Лао-цзы. Поток

Инна Молчанова
ЧИТАЕТ АВТОР: https://youtu.be/PDx0GAQhb_A

(по картине Николая Рериха «Лао-цзы»*: http://gallery.facets.ru/show.php?id=474)

Как бы научиться: слиться с природой?
Войти в ее роды
малой крупинкой своей бестелесной,
влиться в колодец угрюмый, тесный,
чтобы таскали оттуда воду…

Как бы мне слиться с самой Природой?

***

Лао, ты дал направленье стрелам.
Помыслы чистой окрашу краской.
Мне бы остаться все той же смелой.
Не раствориться, а растворяться,

тело забыв… Возлелеять душу,
солнце позвать. Насладиться душем
мощных потоков из недр Вселенной.
В море упасть, воздымаясь пеной.
В горы сойти с океанов лунных.
В степи умчать к побратимам-гуннам.
Стать червячком, разрыхляя землю.
Молнией стать. Поглотиться зевом
самой большой на земле пещеры…

Двери открыть. Распахнуть бы двери,
чтобы сорвать с себя – нищей духом –
колкие цепи косой старухи
и о болезни забыть навечно…

Дао, прошу, подари мне вечер!

В круг помести рядом с Тем, кто ведал.
Только не с тем, кто за грошик предал!

Буйвола мне подошли. Копытом
бьет, пусть, в порог. Я скажу: «Открыто!».

Друга спусти мне с вершины горной.
Песнь оживи в занемевшем горле.
Веру открой – чтобы кровь застыла,
чтобы поднять из сырой могилы
тех, перед кем виновата вечно…

Путь подскажи мне земной, не Млечный.

И… откажи даже в просьбе малой,
коль заикнусь я о бренной славе;
если замыслю свершить дурное;
если кусок от родных сокрою…

Боль принимать научусь, как благо
и просигналю ей белым флагом,
чтоб примириться… Достичь покоя…

Это, наверное, многого стоит.
Это, наверное, та вершина,
где боги в Книгу заносят имя.

Где все грехи твои искупила
самая сильная в мире сила –
сила вселенского притяженья
жертвы к огню.

И… самосожженье.

___

* Лао-цзы (кит. «Престарелый младенец», VI-V вв. до н..э.) – знаменитый мыслитель Древнего Китая. Свое имя получил из-за того, что родился будто бы седовласым, способным говорить и ходить. Согласно преданиям, однажды в горах он встретился с великим духом, который преподал ему владение стихиями природы и лекарство бессмертия. При Чжоуской династии был архивариусом. Видя упадок царства, разочаровавшись в людях, утративших путь истины и добра, удалился в горы, где написал трактат в двух главах «Дао дэ цзин» («Канон Пути и его Силы»). Написанный афористичным, метафорическим языком, он стал классикой даосизма.

Как сообщается в легендах, однажды к его хижине в горах подошел буйвол и встал у порога. Едва Лао-цзы сел на него, как животное понесло его куда-то далеко на запад. «Никто не знает, где он умер» – так завершает жизнеописание философа первый китайский историк Сыма Цянь.

Фундаментальные категории учения Лао-цзы – понятия Дао (Путь) и Дэ (Добродетель). Дао – несотворенная, не рожденная и вечная энергия природы, источник полноты блаженства и счастья. Природа, так же как и человек, достигая чистоты, обретает покой, и тогда всё становится единым. Дао – это и абсолютная простота, начало и конец всего сущего. Человек, познавший Дао, отринувший погоню за славой и богатством – мудрец, для него простота – идеал, он приобщен к гармонии Универсума.
(Е.П. МАТОЧКИН. «Знамена Востока» Н.К. Рериха. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )