Я только Русью и жил

Нелли Неженцева
Иногда мы задаемся  вопросом, а знаем ли имена в русской истории, являющиеся символом  всей национальной культуры? И сразу же легко находим ответ на этот вопрос -  это великие русские художники Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович Васнецовы. Их творчество сопровождает  жизнь каждого, кто живет в России. Меня очень удивит, если кто-то  совсем не знает об этих художниках, не видел и не знает их картин.

Конечно, телевидение, интернет, огромное количество информации отдаляют нас от истинной русской культуры и живописи, которой мы можем гордиться, пока будет существовать великая  Россия. С грустью замечаю, что, наверное,  многие не останавливаются уже, как в детстве, около картин Виктора Васнецова и не разглядывают  с прежним восторгом  сказочные, былинные и исторические сюжеты.

Попытайтесь вспомнить свои детские впечатление и ощущения от его  картин.  Например, как герой сказок страшный Серый  Волк несет прекрасного Ивана-Царевича и Царевну невиданной красы по дремучему, непроходимому (вятскому!) лесу. А вот летит в облаках, выше птиц, ковер-самолет в неведомые дали и несет куда-то заморского принца.  Уверена, что нет таких, кому  незнакома картина с тремя русскими богатырями? И кто же в детстве не рассмотрел каждую деталь этой картины: богатырские доспехи, не оценил силу русских богатырей и  коней, соответствующих  персонажу. Думаю, что все мы в свое время погрустили вместе с Аленушкой, сидящей на камне у темной воды, с  трогательно и безнадежно склоненной головкой. От нашего цепкого детского взгляда не укрылась ни одна деталь, когда мы встретились с картиной художника, где  Витязь на распутье думает, какая же дорога будет верной; или долго всматривались в грустную картину, где после побоища Игоря Святославича с половцами  перед глазами возникало  поле былой битвы, на котором полегли в бою враги и русские воины, а хищные птицы над полем только и ждут начала своего страшного пира; ну и, конечно, помним встречу князя Олега с Кудесником, предсказавшим ему гибель от  коня своего, и многое, многое другое.

В старинном здании школы, где прошли мои школьные годы, учителя заботились о приобщении  к прекрасному, и вдоль лестницы с третьего этажа по первый по стенам были размещены в рамочках репродукции самых известных картин русских художников из собрания Третьяковской галереи. Были, конечно,  и репродукции картин и В.М. Васнецова. Мы называли эту школьную  галерею Малой Третьяковкой. И существовала эта школьная галерея очень долго. С тех пор прошло много лет, и я успела побывать не раз в Третьяковской галерее, многократно в Русском музее в Петербурге и других великих музеях страны.

Мой интерес к творчеству художников Васнецовых значительно возрос, когда, работая над материалами моих предков, два года назад обнаружила невероятное совпадение: мои предки, прадедушка Юферев Михаил, священнослужитель, жил в селе Рябово, которое находится в вятском крае. По архивам именно там родился   один из его сыновей Леонид.(Юферев Леонид Михайлович; Год рождения 1883 Место рождения Вятская губ., Вятский у., с. Рябово.) И кто знает, может быть, мои предки-священники встречались в таком небольшом селе Рябово с братьями Васнецовыми, когда те приезжали на родину.

Именно село Рябово является домом Васнецовых, их «родовым гнездом.» В этом доме семья Михаила Васнецова, отца будущих художников, прожила 20 лет.  Сюда приезжали братья Васнецовы, когда стали уже знаменитыми. Именно здесь похоронены их отец и мать. Художники очень любили это место, и здесь на вятской  земле возникли замыслы их будущих картин.

Интересным для меня было и то, что  весь род Васнецовых был священническим, как и род моих предков-священнослужителей Юферевых. Первое упоминание приходится на 1678: псаломщик Трифонова монастыря Дмитрий Кондратьев сын Васнецов. И  корни рода Васнецовых изначально идут из Перми Великой.

В этом удивительном вятском крае,  в Рябово, художники увидели красоту вятской земли, сказочные дремучие леса, бескрайние цветущие поля, летние солнечные и  зимние снежные пейзажи. Здесь же они прониклись народным бытом людей, слышали их сказки и легенды и, естественно, все, что впитали будущие художники в отцовском доме, впоследствии отразилось в их типично русском творчестве.

В настоящее время с 1981 года в доме Васнецовых (Рябово, Зуевского района)находится  Мемориальный музей, в котором можно увидеть документы, фотографии,  старинные предметы той эпохи и подлинные картины А.М. Васнецова  «Пашня» и «Дуб.» Он является филиалом Кировского областного музея имени Васнецовых.

Когда писала о фотохудожнике  Мирового масштаба, родом из Вятки, С.А. Лобовикове, то узнала, что Сергей Александрович  общался не только с Федором Шаляпиным, делал портреты самого певца и его отца, но и дружил  с братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми.  Вообще вятские художники были нередкими гостями дома Лобовиковых. Для фотографа братья-художники стали и друзьями и единомышленниками. 
Всегда удивляюсь, как тесно переплетались судьбы великих людей Вятского края, если они жили в одно, такое богатое  гениальными талантами, время.

Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов,  окончил Вятскую духовную семинарию и был направлен (рукоположен) в священники Троицкой церкви  Уржумского уезда села Лопьял. Мать художников  Аполлинария Ивановна тоже происходила из священнической семьи. Именно там родились два старших сына в семье, Николай и Виктор.

В 1850 году Васнецовы переехали в село Рябово. Здесь родились еще четверо братьев: Александр, Аркадий, Аполлинарий, Петр.

 Всем шестерым сыновьям   Михаил Васильевич  дал начальное образование  дома. Он учил их всему: читать, писать, считать, петь. От него  же  были получены первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого раннего детства, – вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, – и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и прочее) по воспоминанию...».

Оказывается,  род священников Васнецовых был наделён от природы художественными дарованиями.  Среди них были архитекторы, а также некоторые из этого талантливого рода  участвовали в  росписи стен храмов, устройстве иконостасов, написании живописных работ.

По прошествии долгих лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, уже ставший  академиком Петербургской Академии художеств, в автобиографическом рассказе «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».

Все шесть сыновей Васнецовых получили духовное образование и воспитание, и все служили на благо Отечеству. Два брата наиболее известны нам с самого детства, и их творчество сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни.
После окончания Вятской духовной семинарии Виктор, а за ним и Аполлинарий, поступили в петербургскую Академию художеств, но не утратили  связь с родной вятской  землей.

В 1909 году братья Васнецовы, уже хорошо известные  всей России художники, предложили «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а также оказать содействие в приобретении произведений других художников.» Таким образом  в Вятке появился художественный музей – ныне Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В этом музее находится одна из самых значимых  региональных коллекций живописи: около 18 тысяч произведений живописи и графики, в том числе 27 работ Виктора Васнецова и 25 - Аполлинария Васнецова, полотна Шишкина, Левитана, Тропинина, Репина, Сурикова, Айвазовского, Сарьяна, Кандинского и др..

Самый крупный Дом-музей В. М. Васнецова - это филиал Государственной Третьяковской галереи, который находится в Москве.

В Государственном Русском музее  Санкт-Петербурга вы тоже можете познакомиться с  некоторыми картинами  В.М. Васнецова.

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — художник- живописец, мастер-портретист и пейзажист, театральный художник, мастер исторической и фольклорной живописи. Профессор, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель ордена Почетного легиона (Франция.

Когда-то В. М. Васнецов  написал о себе: «Я жил среди мужиков и баб и любил их не “народнически”, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печке при свете и треске лучины».
Ему же принадлежат слова, которые раскрывают весь смысл его творчества:«Я только Русью и жил».

В творчестве художника ярко представлены разные жанры. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например, в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое и фольклорное :«Витязь на распутье» (1882) «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881),  «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898) , «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) и многие, многие другие.
В конце 1890-х годов всё более важное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве, в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, и многих других соборах.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — художник-пейзажист, мастер исторической живописи, искусствовед. 
Васнецов А. М. говорил  о форме и содержании живописи: "В последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: "не важно, что писать, а важно, как писать". Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть "содержанием".  
 
Васнецов А.М. много путешествовал, важное место в его живописи стали занимать пейзажи Урала и Сибири, выполненные в стиле северного модерна («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891, «Кама», 1895).
К 1900 году А. М. Васнецов очень известный художник. В этот период и появляются первые монументальные полотна из истории Москвы. Чтобы написать  лучшие исторические картины: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост" и многие другие,  ему пришлось стать ученым-исследователем и подробно изучать историю.
О творчестве Аполлинария Васнецова мы не можем сказать, что знаем о нем с детства, как о творчестве его старшего брата Виктора. Но каждый разносторонний человек знает о талантливейшем творчестве братьев Васнецовых.

Я не ставила своей целью написать полную  биографию и проследить весь творческий путь великих русских художников родом из вятского края. Этим занимаются профессиональные искусствоведы. Но в очередной раз хотела выразить восхищение   гениальными земляками, достоянием великой страны. И, может, напомнила  кому-то о детских впечатлениях от картин братьев Васнецовых или вызвала интерес и желание вновь  увидеть их картины в великих  музеях нашей страны, а, если невозможно, то в иллюстрациях или по интернету.

Творчество художников братьев Васнецовых  является  символом нашей национальной  культуры,  в них наша РУССКАЯ ИСТОРИЯ, СКАЗКА, БЫЛИНА. И только в литературе, живописи и других видах искусства наша история правдива и неизменна.

 «Встреча Олега с кудесником. Иллюстрация В.М. Васнецова к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина».