Забытая легенда забытой территории. Продолжение

Охрипшие Песни
Галенит

Забытая легенда забытой территории
Продолжение

К моменту прибытия наших героев и Батагай, и Эге-Хая представляли собой крупные промышленные поселки с населением в несколько тысяч человек каждый, связанные между собой грунтовой автомобильной дорогой, по которой на самосвалах возили руду с месторождения на обогатительную фабрику. Кроме вольнонаемных работников, широко использовался труд заключенных, для которых было построено несколько исправительно-трудовых лагерей рядом с этими поселками.
В пос.Эге-Хая их уже поджидал трактор с санями на который они переложили с машины привезенный груз, докупили кое-какие продукты в местных магазинах и выехали дальше. Уже к вечеру того же дня они были на своем участке. На месторождении в то время шла проходка подземных горных выработок (штолен и рассечек) с целью прослеживания и оконтуривания рудных тел и велось колонковое бурение как с поверхности, так и с подземных выработок с целью изучения флангов и глубоких горизонтов месторождения. Одновременно здесь велась проходка шурфов по долине одноименной речки с целью разведки возможной россыпи олова.
Геолог, которого он должен был заменить, был хмур, неприветлив и раздражителен. За три дня он ввел его в курс дела, показал все выработки, научил азам документации и опробования и на четвертый день на попутном транспорте выехал в Батагай. Выяснилось, что он недавно привез из материка молодую жену и оставил ее в поселке, где она устроилась на работу на обогатительную фабрику. И вот, пока муж работал на участке Улахан-Эгелях, она стала жить с другим, о чем ему рассказали приехавшие товарищи. Поэтому он категорически потребовал себе замену, чтобы самому выехать в Батагай и разобраться со своей семейной жизнью. Учитывая огромный дефицит женщин в тех краях, это была довольно обычная история для того времени. Забегая вперед, скажем, что через месяц этот геолог вернулся на участок и продолжил работать. К тому времени, герой нашего рассказа уже хорошо освоился на участке и они уже вместе продолжили работать, тем более, что объемы работ возросли и порой даже вдвоем не хватало времени на своевременную документацию и опробование выработок и скважин. К тому же катастрофически сокращалось дневное время и в конце ноября здесь наступала полярная ночь, длившаяся до конца января.
В середине ноября на участке шурфовочных работ заболел взрывник, и нашему герою пришлось по совместительству выполнять его работу. Однажды, при проходке шурфа глубиной около 20м,с ним произошла следующая история. Рабочие пробурили, как всегда, свои 5 бурок(4 по углам и 1 в центре) и он спустился в шурф, зарядил их, поджег шнуры и дал команду на подъем. На воротке стояли 2 молодых парня, и они не заметили, как трос соскочил с вала на ось. Вначале подъем замедлился, а затем и совсем прекратился, так как трос заклинило между валом и стойкой воротка. Он повис где-то на высоте 7-10 м от забоя. Рабочие растерялись и стали кричать, спрашивая, что им делать. Он им приказал бросить вороток и ждать сигнала на подъем, а сам отстегнул страховочный пояс от троса, вылез из бадьи, упал на забой и выдернул горящие шнуры из бурок, после чего потерял сознание, так как шурф уже наполнялся удушливым дымом от горевших бикфордовых шнуров. Очнулся и пришел в сознание уже наверху, лежащим на снегу, когда рабочие распутали трос и вытащили его на поверхность.
В конце февраля нашего героя вызывают в Батагай. В это время в экспедиции уже составлены отчеты по работам за прошлый сезон и начинают формироваться полевые партии на новый сезон. Как всегда, в связи с расширением фронта работ специалистов катастрофически не хватает, и тут главный геолог вспоминает, что на участке Улахан-Эгелях бьет, по его мнению, баклуши молодой специалист.
Так началась полевая эпопея нашего героя, захватившая его целиком и полностью на долгие годы. И уже в первый же полевой сезон ему достались тяжелые испытания.
Но обо всем по порядку. Он был назначен прорабом-разведчиком в партию масштаба 1:10000,работавшей на одном из участков Депутатского рудного поля. Партия была плохо укомплектована. Из ИТР были только начальник партии, он же геолог, наш герой-прораб и коллектор. А горные работы велись одновременно на 3-х участках, отстоящих друг от друга на расстоянии от 3 до 5км.Начальник партии больше занимался составлением геологической карты участка масштаба 1:10000,т.е все его время уходило на топоработы и геологические маршруты. Коллектор постоянно находился на базе партии и занимался приемкой и обработкой проб, поступавшей с участков. Ему же, как уже имеющему опыт документации горных выработок, было поручено вести проходку канав.
Все горняки в то время были заключенные, которые были разделены на 2 лагеря. Одни были так называемые воры в законе, а другие-"суки",т.е те же воры в прошлом, но нарушившие воровской закон и сотрудничавшие с администрацией лагерей. Между ними постоянно шла вражда. Однажды ему сообщили, что сегодня вечером на базе партии ворами в законе назначена разборка, которая может закончиться убийством одного из рабочих-"сук".Уже была заготовлена брага под это дело в палатке дробильщиков. Тогда он приказал коллектору незаметно забрать и увезти этого рабочего в лагерь заключенных, находившийся в пос.Депутатский. А сам же, чтобы отвлечь внимание воров, предварительно помывшись в бане ,пошел к ним в палатку и попросил у них бражки после баньки. Воры не отказали и поставили на стол большую кастрюлю. Выпив одну кружку, он похвалил брагу и налил еще, а затем еще и еще. И пил так до тех пор, пока не выпил больше половины кастрюли. После этого, поблагодарив воров и стараясь не шататься, вышел из палатки и ушел из базы партии до ближайшего участка, где упал и отключился. Так было предотвращено намечавшееся убийство.
Уже летом им прислали молодую специалистку, которая стала помогать ему в оформлении документации, т.к он разрываясь между 3 участками, он не успевал вовремя оформлять альбомы документации канав, журналы опробования, реестры образцов и т.д.Девушка была молодая, трудолюбивая и хорошо образованная, но у нее был один недостаток. В солнечную погоду она любила загорать, лежа в купальнике на оленьих шкурах. Неоднократные просьбы не делать этого, не дразнить рабочих-заключенных не возымели действия. И вот однажды, вернувшись с участка на базу, он услышал шум и громкие голоса в большой палатке-столовой. Зайдя туда, увидел следующую картину: около 15 рабочих пили за столом брагу. Как оказалось, они отмечали день рождения своего бригадира, бывшего вором в законе. В дальнем углу сидела молодая специалистка, имевшая бледный и испуганный вид. Он вежливо поздоровался со всеми и попросил молодую специалистку выйти, т.к мол, принес ей работу. Однако, рабочие ее не пустили, мотивируя это тем, что рабочее время уже кончилась и она, как и все имеет право на отдых. Один из них гнусно намекнул, что она является подарком на день рождения имениннику. Дело принимало совсем скверный оборот. Тогда он вышел, обогнул палатку и ножом разрезал ее в том месте, где сидела специалистка. Схватив за руку, выдернул ее из-за стола и ,быстро, пока не опомнились рабочие, прибежал с ней в свой рубленный деревянный домик и закрылся изнутри. Через несколько минут подвыпившая компания попыталась взломать двери и силой забрать девушку, но после предупредительных выстрелов из карабина поверх голов, поматерившись и осыпая его угрозами, удалилась продолжать пьянку. Через некоторое время наступило затишье, и воспользовавшись этим, они с молодой специалисткой потихоньку ушли с базы партии на ближний участок горных работ, где находился и начальник партии. И с этого дня специалистка оставалась уже с начальником партии на съемочных работах. Он же вернулся на базу, дал один день рабочим на то, чтобы все успокоились и после этого жестко поговорил с зачинщиками веселья. Под угрозой возвращения в лагерь заключенные дали слово, что подобное больше не случится. И, кстати это слово было выдержано.План на сезон по горным работ был выполнен на 146%.

И в этом же году ему пришлось впервые столкнуться с полчищами комаров, которых в этих краях было несметное количество. Неоднократно приходилось встречать погибших оленей, которым комары забивали напрочь дыхательные пути. Или сохатого(лося),который спасаясь от комаров, залезал полностью в воду, оставляя на поверхности только рога, уши и ноздри. Да что там животные, когда из-за комаров приходилось останавливать через каждые 25-30 минут трактор, так как они забивали все пространство под капотом и мотор не мог охлаждаться. И после поднятия капота, можно было набрать с поверхности мотора пару мешков сушеных комаров. Осенью, когда все партии вернулись на базу экспедиции, выяснилось, что в партии, работавшей по соседству в Абыйской низменности, из-за комаров погибли все лошади. По этой причине партия не смогла выполнить запланированные объемы, не выполнила геологическое задание и к тому же понесла убытки из-за вынужденной компенсации совхозу, где были арендованы лошади, их стоимости. С тех пор он стал хорошо понимать смысл якутской поговорки, говорящей о том, что из-за комаров иногда не видно солнца.