И. А. Бунин Одиночество, рецензия

Владислав Журавский
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.


                Отзыв о стихотворении И. А. Бунина «Одиночество»

                Когда приходит любовь, душа
                наполняется неземным блаженством.
                А знаешь почему? Знаешь, отчего
                это ощущение огромного счастья?
                Только оттого, что мы воображаем,
                будто пришёл конец одиночеству.
                Ги де Мопассан

Одна из самых популярных тем в поэзии – любовь. Прекрасное чувство, которое живёт в каждом человеке. Любовь играет важнейшую роль в нашей жизни, и очень часто это отражается на бумаге.

Но так ли это чувство чудесно, как многим кажется? Что происходит, когда всё идёт не так, как желает наше сердце?
 
Людям никогда не стоит бояться любить, однако стоит опасаться того, что произойдёт, когда любовь покинет их душу. Чувства угасают, а от жаркого пламени любви остаётся лишь пепел. Наступает одиночество.

Неразделённые чувства затронули творчество многих поэтов. В частности, тему прошедшей любви и разрыва отношений поднимает в стихотворении «Одиночество» Иван Алексеевич Бунин, написавший его летом 1903 года, когда пребывал в Константинополе.

В жанровом отношении элегия с элементами послания Бунина – это отличный пример сочетания пейзажной и интимной лирики, с помощью которой ярко отображаются все чувства и мысли лирического героя, связанные с любовными переживаниями.

Для развития темы поэт выбрал форму монолога, который можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описание внутреннего состояния героя. Композиционно же стихотворение состоит из четырёх строф.

Уже с самого начала автор «цепляет» своего читателя многими литературными приёмами: метафорами («пустыня воды»), эпитетами («холодная пустыня»).

                И ветер, и дождик, и мгла
                Над холодной пустыней воды.

Этими строками задаётся весь тон произведения. Они передают грустное настроение и переносят в атмосферу печали и разочарования. Этому же способствует и аллитерация твёрдых согласных звуков [р], [ж], [з], [ш].

Особую тоску можно ощутить и в следующей строке: «Здесь жизнь до весны умерла». Этой метафорой показано: всё хорошее, что могло произойти в мире, есчезло. Та бодрая свежесть, сила и жизнь, которые приходят с весной, давно умерли, а цветы, которые радуют людей своей красотой, уже никогда не распустятся.

В первой строфе читателю представляется лирический герой. Мы узнаём, что он один находится на даче. Дача – художественное пространство стихотворения. Она описывается довольно мрачно, темно и одиноко, точно так же, как чувствует в данный момент художник, стоя за мольбертом.

Во второй строфе лирический герой обращается к своей возлюбленной. Выясняется, что не так давно она была рядом с ним, однако ей наскучило его общество. Герой испытывает такие сильные чувства, что девушка начинает казаться ему женой. В последних строках он принимает решение попрощаться. Смирившись со своим положением, он говорит:

                Проживу и один - без жены…

Стихотворный размер произведения – трёхстопный анапест. Как говорил Н. Гумилёв, «анапест … стремителен, порывист, это стихия в движении, напряжение человеческой страсти». Кроме этого, используется мужская рифма, а перекрёстная рифмовка чередуется с параллельной.

Также стоит подметить, что в элегии «Одиночество» неоднократно можно увидеть многоточие, которое создаёт некую недосказанность, позволяет лучше воспринять переживания лирического героя.

В третьей строфе нам показывают, как после ухода девушки бушует погода, нагоняя тоску и уныние. Специально для этого применяется персонификация («тучи идут», «след  расплылся»). Художнику больно смотреть на серую тьму, окружающую его, и тяжело справляться со своими чувствами.

Завершается стихотворение Бунина весьма эмоционально. Девушка стала очень дорога лирическому герою, и он не может смириться с её уходом. Парень хочет вернуть всё на свои места.

                Мне крикнуть хотелось вослед:
                «Воротись, я сроднился с тобой!»

Но художник считает, что ничего уже нельзя вернуть. Он утверждает, что женщины всегда живут настоящим, быстро забывая своё прошлое.

Эмоциональный тон элегии задаёт драматический пафос: не пытаясь всеми силами удержать свою возлюбленную, художник покоряется воле судьбы, и, разместившись у тёплого камина, он заменяет любовь алкоголем.

В конце своего монолога герой говорит: «Хорошо бы собаку купить!» По моему мнению, снова став одиноким человеком, художник перестаёт ощущать поддержку. Поэтому он находит лучший способ, как ему кажется, чтобы выйти из этой ситуации. Устав от всей неискренности и душевной пустоты, лирический герой хочет завести себе пса, надеясь, что собака как лучший друг человека никогда не предаст и не отвернётся от своего хозяина.

На мой взгляд, идеей Ивана Алексеевича Бунина, которую он воплотил в элегии «Одиночество», было то, что людям нужно беречь чувства друг друга и относиться к каждому с уважением. Я считаю, поэт отлично раскрыл проблему любовных отношений между людьми, сделав своим авторским идеалом человека, который следит за близкими и не даёт ложных обещаний и надежд, зная, что у них не может быть совместного будущего.