Люди и судьбы. Жизнь вопреки

Аннаис Аронова
                ЖИЗНЬ ВОПРЕКИ

/из кн. "Горки: люди и судьбы" /АннаИсАронова/ 2010г

    (Воспоминание партизанки Волынцева О.М.)

22 июня - горестная дата. Пройдет еще много лет, прежде чем люди перестанут с болью вспоминать и говорить о событиях того дня и о том, что было после.

Для нас, ныне живущих, - это день всенародной памяти жертв Великой Отечеств. войны.
Вспоминать о жизни в военные годы не любят ни фронтовики, ни те, кто побывал в концлагерях, ни те, кто трудился и день и ночь в тылу. И это понятно. Каждое слово - боль.
 
Но все же, благодаря их рассказам люди всей земли могут представить себе, что такое фашизм, и ощутить, какой неимоверной силой духа обладали советские люди, выстоявшие в страшной войне.
<><><><><>
СПРАВКА
Волынцева Ольга Михайловна, 1927 г.р., уроженка д.Шмелевичи Логойского р-на Минской обл. С февр. по июнь 1944 г. была в партизанском отряде «Борьба» связной. В Калининской бригадной разведке готовила партизанам еду, стирала.
Была задержана полицией, допрашивалась. В июне 1944 г. была насильно вывезена в Германию на принудительные работы.
До августа 1944-го содержалась в рабочем лагере г.Граево (Польша), не работала, так как была тяжело больна.
С авг.1944-го по 20 января 1945-го работала у баура на сельхозработах в д.Грабник в Германии. 20 января 1945-го освобождена Красной Армией, после чего возвратилась на Родину. (Из справки)
<><><><>

В семье было 5 детей. Отец умер еще до войны.

Мать в 1939г завербовалась и уехала с родственниками в Сибирь в надежде на лучшую жизнь.

В колхозах в то время было тяжело: люди голодали, ели траву, работали за трудодни. Ольга осталась в деревне, где жила ее тетя, чтобы окончить школу.

14-летней девушкой встретила войну. Немцы появились в деревне внезапно, избили ее тетю за то, что не захотела отдать им корову. Все деревенские мужчины, которые не попали на фронт, ушли в партизаны.

1941 год. Голод. Деревенские девочки-подростки ходили пешком через лес в деревни Молодеченской области в заработки. Ольга год работала на хуторе Ручье.

В 1942г в соседнем с хутором местечке Долгиново немцы учинили расправу над мирными жителями. Горели немецкие склады с оружием. Местные полицаи донесли фашистам, что это дело рук молодых работников-«восточников», помогающих партизанам. Немцы хватали, избивали и допрашивали всех молодых людей без разбора.

Убегая из деревни, Ольга встретила связного из партизанского отряда, который поручил ей передать информацию в партизанский отряд.
Была ранняя весна, местами лежал снег, единственные ботинки развалились по дороге. 30км пришлось идти босиком на восток, пока не встретила партизан. После продолжила путь в сторону дома.

Останавливалась ночевать в трех деревнях, в которых были партизаны. В д.Рудня, что в 18-ти километрах от родной деревушки, Ольга заночевала. А наутро, глянув в окно, разрыдалась: выпал снег. Как идти босой? А вот лапти. Откуда? Оказалось, что всю ночь хозяин хаты плел их для нее.

Придя в родную деревню, пошла к партизанам, как и все жители. Варила там еду, стирала, ходила в деревню за солью. Довелось видеть, как немцы палят хаты, уничтожают все на своем пути.

В конце мая 1944-го, во время отступления немцев, шли бои, всё вокруг горело, рвались снаряды со всех сторон. Люди из деревни прятались в болоте, но и оно обстреливалось.
Ольга, сварив еду для партизан в одной из уцелевших хат, направилась в болото. Но никого там не нашла. Наутро обстрелы прекратились, стало тихо. Подумалось: пришла Красная Армия...

Ее задержали немцы, через переводчика допрашивали, где партизаны, били. Вместе с другими жителями деревни погнали к лагерю военнопленных в пос.Зембин Борисовского района.

...Немец стоял на входе в лагерь и бил каждого входящего палкой. Жили в палатках по 5 человек. Кормили мелкой, как орех, картошкой, ссыпая ее на землю из ведра. Допросы по 3 раза в день.

Прошла неделя. Всех молодых погрузили на машину и повезли в лагерь «Зеленый», что около железной дороги г. Борисова. Давали баланду и 200 граммов хлеба с опилками.
Отступающие немцы сгоняли на магистраль подростков копать окопы... Ноги дрожат, темно в глазах, и только слышно «шнель, шнель».
Из Борисова погнали к поезду. Загнали в вагон-«телятник», дав каждому по полбулки хлеба и полпачки маргарина. Все набросились на еду. Ольга не ела. Не могла. Тиф. Лежала без сил. Таких немцы убивали...

Через пару дней, вечером узники прибыли в польский город Граев, лагерь для рабочих. Снова бараки. Наутро, перед отправкой в Германию, всех погнали на рентген. Ее, обессиленную, держали под руки. Приказ раздеться наголо. Ее первую подвели к аппарату. После вместе с какой-то девочкой толкнули к двери и захлопнули ее. Они не знали, что очутились в камере смерти. Молились...
Вечером того же дня дверь открылась. Перед ними стоял поляк и две женщины, работавшие в лагере. В их руках была одежда. Сказали идти в бараки. Наверное, немцы забыли о «смертницах», и это спасло им жизнь.

Утром погнали копать окопы. Ольга не могла подняться, и полицай за это бил ее плеткой и ногами. Но и в этот раз ей повезло. Женщина из барака доставила ее в лагерную тифозную больницу, где многие умирали. Ольга выжила.
Осенью отправили в Восточную Пруссию (д.Граблик) на работы. Хозяйка дома увидела вместо девушки «живой скелет». Невестка хозяйки избивала Ольгу за то, что не может работать, как все здоровые. Кормили нормально, поэтому скоро поправилась. Вставать приходилось в 4 утра, доила девять коров и выполняла другие работы.

В янв.1945г освобождение. Довезли бывших военнопленных до Гродно и отпустили. Вместе с подругой Ольга поехала на работу в Волковыск. Возвращаться было некуда: от родной деревни ничего не осталось. Работала проводницей на железной дороге.

В 1950г приехала в Горки. Была официанткой, продавщицей. Вышла замуж за уроженца д.Чепелинка и переехала туда жить. Работала дояркой, растила двоих детей. Потом вся семья переехала снова в Горки, чтобы дети смогли продолжить образование.

Сейчас Ольга Мих. живет одна в своей квартире. Но дети и 7 внуков всегда рядом. Она довольна тем, что вырастила их, что все получили высшее образование.
Мечтает Ольга Мих. побывать на своей родине в Логойском районе, хотя там не осталось никого из родных. Сейчас в тех местах санаторий «Боровая», где ей хотелось бы подлечить здоровье. И, как это ни больно, вспомнить тяжелые годы военной молодости.   27.06.2007

Из книги "Горки: люли и судьбы"/ АннаАронова/ 2010г