Забытая легенда забытой территории

Охрипшие Песни
От автора Галенит. http://www.stihi.ru/avtor/galenit

Хотелось бы сразу предупредить читателей, что герой нашего рассказа образ скорее собирательный, хотя многим моим знакомым северянам он покажется реальным человеком. Кому то покажется, что он знал этого человека, может быть даже работал с ним. Кто-то вспомнит, что он слышал рассказы про этого человека от кого-то из своих друзей и товарищей.
Где он родился и где прошли его детские и школьные годы, это не так уж и важно. Важно то ,что так или иначе ему пришлось в юном возрасте испытать все тяготы Великой Отечественной войны(голод, холод, потерю родных и близких), хотя непосредственного участия в боевых действиях он не принимал.
Как и многие из его поколения, он закончил институт где-то на материке, как он сам потом будет называть ту часть СССР, где была нормальная жизнь, с городами и благоустроенными квартирами, с троллейбусами и трамваями, и где до любого места можно было добраться если не на автобусе, то поездом.
И самое важное, что по окончании вуза в начале 50-х годов он по распределению попал на территорию Северо-Восточной Якутии, которая в то время входила в зону действия Главного Управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР, сокращенно «Дальстрой»,
Здесь мы немного отвлечемся и уделим какое-то время этой организации, потому что без понимания ее роли сложно понять и дальнейшие события в этом рассказе.
Основной задачей Дальстроя, организованного еще в 1931г., являлись разведка и добыча, причем в кратчайшие сроки, золота, олова и других стратегически важных полезных ископаемых для развития народного хозяйства, и в первую очередь оборонной промышленности в условиях надвигающейся второй мировой войны, а также создание базы для дальнейшего длительного, комплексного освоения и эксплуатации ранее необжитых территорий Северо-Востока СССР.
Работы в экстремальных северных условиях по освоению территории, добыче золота, руд цветных и редких металлов и угля, а также развитию инфраструктуры выполнялись в первые годы в основном вольнонаёмными работниками, а после переподчинения, в 1938 году, "Дальстроя" НКВД СССР заключёнными различных исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), разбросанных по огромной территории..
В период своего существования «Дальстрой» занимался не только интенсивным промышленным и дорожным строительством, но и осуществлял властные административно-политические и хозяйственные функции на территории своей деятельности.
Это было своего рода государство в государстве, которое показало свою эффективность особенно в годы Великой Отечественной войны. Именно усилиями Дальстроя в СССР были резко увеличены золотовалютные резервы, во многом благодаря которым были организованы поставки вооружения из США по ленд-лизу. Известно, что перед тем, как принять решение о поставках, США направили свою делегацию в Магадан для того, чтобы убедиться в реальности добычи тех объемов золота, которыми Советский Союз должен был впоследствии расплатиться за оказанную помощь. Побывав на участках золотодобычи и посмотрев сменные и суточные съемы золота с промприборов в течении нескольких дней, американская делегация по возвращении в США дала положительное заключение и поставки были начаты.
Именно Дальстроем в далеком Верхоянском районе, известном в царское время как место ссылки политических заключенных, а также как полюс холода опять же благодаря политзаключенным, организовавшим в г.Верхоянске первые метеонаблюдения, была в очень короткие сроки организована промышленная добыча олова с месторождения Эге-Хая, без которого невозможно было наладить производство снарядов и пуль, а также консервов для фронта.
Во времена Дальстроя на территории Северо-восточной части СССР были организованы горно-промышленные управления ,из которых впоследствии были созданы самостоятельные прииски, комбинаты и геологоразведочные экспедиции. Одна из таких экспедиций на базе Янского горно-промышленного управления(ЯГПУ) была организована в пос.Батагай Верхоянского района. Вот в эту экспедицию в 1953г. и был направлен герой нашего рассказа.
Уже сама по себе дорога, которую пришлось преодолеть, чтобы попасть в этот поселок, заслуживает того, чтобы хотя бы вкратце описать ее.
Все началось в Москве, в представительстве Дальстроя, где ему были выданы командировочное удостоверение, деньги и билет на поезд до Владивостока. Пока шло оформление, он жил в уютной дальстроевской гостинице и успел совершить несколько экскурсий по Москве, в первую очередь на Красную Площадь, Исторический музей и даже сходить в Большой театр. В гостинице вместе с ним жили несколько молодых парней из других вузов страны, которые также получили направление в Дальстрой. И вот все вместе они садятся на поезд и около 10 суток едут через всю страну во Владивосток. По дороге, естественно, они проезжают мимо барельефа И.В.Сталина на скале рядом со станцией Зима, наслаждаются видами знаменитого озера Байкал, покупают на вокзалах и полустанках горячую картошку, соленые помидоры и огурцы, и конечно, знаменитого байкальского омуля. Постоянно меняются попутчики, одни сходят, другие подсаживаются. Знакомства сменяются прощаниями, прощания -новыми знакомствами. И все это сопровождается обильными возлияниями и к концу путешествия дальстроевские деньги заканчиваются.
Во Владивостоке их также встречают представители Дальстроя, селят в свою гостиницу и выдают деньги на дальнейшую дорогу. А им предстояло ехать, или вернее плыть в Магадан, столицу Колымского края, как пелось в песне тех времен и где находилась штаб-квартира Дальстроя. Ожидания парохода занимает несколько суток, большую часть которых они днем проводят на берегу океана, загорая, купаясь и восхищаясь красотой океанских просторов, а по вечерам заседая в местных ресторанах.
Но вот наконец приходит пароход(это мог быть "Феликс Дзержинский","Ильич" или "Находка") и с боем заняв свои места, наши молодые специалисты отправляются в плавание до Магадана. Не всем по душе приходится это почти недельное путешествие по морским просторам, особенно, когда сильно штормит. Когда они сходят на берег в бухте Нагаево, некоторых из них сильно покачивает. Но молодые организмы быстро справляются и с этими нагрузками.
На всем пути следования поражает слаженная работу всех служб Дальстроя. Вот и сейчас по прибытии в бухту Нагаево почти 3000 пассажиров с парохода были оперативно разгружены, прошли санитарную обработку, помыты в бане и доставлены в бараки на 4 км.
На следующее утро они прибывают в контору Дальстроя. Их принимает главный геолог, легендарный в то время человек, один из первых участников знаменитых экспедиций Билибина в конце 20-х-начале 30-х годов, открывших золото Колымы. Он рассказывает о территории деятельности управления и дает краткую характеристику структурных подразделений, направлении работ каждого из них, после чего приступает к их распределению.
И герой нашего рассказа вместе с двумя из своих попутчиков получает направление в Янское геологоразведочное управление в пос.Батагай, о котором до сих он ничего не знал и не слышал. В отделе кадров их знакомят с представителем этой экспедиции в Магадане, который по роду своей службы организует получение и отправку в Батагай материально-технических ресурсов, необходимых для проведения геологоразведочных работ. Через несколько дней на самолете Ли-2,нагруженном различными материалами и оборудованием, они вылетают в Батагай. По дороге самолет садится в пос.Зырянка, расположенном на берегу знаменитой р.Колыма, для того чтобы заправиться горючим. Здесь внезапно портится погода и всем приходится несколько дней пережидать тут непогоду. И так как это путешествие через всю страну заняло у них почти полтора месяца, то прилетают они в Батагай в начале сентября, когда там уже вовсю лежит снег.
В эту пору почти все геологи находились еще на полевых работах и поэтому в конторе было пустынно и скучно. Но, к счастью, для нашего героя, внезапно потребовался геолог на разведке оловорудного месторождения Улахан-Эгелях, который находился относительно недалеко от Батагая. И через несколько дней, вместе с прорабом и завхозом этой партии, которые получали на базе экспедиции какое-то количество продуктов, одежды и снаряжения для партии, они выехали сначала на машине до пос.Эге-Хая, где отрабатывалось одноименное оловорудное месторождение. Так как с этого месторождения началось практически промышленное освоение территории северо-восточной Якутии, стоит немного подробнее рассказать историю открытия, разведки и отработки этого объекта.
Месторождение Эге-Хая( в переводе с якутского Медвежья гора) было открыто в 1936 Киргиляхской геолого-поисковой партией Якутского отделения треста"Союзникельоловоразведка"(сокращенно ЯОСНОР) под руководством П.П.Епифанова. Практически в тот же год, осенью, была начата разведка месторождения с поверхности канавами, а в 1937 г. началась проходка шахты, штольни и других разведочных выработок. В 1936г. открылась навигация по р.Яна, а уже в следующем году сюда поднялись три парохода и около 20 грузовых барж, доставивших более 4000 т груза для разведки Эге-Хая. Благодаря успешным результатам разведочных работ и учитывая важное значение данного месторождения для страны Народный Комиссариат тяжелой промышленности СССР 22 октября 1938г издает приказ об организации управления по строительству олово-обогатительного комбината"Якутолово". Одновременно началось строительство двух небольших опытных обогатительных фабрик с производительностью 10 и 50 т руды в сутки.
Первые 2.9т оловянного концентрата были получены в 1938г.,а в 1939 уже более 20т.
В 1938г. остро встал вопрос о месте для строительства крупной обогатительной фабрики, для чего была выбрана площадка на правом берегу р.Яна в 4,5 км ниже устья речки Батагай. И уже в 1939г.были построены первые дома и производственные здания, заложившие основу пос.Батагай.
Продолжение следует