Понтий Пилат. Полная версия

Эд Корепанов
(19г. до н.э. – 29.9.40г.)
 

Новый прокуратор.

Знамёна.

Был назначен Понтий Пилат прокуратором Иудеи,
В двадцать шестом году нашей эры, начал он управлять.
Он не давал поблажек евреям, чего бы они ни хотели,
Он считал – «На народ покорённый, нужно жёстче влиять».

Чтоб не подстраиваться под обряды, народа, где стал он правитель,
Сразу решил показать иудеям, кто тут хозяин в стране.
А на знамёнах был изображён император римский – властитель.
В Иерусалим внесли те знамёна – то грех иудеям вдвойне.

Правители все предыдущие знали, законы еврейские эти,
И изображенья людей и зверей, старались везде избегать,
А Понтий же грубо нарушил обычай – и всё это бунтом светит,
И толпы евреев пошли к прокуратору с просьбой знамёна убрать.


Усмирение недовольных.

Пилат жил в городе Кесария, что у Средиземного моря,
И стали ему досаждать эти толпы – шесть дней он евреев терпел.
Затем объявил: "Кто будет дальше – шуметь, тот дождётся горя,
Тот обязательно будет убит" – и всем разойтись повелел…

Иосиф Флавий, историк еврейский, описывал, что было дальше,
«Как будто в едином порыве евреи, склонились, шеи открыв,
И что готовы все умереть, и Понтий Пилат поразившись,
Якобы изображенья убрал – их просьбу удовлетворив».

На самом деле всё было иначе – часть евреев убили,
А остальные кругом разбежались – бунт Пилат усмирил.
Этим, он дал понять всем евреям, чтоб их надежды уплыли,
Политика будет бескомпромиссной – он все их вопросы закрыл.

И дальше евреев не воспринимал – закон их нарушил он снова,
Взял из храма часть денег силой, построить, чтоб водопровод.
А деньги храма считались священными и неприкосновенными,
Вновь возмущённых была толпа, и снова он кровь их прольёт…

Ещё эпизод с кровопролитьем евреям Пилат устроил –
Он узнал о скопленьи народа, что на гору шли Гаризим…
Послал он войска – и многих убили, и горе Пилат утроил,
И многих пленных казнили потом, был очень жесток он к ним.


Становление Пилата.

Семья торговца.

В девятнадцатом году до нашей эры, Понтию родиться подошло.
Рядом с Римом в городе Эсерния – маленькое счастье в дом вошло.

Душа новорождённого малютки, добрая и светлая была –
Красавица жена торговца лавки, третьего ребёнка родила.

У отца характер хладнокровный, жёсткий и расчётливый во всём,
За товаром отлучался Галлий – праздник сразу приходил в их дом.

Когда же привозил он воз приличный, сразу праздник превращался в ад…
И ребёнок тоже стал двуличным – или ангел, или словно гад.

Понтий мог унизить и ударить, с детства и до самых взрослых лет.
И однажды он с отцом подрался – и ему уже наследства нет…


От солдата до сенатора.

Стал простым солдатом Рима Понтий, отец его в Египет отослал.
Юноша был рад – «опека» в прошлом, но с матерью разрыв его терзал…

Был он исполнителен, бесстрашен, не прятался за спинами других.
До большого дослужился чина – и дочери наместника жених.

После свадьбы – связи помогали, вскоре в Рим его перевели –
Понтий стал сенатором в сенате, нрав и жёсткость к власти привели.

Крепок телом, ростом выше средних, голубые, цепкие глаза,
Волной русой волосы ложились, в бороде от шрама борозда.

Выступал он с критикой так часто, что открыто правдой обличал,
И нажил врагов среди сената, и отправлен в ссылку невзначай…

В дальний угол римских всех владений, в Иудею в дикую страну –
Поскорее б от интриг и сплетен, в дело окунуться – в новизну.


Нововведения.

Блестящие возможности во благо предстояло Понтию вершить.
В Иудее новый прокуратор – после Грата стал руководить.

Прокула, жена, с их первым чадом, вместе с ним отправились туда,
А Пилат же с искренним азартом, выискивал налоги от труда…

В Иерусалиме очень часто от инфекций погибал народ…
Нужно было замостить дороги, сделать бани и водопровод.

Вонь отходов – всё в грязи и пыли… да ещё грабёж был и разбой…
Торг вели евреи, где хотели – не было культуры никакой…

Особенно Пилата раздражало, «что якобы избрал евреев Бог» –
Где попало, те нужду справляли, это всё он выдержать не мог.

И эти богоизбранные люди от не евреев воротили нос…
Из храма приказал он взять часть денег – и бунт пресёк и «в пух и прах разнёс».

На эти деньги вымостил дороги, построил рынок, водный акведук,
Общественные бани, туалеты – налоги граждан потекли в сундук.

Был постоялый двор для иноземцев, и производство блоков для дорог,
Он начал Риму отдавать исправно – и подать и налоги, точно в срок.

И чтобы приобщить к культуре римской, театр летний даже возведён,
Актёры там изображали сценки, комедий и трагедий – обо всём.


Одобрение новшеств Иисусом.

Театр для иудеев чужд и вреден, на это у священников запрет –
А Иисус же посещал театр, он говорил: "Греха тут вовсе нет".

Он одобрял все новшества Пилата: «О людях тот заботится простых,
Мол, все блага других цивилизаций, пытается тот донести до них».

А в пользу своего обогащенья, Пилат ни разу не был устремлён.
И в Риме прокуратора ценили – сенат Пилатом удовлетворён.

И, несмотря на всю свою суровость, общительный был человек Пилат,
Он мог над шуткой рассмеяться вволю – но через миг он вновь уже не рад…

При Понтие Пилате Иисусу, пришлось прожить три года, и понять,
Что новшества от Рима прогрессивны – и на кресте распятым смерть принять.


У Пилата. Месяц ниссан, восемнадцатое число.

Иисуса к Пилату с утра привели – наместник в претории был,
И он вопрошал у нежданных гостей: "Что сей человек натворил?"
Священники хором кричали ему: "Если б он не был злодей,
Не привели бы его мы к тебе – не было б этих затей!"

Стал Иисуса разглядывать он, но в нём не увидел злость –
Пилат обладал интуицией сильной и видел людей насквозь.
Пилату понравился сей человек – он многое слышал о нём,
А так как по жизни он был справедлив, то понял, что тот ни причём:

"Вот и судите вы сами его, по вашим законам – своим".
А те отвечали, что смерти предать – непозволительно им –
"Мы выясняли, что этот злодей весь народ развращал,
И называя себя Царём – налоги платить запрещал! "

Пилату не стали они говорить, каков настоящий вердикт,
Ведь обвинение в богохульстве – наместника лишь рассмешит.
В преторию снова Пилат возвратился, а там же и пленник был,
И подозвав интересного гостя, глядя в глаза, спросил:

"Значит, ты царь иудейский у нас? " – Вопросом Иисус отвечал:
"Это ты сам от себя говоришь, или другой кто сказал? "
"Твой же народ мне и предал тебя, но разве я иудей?
Я не пойму, чего ты хотел, и почему ты злодей?

Что проповедуешь? Учишь чему? И что же ты сделал им? "
«Враг моего врага – мой друг» – жил он с кредо таким.
Всё иудейское духовенство попросту он не любил…
Будь его воля – храм и священников он бы давно истребил.

«Цезарь Тиберий к пленённым народам жестокость не проявлял –
"Овец стригут, а не убивают" – наместникам он повторял».
Пилату понравился пленник странный, настолько тот светел и чист,
Понтий проникся в его рассказ – сказочен он и лучист.


Вывод Пилата об обвинённом.

Иисус рассказал о новой вере, что Бог для народов един,
Что в будущем будут все в мире жить, и то, что пока он один…
Пилат выслушал Иисуса – спокойно тот всё излагал,
Ну, ни похож он на бунтаря – а в жизни он всяких видал…

Не мог такой человек подстрекать и возмущать народ –
Понял Пилат, что лишь духовенству проблемы он создаёт.
В душу Пилата закралось сомненье! «А что если это – Тот?
Может быть он, и является Тем – за кого себя выдаёт?

Как будто на самом деле гость – совсем неземной человек,
И на душу лучше греха не брать – потом не мучиться век».
(Настал апреля девятый день, по-нашему – новый стиль).
Вновь вернулся Пилат к иудеям – и свой им вердикт объявил:

"Я в человеке этом вины – вовсе не нахожу,
И за злодейство, как вы говорите, я его – не сужу".
Священники сразу же завозмущались и начали громко роптать,
И от прокуратора требовать стали, пойманного наказать.


Выход из сложившейся ситуации.

Хмуро смотрел на них прокуратор и думал сам про себя:
«С каким удовольствием он разогнал бы сборище этих ребят».
Но, к сожалению именно это сделать никак он не мог –
Приехал высокий сановник из Рима проверить; как платят налог?

Нет ли каких злоупотреблений, и бдится ли Рима закон?
И как обстоят дела у Пилата – власть, не превысил ли он?
Злой ревизор недолюбливал Понтия – он ему «яму рыл»,
И даже среди простого народа критику находил.

Вывод проверки мог быть плачевным, могли и с должности снять,
Не находил себе места Пилат, а тут – недовольство опять…
Как поступить в ситуации этой, ведь праведник не виноват.
Вдруг из толпы всеобщего гама фразу услышал Пилат:

"Галилеянина нужно казнить – он возмущает народ…"
Пилат просиял – ведь Галилея в правленье его не идёт.
Ирод Антипа там управляет, и праведник поддан ему,
И этот царь приехал на Пасху в Иерусалим посему.


На суде у Антипы.

Между Иродом и Пилатом отношенья совсем нелегки,
И вот предоставился шанс примирения с Понтия лёгкой руки.
Христа отвели к Антипе на суд, сказав: "Это Бог и есть! "
Ирод весьма был развеселён, услышав такую весть.

Оборван, избит, еле в теле душа, всё тело от ссадин болит,
Поиздевавшись вдоволь над ним, к Пилату опять отвели.
Ирод знал, что Христос популярен среди народа всего,
И не стал он его убивать – Пилат пусть казнит его…


Обвинения Пилату от священников.

И вот Христос опять у Пилата, а тот всех старейшин созвал,
И всеобщему сборищу этому – он, негодуя, сказал:
"Ирод, в нём так же, вины не нашёл, и я вину не ищу,
И вот – человек этот, не виноват – и я его отпущу!"

Но священники вновь закричали, неугомонны они,
Начали требовать от Пилата: "Ты нам его распни!"
Понтий как мог, отказывал им: "Сами казните его,
Ибо вины я в нём не нахожу, он не убил никого".

Они напирали: "По нашим законам – должен он умереть,
Сделал себя он Божиим Сыном, не можем мы это терпеть,
Всякий кто сделал себя царём, тот сгинуть должен во мрак,
Если же ты отпустишь его – ты кесарю – тоже враг!"

Пилат оказался в невыгодном свете, его обвинили в том,
Якобы он укрывает врага, и цезарь ему нипочём…
Римский советник узнает об этом и вряд ли упустит шанс…
Повинен Иисус, или невиновен – уже и неважно сейчас.


Решение толпы.

По сну Прокулы.

Жена прокуратора Прокула, видела сон такой –
«Христос в золочёных одеждах с нимбом над головой,
Стоял перед Богом избранник, а Бог его благословлял –
Верой и Силой Небесной Он Христа наделял:

"Сын, Возлюбленный Мой, благословляю тебя"
Он излучал свеченье и говорил любя».
Прокула мужа просила праведника пощадить –
Но невозможно было дальнейшее предотвратить…

Любил жену прокуратор и мненьем её дорожил,
Но ужас беды предстоящей Иисуса уже окружил –
Попал в жернова он власти, пощады тут трудно ждать,
И Понтий Пилат решился последний шанс испытать.


Последний шанс.

Был иудейский обычай, в честь праздника Пасхи – народ,
Освобождал от казни – одного, кого изберёт.
Только две кандидатуры, предложено этой толпе –
Иисусу, или Варавве казнь на кресте не терпеть.

Думал Пилат, что люди – Варавву решат казнить,
Вот тогда и придётся Иисуса ему отпустить.
Узнал о том Каиафа и быстро отдал приказ:
"Собрать недовольных Иисусом, в этот намеченный час".

Площадь заполнилась быстро, и люди собрались кричать,
Свободу только Варавве, чтоб только его выручать,
Были в толпе и такие, что из пленённых рабов,
Завистники так же были, что без своих мозгов,

Священники и фарисеи – те, кто возглавили суд,
Сторонники от Вараввы и прочий продажный люд.
Пилат встал на возвышенье и людям провозглашал:
"Вот двое – из них выбирайте", – и на двоих указал.

На Христа показав, добавил: "Вины в нём я не нашёл".
Он был абсолютно уверен, что правильный выход нашёл.
Но тут, рёв толпы раздался: "Варавву нам отпусти!" –
Понял Пилат, что Иисуса, теперь будет трудно спасти…


Умытие рук.
 
Пилат снова голос возвысил, пытаясь всех перекричать,
Но вся толпа Пилата – старалась не замечать:
"Распни нам его! Распни! Да будет Иисус распят!"
Пилат омыл свои руки, и крикнул: "Я не виноват!"

Он поднял руки: "Смотрите, я руки свои умыл!
Нет на мне его крови, невинен праведник был!"
И отвечали люди: "Кровь его будет на нас,
На нас и на детях наших! Пусть всё решится сейчас!"

Пришлось отпустить Варавву – его толпе передать,
В последний день этой Пасхи – Иисуса казни предать.
Было решение скверным – народ Иисуса низверг –
Двадцать девятого года, в месяц ниссан в четверг.


События с четверга по вторник.

Тупик.

У Пилата пленник был в апартаментах,
В изолированной комнате одной,
И до самого последнего момента,
Выяснял Пилат вопрос один простой.

После долгих разговоров с Иисусом,
Прокуратор вновь пытался уяснить:
"Почему же ты не можешь, в самом деле,
Сам себя от этих пут освободить?

Ты же знаниями тайными владеешь,
Силой мысли ты влияешь на людей…
Почему ж не сотворишь, чего умеешь –
Все возможности? Для жизни – для своей?"

Был ответ: "Мне вовсе этого не нужно,
Убедиться все должны, что чудо – Бог!"
Для Пилата вновь тупик был невозможный,
Вновь он пленника понять никак не мог…

Иисус не стал рассказывать Пилату,
О дальнейших дерзких планах, о своих –
Ведь сочувствия слова всегда приятны,
Да тем более из уст совсем чужих.

Это был не соплеменник – чужеземец,
Было видно, как он искренне кивал,
И за душу невиновного святого –
Он уже, который день переживал…


Малоизвестный случай.

В эти дни ещё событие случилось –
Чтоб отбить Иисуса – выступил отряд,
Возглавляемый Вараввой и Иудой,
Тем Иудой, что родной Иисусу брат.

Их отряд схватили тут же – и казнили,
Потому что те с оружием в руках –
Им солдаты Рима головы срубили…
Непоколебим Пилат в таких делах.

А в воскресный день – Иуда был повешен…
Так окончил путь земной – Иисуса брат…
Никого не предавал, не брал он денег –
Вскрылось скрытое – двух тысяч лет назад.

Ну а казнь Христа назначили на вторник,
Чтобы праздники с «делами» – позади.
Иисусу дали белую рубашку –
Вот и вторник и Голгофа впереди.


«Я – Бог».

Священники, надпись эту увидев, начали вновь роптать –
Для них Иисус богохульник простой – но Богом предстал опять!

Глаза выжигала им надпись та – на то им Пилат отвечал:
"Вы же его обвинили – «Он – Бог» – это я и написал".

Они же кричали: "Он царь иудейский, и надписи надо сменить!"
Конечно, им лучше убить лжецаря, ведь Бога никак не убить…

"Что написал, то написал и пусть всё останется так –
Царей в Иудее может быть много – и то не греховно никак.

И эту надпись я не сменю, на мне его крови нет –
А вам же теперь побояться надо – для вас может кончиться свет".


Погребение.

Утро пятницы.

Иосиф Аримафейский – влиятельным стал человеком.
Одним из семидесяти двух – в синедрионе он был.
Синедрион – это высший суд, священников в Иудее.
Иосиф пришёл с просьбой к Пилату и просьбой его удивил.

Выкупить тело Христа хотел – похоронить достойно,
Почести должные все воздать, для праведника самого.
Пилат Иосифа уважал и согласился спокойно –
Без выкупа тело ему отдать – мучила совесть его.

Пилат послал человека – узнать; "Праведник точно ли умер?"
И тот, придя на Голгофу, увидел, казнённый не дышит совсем.
Сей человек исполнительным был, а значит, недолго думал –
И Пилату о том доложил: "Он умер, то ясно всем". 


Просьба.

Иоанн Заведеев и некий старейшина, возле креста находились,
Этот второй «с глазу на глаз» сотника начал просить:
"Сейчас за казнённого выкуп заплатят – мёртв он – все убедились,
Пусть тело его не станут портить, колени не будут дробить".

Было так. Тому, кто умер – перебивали колени,
Чтоб убедиться в смерти и лишь – затем снимали с креста.
Сотник приказ получил от Пилата, и не было недоуменья –
Стражников он прочь отпустил, и пост нести перестал.

Сотник был человеком не глупым, и всё понимал прекрасно,
Что распятый, жив до сих пор – он никому не сказал.
Тронут он был поведеньем Христа, сочувствовал не напрасно –
Радовался, что муки Его – он наблюдать перестал.


Тайные ученики.

В синедрионе ученики у Иисуса были –
Это Иосиф Аримафейский и старый друг Никодим,
На выдачу тела добро от Пилата они, наконец, получили,
И в пятницу в полдень казнённого снять – было дозволено им.

Тело они перенесли в окрест Иерусалима,
Иосиф собственную гробницу для погребенья отдал.
Они провели процедуры все только вдвоём с Никодимом,
Тело Христово в бинты обернули, и должное каждый воздал.

С собой Никодим бальзама принёс из алоэ и мирра,
Этим раствором бинты пропитали, (а сделал бальзам Иисус,
Он заранее их научил, как провести процедуры) –
Затем плащаницей Его обернули, закончив в четвёртом часу.


В субботу.

Утром в субботу солдаты пришли, и всё ли так – убедились.
Затем привалили камень большой, и в склеп запечатали вход.
Об этом священники тут же узнали, и в шоке они находились,
И крайне был обеспокоен – синедрионский сход…:

"Как это так? Ведь римский наместник отдал казнённого тело!
И погребали не кто-нибудь – Иосиф и Никодим!
Почести все разбойнику дали" – святошам того не хотелось,
С просьбой они к Пилату пришли: "Сделать мы вот что хотим.

Этот обманщик так говорил – «После трёх дней воскресну!»
Итак, прикажи гроб охранять, чтоб тело никто не украл,
Иначе будет последний обман – хуже первого – точно!"
Пилат был зол на священников этих, и в резкой им форме сказал:

"Имеете стражу, вот и идите, и охраняйте сами!" –
Помнил Пилат – они угрожали  жалобу в Рим передать.
И вот Каиафа распорядился стражу у склепа поставить,
Стражу свою, и на камне у входа – свою поставить печать.


Судьба Пилата.

Воспоминания о праведнике.
 
Римский наместник Понтий Пилат всё чаще беседы с Христом вспоминал,
Он многие вещи переосмыслил, и много чего уже понимал.

Жена его – Прокула, так же всё больше, склонялась к новой вере Христа,
Она вспоминала Его рассужденья, и думала: «Римская вера – не та…»

Иисус своим обликом и поведеньем, на римских священников не походил –
Была в Нём о людях простых забота – он в людях действительно веру родил.

Он в первую очередь пёкся о душах, хотел привнести в них мир и покой.
От лживых священников всем отличался – честностью праведной и чистотой.

У Прокулы в том уверенность крепла – праведник скоро спасёт этот мир,
В дальнейшем она приняла крещение – ведь для неё, Иисус был кумир.

И Понтий со временем, как и Христос, так же о Боге с ней рассуждал,
Стал убеждённым христианином, и множество зол в себе побеждал…


Оклеветанный.

Правил Пилат провинцией славно, за десять лет – никаких мятежей,
Подати в Рим поступали исправно – и вроде б карьера сложилась уже…

Но старым был император Тиберий, всё чаще впадал он в маразмы измен,
Ему повсюду мерещился сговор, и тайные общества для перемен…

И в самом деле, так всё и стало – в сенате начали власть делить,
Враждебно настроенные группировки пытались друг другу во всём «насолить».

И в Риме Пилата уже опасались – известности он в народе достиг…
И вот донос Тиберию сделан – Пилат пал жертвой дворцовых интриг.

Его опорочили, с должности сняли. Сослали в Галлию в город Вьен,
И некогда грозный правитель евреев – впал в депрессию давящих стен.


Свалившееся горе.

Старший сын у Пилата – умер. Сон у Прокулы был такой:
«За сыном её – пришёл Сын Божий, и указал на него рукой.

Сказал Иисус, что его забирает, а мать просила оставить его.
На то Он ответил, что час уже пробил, и молится пусть она за него»…

Через полгода – снова горе… Убили младшего сына у них…
Напала тоска на мать и вскоре – она умерла от несчастий таких…

Понтий остался один, и жизнь – для него потеряла и смысл и пыл.
Он начал пить и в одиночестве, в стену тупо смотрел, и выл…

Ещё через год после смерти жены, прервал никчемную жизнь Пилат –
Повесился он в кабинете своём – и висельник вдвое стал виноват…


Слухи и кривотолки.

Помимо того, что повесился он, слухи пошли, что Христа он казнил,
И тело решили в реке утопить – ссылаясь на то, что земле он не мил.

Но возмутились воды реки и отказались тело принять…
Несправедливо сие для природы – но истолковали неверно опять.

Дескать, Понтий такущий грешник, что даже воде неугоден он,
И тело в Рим решили отправить – Пилат там без почестей был погребён.

Слухи плодились – "За смерть пророка – Пилаты так быстро из жизни ушли!"
Но от Небес – это лишь награда – их души друг друга Там вновь нашли...

Имя Пилат в христианском мире, у многих людей вызывает боль –
Ведь всё-таки в жизни Христа сыграл он, трагическую и важную роль.


Собрано в полную версию 05.06.2014.