в котором ритмический сюрреализм представлен во всей классической форме. Как известно, «словесный сюрреализм» появился благодаря Андре Бретону и Филиппу Супо; именно они создали из набора случайных слов поэму «Магнитные поля» (1919).
Вершиной поэтического сюрреализма в творчестве Владимира Шумилова можно считать стихотворения «Дом», «Хирург», «Оркестр». В этих стихах нет бессознательного и бескрайнего абсурда; абсурду и фантастике заданы определенные рамки. «Дом» – внешний контур, внутри которого развивается фантасмагория. «Дом» – это внутреннее состояние человека, а фантасмагория – это его чувства и переживания. Тут и «подушки с щупальцами», и «кисть былой руки». Стихотворение «Оркестр» погружает читателя (как до этого самого автора) вовнутрь симфонического произведения, и читатель «пасётся на скрипичных лугах», «лезет во взрыв», а оказавшись в окопе без ног, «плывёт наугад в океан». Смена музыкальных тем в предполагаемом концерте или симфонии вызывает соответствующую смену поэтических образов. Такие стихи будят мысль, встряхивают воображение.
Еще более сложным предстаёт стихотворение «Чернильница». Литературный герой находится в тёмной комнате, которую сравнивает с чернильницей; он одинок и немощен. Ему остаётся двигаться только мысленно – в воспоминаниях; он ищет «брод», отталкивается от времён, когда был свободен и беззаботен, проходит через «пустырь страстей»; видит свою семью, которую покинул «птенцом»; снова дорога, «стук колёс», «столицы и дворцы». И вот впереди какая-то тёмная комната: герой всматривается в темноту и узнает в сидящем там человеке себя. Круг мысленного путешествия замкнулся. Своеобразное поэтическое рондо. Каждый может запутаться в дебрях  ирреальности, в потустороннем мире нашей жизни; человек всматривается в пузыри и щели коллективной экзистенции, в пугающие черты окружающих лиц и «портретов» – и не видит выхода; снова и снова оказывается в тёмной комнате одиноким и немощным.      
В сюрреалистическом разделе сборника читателя ждёт и ностальгирующий по прошлому письменный стол («Думы письменного стола»), и учебник философии, согласно которому Человек произошел от гриба («Из учебника философии»), и неожиданные приключения чудака, прячущегося «от сверла в кювете» («Приключения с умозаключением»).    

В раздел «Между травой и облаками» включены стихотворения, связанные с природой: поэтические зарисовки, похожие на акварельные или карандашные наброски. Мы словно видим сцены в несколько кадров: ночная гроза; причудливые конфигурации пролетающих облаков; одинокая ёлочка, занесённая снегом. В стихотворении «В летний день на реке Истре» автору удалось мастерски запечатлеть момент застывшего мгновенья. В «Дачной зарисовке» перед нами по саду бегают дети; они шалят со всей своей неуёмной энергией, а дедушка, «словно старый граф», немного вздремнув, то посидит с ними на брёвнышке, то похлопает по спине. Общение поколений под ласковым солнцем. И пусть бы так было всегда! И в семье, и в стране.
Интересны по форме стихотворения «На даче жарким летним вечером», «Осень». Элементы сюрреализма добавлены в стихотворение «Наш сад». Сад представлен королевством, в котором есть охрана, гвардейцы, придворные дамы и кавалеры. На задворках королевства, как и положено, обитают оборвыши и пролетарии – маргаритки.
Социум представлен произведениями, объединенными в группу под названием «Среди людей». Читатель пройдется вместе с автором по городу, заглянет в картинную галерею, проведёт один рабочий день, побывает в больнице и на современном показе мод  («Город», «Картинная галерея», «Из инфекционной больницы», «Оно»). Обличительным характером выделяются стихотворения «Кое-что о Лжи» и «О племени клерков и ответработников». Экзистенциально-сюрреалистический образ представлен в стихотворении «Старый ворон».

Автор любит Россию – свою Родину. Это наглядно демонстрируется стихами из раздела «Родина». Сюда же включены, что символично, стихи, посвященные спутнице жизни поэта – жене Елене («Ожидание», «Послание». «Сага о Двоих»). Звучит щемящая проблема вынужденного разрыва связи поколений («Смотрит на меня мой дед…»). Семья рассматривается как неотъемлемая составляющая Родины. «Главное – семья и дом» – вот вечные ценности, которым привержен автор, наряду с цивилизационными ценностями Русского мира.
Владимир Шумилов – русский государственник, державник, патриот, остро переживающий случившуюся со страной «геополитическую катастрофу» с распадом СССР и идущие процессы утраты цивилизационных ценностей русского народа. Продажность элиты, её космополитизм, прозападный менталитет части сограждан, готовых отказаться от национальных традиций, от истории, даже от языка подвергаются острой критике и осуждению  («Пятая колонна», «Замазученная ветошь», «Один день»). Автор пытается понять Душу Русского народа, его предназначение, призывает славян прекратить уничтожение друг друга в бесконечных распрях, подогреваемых извне («Размышления о Русском характере», «К размышлениям о России (Не стреляй в своего)»). Он поддерживает «разворот страны на Восток»  – только так можно уравновесить крен в сторону Запада, которого в видимом большинстве на деле придерживаются некоторые руководящие, предпринимательские и культурные деятели страны. Русская цивилизация – не Запад, не Европа; это самостоятельное пространство, которое вбирает в себя дополнительные черты Востока и Запада и перерабатывает их по-своему, в своих интересах.  Апофеозом любви к Родине можно считать ряд произведений: «Земля, где живут Иван да Марья», «В Сказочной стране» и, конечно, же «аллегорическую поэму» «Странствия Ванечки Иванова».
В стихотворении «Баллада о новомученике русском» воспет подвиг 19-летнего солдата Евгения Родионова, отказавшегося, будучи в плену, добровольно снять православный крестик даже под страхом смерти. Тема православия как цивилизационной ценности, православной веры как основы Русского мира представлена во многих стихотворениях: православные соборы как пограничные столбы Русского народа. Трагедия гражданской войны на Украине нашла отражение в стихотворении «Послесловие к рождению Новороссии».

«Стишки для детишек» возвращают нас к детям. По замыслу автора, высшим проявлением социального благополучия в народе является чтение дедушкой или бабушкой книжки со стихами своим внукам. И папой или мамой – тоже. Первые словечки и манипулирование словом, разные формы слов и примеры словообразования («Веселилки», «Кто ты?», «Игра в слова»). Первые образы, в том числе одушевленные вещи – «арбузята», «топорята»  («Потрудись – повеселись»). Включение ребёнка в коллективный социальный организм («Звуки Жизни», «Про деньги»). С этим знакомят детей стихи из нашего сборника, эти задачи ставит автор.   
Идею «стихи как кинокадры» автор воплотил также в экспериментальных сериях «Мелькают кадры» и «Междометийные миниатюры». Иногда министишок по своему эффекту может сравниться с большим и серьёзным произведением. Автор откровенно играет с рифмами. «На Земле – озерцо, у озерца – сельцо, в сельце – крыльцо, у крыльца – сенцо, на сенце – винцо, а винцо – дрянцо». И то, что автор любит междометия, – тоже заметно; они присутствуют во многих произведениях («Звуки Жизни»). Иной раз одно междометие может заменить целую сцену. «Тю!», – например.
Владимир Шумилов пишет стихи с юного, еще переходного, возраста, но  стихов в целом получилось немного – порядка 150-ти. Плюс две поэмы. 

Поэма «Странствия Ванечки Иванова» названа «аллегорической» поскольку весь ее текст целиком – одна сплошная аллегория на состояние российского общества в постсоветский период. Многие образы также несут аллегорическую нагрузку. Поэма нестандартна по структуре, имеет новаторский характер.
Содержание поэмы сводится к следующему: жила-была семья Ивановых (со своей историей), да случилось несчастье – сгорел дом, погибли родители; детей – двух братьев и сестру – разбросало по детским домам. У каждого из них сложилась своя судьба. Ванечка Иванов отправился на поиски брата и сестры. По пути ему попадаются сказочные и полусказочные персонажи: дед-вещун, говорящая золотая рыбка, и даже НЛО с главным «сидельцем по Земле». Ванечка путешествует по России, живёт то там, то здесь. Ведёт его яблочко на специальном подносе. С помощью современной науки в ходе эксперимента Ванечка узнаёт местонахождение брата Степана. Степан, оказывается, стал приёмным сыном американского предпринимателя, превратился в Стива Джонсона. Два брата – тоже аллегория. Какой брат будет определять Судьбу России? Не случайно в одном из эпизодов дед-вещун бросает «загадочную фразу»: «Иль ты, или твой брат…», отмечая ею развилку исторической дороги страны в целом.
Во время странствий Ванечка пребывает в Добрянке и Дивногорске, в Болванском Носе, Арестани, на острове Буян, в Мудленде и Лебедяни. И все эти места – аллегории на русскую жизнь в наших необъятных пространствах. В конце концов, Ванечка понимает, что Степан (Стив) – враг России, и дороги братьев расходятся окончательно. Ванечка находит сестру, город своего детства – Лебедянь, где, вроде бы, может стать «президентом». Послесловие об Иване да Марье подсказывает нам, что Ванечка нашел также и свою Любовь. Если Лебедянь – это прообраз всего русского в поэме, то Мудленд – образец прозападного извращения некогда Русского мира. Автор пишет: «Они «оевропеили» страну так, будто все мы у врага в плену». «Они» – это российская элита; «мы» – это русский народ. Говоря о Лебедяни, поэт отмечает: «Здесь, вместе с русским, все народы-племена – в единстве сильная великая страна. Здесь русский – всяк, кто за Россию». Структура, рифмы и образы поэмы, заложенная авторская идеология – всё это делает Поэму выдающимся, – по крайней мере, заметным, – произведением на поэтическом поле современной России.   
Поэма опубликована на авторской страничке интернет-сайта «Стихи.ру» и получила множество отзывов. Среди них и такие: «Замечательная поэма! Сюжетная линия – превосходна, язык-словарь – на «отлично», русская – по ощущению звука при чтении вслух!»; «Прочитал от начала до конца с восторгом!»; «Неожиданные слова и мудрые словосочетания. Другой взгляд на мир»; «Удивительная поэма. У Вас получилось как-то необыкновенно жизненно, правдоподобно – сказочно и духовно-приятно»; «Ваша поэма – правдосказание!»; «Ну не в бровь а в глаз на каждом шагу!»; «Да Вы мудрец, однако»; «Глубина и размах поражают, как глубина и размах русской души».   

Стихи в интернете – это одно, а подержать книжицу с текстами необычных стихов, поразмышлять над ними на досуге – это другое. Желаем философских и творческих размышлений над строчками книги, развивающих интеллект  и душу.