Геолого-философский трактат - 4687

Август Май
Геолого-философский трактат
(философско-геологический дуализм)
- заметка по поводу публикации "Новая (не очень?) метафизика - от геолога-геохимика" Я. Юдовича в номере 70 май 2019 альманаха "Литературный Кисловодск" -

14:41
Публикация номер 4687

В России постсоветской , похоже, мало что изменилось, в том числе и в философии. Несмотря на то, что в СССР издавалось достаточно много специальной периодики и очень много книг, можно сказать, что марксиская философия оставалась догматической и, в принципе, не развивалась, не имела общественного резонанса, лишь способствуя упрочению в обществе бытового наполнения содержания самого понятия философии. Некоторые вполне интересные работы в области теории систем, эстетики и "критики буржуазной философии" не получили развития и не оказали влияния ни на философские изыски за рубежом, ни на мысль в России.
Возможно, впрочем, стагнация научного знания - явление для нашей страны всеобщее, а для так называемых "общественных наук" - это вполне очевидно, скажем, курс общего языкознания сегодня даже в деталях марксистский, не говоря уже о принципах.
Статья Якова Юдовича (Сыктывкар) в номере 70 Май 2019 года альманаха "Литературный Кисловодск" имеет отправной позицией тот самый пресловутый или традиционный "основной вопрос философии", являющийся центральной догмой марксистского диалектического материализма - вопрос о материи и сознании, ответ на который - " материя первична, сознание вторично ", очевидно, и явно, и неявно подразумевает существование двух принципиальных явлений - объективной и субъективной реальностей.
Материя есть объективная реальность в данной системе, а сознание (идеальное) - есть субъективная реальность, существовующая лишь в голове человека. Таким образом, в марксистской философии не отрицается существование мысли, её реальность, и принципиально формула Я. Юдовича " Реально (т.е. существует) - всё, о чём можно подумать, то, о чём подумать нельзя - того и не существует " - ни в коей мере не идёт дальше основной догмы марксизма, более того, его формула обладает терминологической и логической неопределённостями, позволяющими делать несколько её трактовок, в том числе и понимать "то, о чём подумать нельзя - того и не существует" как вариацию принципа, приписываемого автором идеалистам: "без мысли о Мире -'никакого Мира не существует". (далее цит.: " Вот, ты помрёшь, то есть перестанешь мыслить - и Мир для тебя исчезнет".)
В самом деле, отсутствие и прекращение индивидуального сознания совершенно адекватно термину "подумать нельзя"
И это не считая того логического вывода, что прекращение индивидуального сознания необходимо влечёт абсолютное несущестование "для него" - если корректно при этом говорить "о нём" - всего вообще, включая и Мир, и даже самого его, парадоксально уже отсутствующего.
Таким образом, переформулировка Я. Юдовичем основной догмы марксизма не только не выводит за его пределы, но, в силу неопределённости, вариативности, позволяет его рассматривать как утверждение дуализма, то есть независимого существования материального и идеального, что марксистская философия в некоторых работах рассматривает как некую форму идеализма, его алогичный вариант.
Критика марксизма мало известна даже широкому кругу самих марксистских философов, её отрицание обычно находилось в рамках критики буржуазной философии, некомпилятивные философские системы прошлого века вообще не рассматривали специально догматические учения, которые нельзя, по сути, считать философскими, и, кроме ряда "неомарксистских" "теорий", советской школой однозначно критикуемвх вместе с " буржуазными", и "основной вопрос философии" остался в них неким курьёзом, лишённым философского значения.
Формула Я. Юдовича, я думаю, представляет собой "ad absurdum" принципа диалектического материализма.
Что означает, скажем, логема "всё, о чём можно подумать"?
Термин " подумать" определённо подразумевает субъективное сознание, в ряде работ по марксистской философии которому отказано в позиции критерия -  вне субъективного сознания находится разнородная реальность, скажем, "незнание не есть аргумент" является формулой сомнения в достаточности субъективного сознания.
Но дело в том, что отказ от принятого в качестве критерия субъективного сознания так же делет дилемму апорией , своего рода парадоксом, хотя бы потому, что "объективное сознание" (во всех предлагаемых ипостасях), лишено категорической определённости субъективного сознания и Я. Общественное сознание не может "подумать" или "не подумать" - его функционирование описывается иными понятиями, и оно дистанцированно с субъективным сознанием, а также имеет такую сложность, которая лишает его статуса какого-либо критерия.
Поэтому формула Я. Юдовича содержит тот самый момент "если ты перестанешь  мыслить - и Мир для тебя исчезнет" (не считая иных логических последствий), который автор предлагает в качестве очевидной недостоверности.
Постановка "основного вопроса" потому философами вне марксизма не рассматривается как философская проблема, что не подлежит конструктивному философскому анализу, отражает некую внешнюю заданность.
Любопытны, в частности, попытки подвести материалистическую  базу в фундаментальную систему нейропсихологии советским учёным, практиком и теоретиком Лурией,
Дело в том, что индивид определённо способен, а можно сказать - более того, по преимуществу - поступает - подумав,  вначале думает, потом делает, это вряд ли кого удивляет в быту, а в нейропсихологии является фактом - то есть, здесь налицо каузальный индетерминизм.

Но это уже рассуждение о последствиях класса формул, одну из которых Я. Юдович и предлагает в данной статье.

                18 мая 2019 года примерно 07:02

***