Забытая легенда забытой территории. Окончание

Охрипшие Песни
Но все же решение основной задачи-прироста запасов золота- было главным делом, которую надо было решать нашему герою. К этому времени почти все притоки Адычи были опоискованы, выявленные россыпи разведаны и большая часть из них уже отработана или отрабатывалась. Адычанская терраса при всей ее потенциальной золотоносности ,вследствии низких содержаний золота ,при разведке ударно-канатным бурением диаметром 8,5 дюймов (около 200мм) не давала россыпей с промышленными содержаниями. Необходимо было изменить методику поисков и разведки с увеличением объема пробы и повышения ее представительности, для чего надо было внедрить в практику проходку подземных горных выработок с отбором валовых проб из промышленного пласта. Траншейный способ разведки с помощью бульдозеров, применявшийся у соседей в Верхне-Индигирском районе, здесь не подходил из-за больших глубин(до 10м и больше) в отдельных участках террасы. Не сразу, но все поставленные задачи были решены.Благодаря применению крупнообъемного опробования из подземных горных выработок(уклонов с рассечками),которое позволило поднять содержания золота по сравнению с традиционным ударно-канатным бурением в 1,5-2.0 раза и довести их в разведываемых россыпях до промышленных, на высокой 75-м террасе р.Адыча были поставлены на государственный баланс крупные месторождения Лазо, Кемюс, Кылгас, Хорсун,Ураты,Чугас и другие с общими запасами около 50т.По существу, это была единая россыпь, протянувшаяся по обоим берегам р.Адычи на протяжении около 35-40км и шириной на отдельных участках до 4 км. Но существовавшее в те годы распределение полномочий между центральными и территориальными органами, по которому россыпи с запасами более 5т необходимо было защищать в Государственной Комиссии по запасам(ГКЗ) в Москве, а до 5т в Якутске, привело к тому, что единую россыпь делили на части с запасами до 5 т, и каждая часть рассматривалась как отдельное месторождение со своим именем и утверждалось в Якутске и после защиты тут же передавалось в эксплуатацию прииску"Адычанский".В свою очередь, прииск благодаря наличию такой минерально-сырьевой базы, с каждым годом увеличивал добычу и довел ее до 2-х т золота в год.
В конце 80-х,проработав почти 40 лет в условиях Крайнего Севера, герой нашего рассказа покидает эту Территорию и уезжает на заслуженный отдых в те места, которые называют здесь Материком. И его следы дальше теряются. Один из возможных финалов его судьбы описан мной в рассказе"Спутник уже ушел.":
"Пап, а ну угадай, куда меня отправляют в командировку- выпалил сын, едва войдя в комнату, где он уже который месяц лежал в кровати почти неподвижно. И не дожидаясь его ответа сказал, захлебываясь от восторга: «Представляешь, моя компания собирается купить месторождение золота, которое ты открыл тридцать лет назад в Якутии и назвал моим именем, а меня завтра с двумя другими сотрудниками отправляют туда на две недели ,чтобы мы дали заключение о целесообразности этой сделки».
Сердце его как будто остановилось, боль сдавила левую часть груди, но быстро прошла, так быстро, что сын не успел испугаться…
Он только тихо сказал:»А вы успеете подготовиться за такой срок? Все-таки места далекие, нужно хорошо подготовиться к полевым условиям»
Да ты что, отец- засмеялся сын- там уже несколько лет как построен горняцкий поселок на триста человек, есть все условия для жилья и работы. И ,кстати ,принимающая сторона обеспечит нам все необходимое. Ведь они заинтересованы в том, чтобы мы купили у них это месторождение.
Сын, а ты сможешь позвонить мне оттуда- спросил он, затаив дыхание.
-Конечно, да я же говорил тебе, могу позвонить из любой точки земного шара. У нас же сейчас с собой будут спутниковые телефоны.
-Из любой точки не надо, но оттуда мне позвони обязательно, хорошо, сын?
-Обязательно, отец.
-Только отойди немного от поселка вверх по речке и стань рядом с рекой, хорошо?
-Ладно, отец, сделаю обязательно….Жди.
И эти несколько дней, которые понадобились сыну, чтобы сначала на самолетах долететь из Москвы до Якутска, от Якутска до Верхоянска, а затем на вертолете(а ведь до сих пор летают трудяги Ми-8) достичь до Месторождения, он прожил как один миг. Казалось, не было никакой болезни, тяжелого запаха лекарств, и ощущения собственной беспомощности. Он ждал, и он был уже счастлив.
Звонок раздался, как всегда неожиданно. Он жадно схватил трубку:»Отец, ты хорошо слышишь меня- сказал ему родной голос сына. Да, сказал он, хорошо. Как ты там?
Да все отлично, только вот спутник не очень хорошо здесь берет, все-таки северные широты. Ну, слушай, свою реку, отец. И он услышал….

Он слушал свою реку, он слушал свою молодость, он слушал свою любовь, слышал голоса друзей, взрывы на проходке канав, шум буровых станков. И пронзительную тишину, которая бывает всегда, когда ты уже неделю ждешь вертолет. Он слушал свою жизнь и готов был слушать ее бесконечно…

-Отец, спутник сейчас уйдет,- сказал ему сын. Тебе что-нибудь привезти отсюда? Говори скорее, пока еще есть связь.
Спасибо тебе, сын- сказал он. И тихо добавил:»Прощай».Сын успел его услышать. И даже успел еще сказать»Не смей, отец».

Но спутник уже ушел….. "
Если это было так, значит, жизнь была прожита не зря. Но боюсь, что во многих других случаях ,все было жестче и прозаичней.
Я хотел посвятить этот маленький рассказ геологам-ветеранам нашей прославленной ордена Знак Почета Янской геологоразведочной экспедиции(ЯнГРЭ, сейчас АО"Янгеология"),трудом которых в те далекие годы была создана минерально-сырьевая база Северо-Восточной Якутии, на основе которой были созданы крупнейший в СССР по добыче олова Депутатский ГОК, предприятия по добыче россыпного золота-комбинат "Куларзолото" и прииск"Адычанский",рудник"Сентачан"(золото и сурьма)и многие другие. Были построены крупные поселки со всей необходимой промышленной и социальной инфраструктурой, в которых проживало тысячи и даже десятки тысяч людей. Имена некоторых наших ветеранов носили открытые ими месторождения, поселки и улицы в этих поселках. И это было, с одной стороны, данью памяти этим людям, и одновременно, напутствием для современников. И это было правильно, и казалось, так будет всегда.
Но случившаяся в 90-х годах перестройка с развалом СССР и переходом России на рыночную экономику привела к тому, что Север сегодня оказался никому не нужен. Брошенные на самовыживание Депутатский ГОК, комбинат "Куларзолото", прииск"Адычанский" быстро обанкротились, поселки опустели, многие из них ,особенно в Куларском районе были полностью брошены. Сегодня там не осталось никого. И имена наших героев, казалось бы, навечно запечатленные в названиях поселков, улиц и месторождений, так же уже забыты.
У О.М.Куваева его культовый роман" Территория" о геологах Чукотки того же времени заканчивается следующими словами:
"День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня
создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не
ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем
занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?."

Наши герои, если бы они были живы сегодня, на это могли бы сказать:
"Мы были на тех тракторных санях и это наши лица обжигал тот самый февральский морозный ветер. И мы довольны собой, потому что при встрече мы можем сказать друг другу " а помнишь?- и углубиться в сладкую тяжесть воспоминаний, где смешаны реки, горы, тайга и тундра, пот, холод, смерть товарищей, нечеловеческая усталость, мечты и святое чувство нужной работы. Мы знали грубость и красоту реального мира, жили как и положено жить мужчине и человеку."

Постскриптум.
Еще раз хотел бы подчеркнуть, что мой герой это образ собирательный, собранный из разных персонажей. Я специально не называл имен, потому что любое имя и фамилия подразумевает что-то документальное. А это требует ссылок на фактографический материал, которых у меня нет. А память, как известно, вещь избирательная.
Очень много взято из книги"Геологи Яны",изданной в 2001г к 60-летию нашей экспедиции.

И в заключении хотел бы привести два стихотворения, написанных мной и моей женой и посвященных этим людям:

Н.Тямисов "Геологам Дальстроя"

Тяжелая судьба и долгий трудный путь
Такое им досталось назначенье:
В глухой тайге прокладывать маршрут
Для новой жизни новых поколений.

Была у них работою судьба.
Смерть приходила в образах природы.
Все остальное- просто ерунда
Которая мешает лишь работать.

Сейчас на их могилах рудники.
По графику идет руда из лавы
На материк бегут товарняки
А им же не осталось даже славы.

Кто вспомнит нынче ваши имена?
Кто в память вашу вверх взметнет бокалы?
Сейчас пришли иные времена,
Совсем другим досталась ваша слава.

Но вижу я усмешку ваших губ,
И дерзкие улыбки вижу ваши.
Зачем нам это?.Дали бы раз курнуть
И не тревожьте больше души наши.

И.Тямисова"Геологам Дальстроя"
Вас не ждали, не звали и не вспоминали,
Не жалели в смертях, не дарили чудес.
Вы неслышно входили, молчком исчезали,
Получая, что было и всегда в недовес.

Табаком не скупясь, угощали друг друга
И пускали по кругу бутылку с хмельным.
Заметала следы равнодушная вьюга
И скрипела прощально бараком пустым...

Это после, в мерцающий свет мониторов
Забивали поспешно колонками цифр
То, что сделано вами без лишних узоров
За пределом возможного, минувши шифр.

Завернутся спиралью временные потоки
И смышленый компьютерщик в пару минут
Нам на карту полезных и важных истоков
Нанесет ваших жизней правдивый маршрут