Media Отношения со скрипкой - всегда любовь

Маргарита Мендель
Ирина Дмитриева — преподаватель скрипки в частной музыкальной школе «Маэстро», дипломант международного конкурса, артистка хора студии «Per aspera…» Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Мы поговорили с Ириной о ее творческом пути, о том, почему музыкой можно начать заниматься в любом возрасте и о каких вещах в сфере культуры необходимо говорить прямо.

Срочно на скрипку

Моя мама музыкант и как раз-таки она привела меня в музыкальную школу. Помимо этого, с музыкой в моей семье связаны тетя (мамина родная сестра) и моя двоюродная сестра — в детстве она тоже закончила музыкалку. Сие действие — отправление меня в ДМШ — было мотивировано следующей мыслью: чтобы ребенок не болтался без дела. Изначально никто и не думал отдавать меня в класс скрипки, получилось это случайно. Меня хотели отдать на общую эстетику, но при прослушивании был обнаружен абсолютный слух. Тогда приемная комиссия произнесла: «Какая общая эстетика? Срочно на скрипку!»

Выбрать «ту самую…»

Отношения со скрипкой — всегда любовь. Начинала я с восьмушки, потом у меня была ученическая четвертушка, половинка, трехчетвертная скрипка и две целые — получилось шесть инструментов. Из всех я могу выделить трехчетвертную скрипку — это была моя первая мастеровая скрипка, которую мне на время дал преподаватель, потом из нее я выросла и уже перешла на целый инструмент, с которым закончила музыкальную школу и поступила в колледж. В колледже мой первый преподаватель Марина Александровна Кузина сказала, что такой инструмент не пойдет для профессиональной деятельности и пригласила мастера из Москвы. Мастер приехал с тремя инструментами — с ними меня отправили в кабинет выбирать «ту самую». Так я и познакомилась с моей нынешней скрипкой.

От концерта до… концерта

Когда я впервые вышла на сцену сейчас уже не вспомню, но с точностью могу сказать, что это была сцена, где я начинала свое обучение — ДМШ №5 Новосибирска. Конечно, безумно волнительно. Помню ощущение полностью одеревеневшего тела, потому что ответственность зашкаливала, несмотря на то, что мне было всего пять-шесть лет. Тогда было просто страшно (Смеется). Когда моя преподаватель перешла работать из Пятой музыкальной школы в ДМШ №1, я перешла вслед за ней, менять преподавателя мне не хотелось. Воспоминания о Первой музыкальной школе самые теплые и счастливые. Я отыграла множество конкурсов на ее сцене, в том числе до того, как стала ученицей этой школы. Концертная жизнь кипела и была безмерно насыщенной — это масса конкурсов, мероприятий самых разных уровней — от внутришкольных до международных. То время, когда иногда было и по три концерта в день, когда ты забываешь, что такое волнение и существует ли оно: ты просто выходишь, играешь и движешься дальше. В колледже концертная практика поскромнее, связанно это с основной задачей — поправить технику. Что же касается людей, которые повлияли на мое становление как музыканта, то это все-таки мой первый преподаватель — Чистякова Елена Александровна, и один из моих преподавателей колледжа — Жигулева Людмила Александровна.

С вдохновением как по нотам

Трудно выделить несколько произведений из всего, что очень нравится и что хотелось бы сыграть, но из композиторов могу подчеркнуть Венявского, Вьетана и Хачатуряна. Хачатурян — действительно любовь на всю жизнь. Его музыку могу слушать и играть без исключения, всю, подряд и сутками напролет. Из музыкантов-композиторов современности выделю греческого композитора Янни Хрисомаллиса — его произведения, хоть они и не написаны конкретно для скрипки, играть в переложении очень здорово. Фраза «Я меломан» ко мне тоже применима за исключением одного — я не переношу рэп. Ни отечественный, ни зарубежный. Неизменно буду любить группы BonJovi и Scorpions, все остальное варьируется под настроение и периоды жизни.
Поскольку сейчас большая часть моей жизни посвящена преподаванию,то у меня и здесь есть один образец для подражания — Захар Нухимович Брон. Мне кажется, для многих скрипачей он является примером — как преподавателя, так и исполнителя. Я участвовала в нескольких его мастер-классах, и это были самые яркие открытые уроки. Достаточно часто задумываюсь: «А что бы сказал в той или иной ситуации ученику Захар Нухимович».

В формате комфортного музицирования

Учиться ко мне приходят люди самые разные, с самыми различными целями, запросами, и мне бывает очень интересно разбирать случаи преподавательской практики. Особенность преподавания в «Маэстро» заключается в том, что ты никогда не знаешь, кто придет к тебе завтра, и к чему тебе нужно быть готовым. Это может быть ученик средней школы, поскольку я работаю с людьми от 12 лет и старше, юноша или девушка 16-18 лет или совсем взрослый, абсолютно самодостаточный человек. Специфика заключается в факторе «неизвестности», поэтому для достижения лучшего результата приходится всегда подстраиваться. Возвращаясь к случаям: однажды ко мне на урок пришла девушка с весьма нестандартной проблемой — для нее невозможна была игра на скрипке в «классическом» ее виде, т.е. скрипка в левой руке, а смычок — в правой. Девушка была стопроцентной левшой, и скрипка у нее была тоже «леворукая»: она ее держала в правой руке, а смычок — в левой. Поначалу меня этот случай напугал — как работать с этим человеком, а получится ли у меня? Ведь работа с учеником — всегда очень серьезная ответственность. Но как оказалось, все достаточно благополучно сложилось и впоследствии никакой разницы на совместной практике мы не заметили.
Самый главный плюс частной музыкальной школы — это свобода от бумажной работы, свобода от постоянного контроля со стороны заведующего отделением, отсутствие экзаменов и жестких проверок. Человек развивается в индивидуальном формате, комфортном именно для него. Еще один плюс — возрастные цензы. В детскую музыкальную школу дорога взрослым закрыта, а в частную приходят те, кому это действительно нужно, чего сейчас не скажешь о государственных школах. Очень часто туда приводят детей, потому что так хочется родителям, и у детей остается совсем небольшой процент мотивации.
В первую очередь, преподаватель должен быть компетентным, он должен хорошо знать свой предмет и уметь его донести до любого ученика. Все люди разные, и к каждому нужно искать правильные пути. Также важна гибкость и индивидуальный подход, как бы избито это не звучало. Успех —когда ты помог ученику добиться желаемой цели, сумел смотивировать его на дальнейшее постижение азов искусства, привить любовь к инструменту и к его звучанию. До сих пор распространен миф о том, что скрипка —невероятно сложный, недосягаемый инструмент. Советую приходить и пробовать, потому что всегда лучше попробовать и жалеть, чем не попробовать и потом тоже жалеть (Улыбается).

Через тернии к звездам

Хоровое пение для меня не в новинку. Еще в школьные годы я пела в концертном хоре, поэтому приход в хоровую студию «Per aspera…» Новосибирского государственного академического театра оперы и балета не был чем-то удивительным. Пришла я туда с однокурсницей, мы играли в камерном ансамбле и вместе пришли на прослушивание, после которого нас взяли в партию второго сопрано. Вот уже на протяжении 7 лет я пою в доп.составе хора Оперного театра. Достаточно часто мы выступаем на площадках филармонии с различными коллективами. Помню 4 концерта, когда мы пели «Реквием» Верди совместно с Камерным хором, ансамблем «Маркелловы голоса» и Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Гинтараса Ринкявичуса. Вместе с белорусской капеллой и Камерным оркестром филармонии мы исполняли «Страсти по Матфею» митрополита Илариона под управлением Андрея Галанова. Нередко поем на родной сцене Театра оперы и балета с основным составом. С ним, а также с хором из Томска мы исполнили «Всенощное бдение» Рахманинова. А еще мы не перестаем сотрудничать с Союзом Молодых Композиторов, проектом «МолОт». По инициативе этого Союза состоялся один из последних концертов на сцене Камерного зала филармонии. Концерт назывался «Кино и музыка», в нем звучали темы из популярных кинофильмов и сериалов.
Мои самые любимые постановки театра (НОВАТ — Прим.) — это «Фауст» (режиссер Игорь Селин — Прим.), который сейчас, к большому сожалению, снят с репертуара, и fashion-опера «Аида» (режиссер Вячеслав Стародубцев — Прим.), которая все еще идет. Пожалуй, действительно, самые яркие и грандиозные постановки. «Фауст» был праздником, ведь спектакль шел по два-три дня подряд и на последний день всегда становилось немножко грустно, что эта красота так быстро пролетает.

Не культурой единой

Есть, конечно, для исполнителей и огорчающие моменты. Это касается культуры слушания, посещения театров и филармонии Новосибирска. Не могу не рассказать о случае, связанном с одним из посещенных концертов в Государственном концертном зале им Каца. Картина следующая: люди очень красиво одетые по случаю, ведут себя совершенно не под стать своему облику и мероприятию в целом. Нарушение элементарных правил в виде телефонов, постоянно светящихся и звякающих на протяжении звучания музыки, запрещенные видео- и фотосъемки, разговоры на первом ряду партера. Над этим необходимо работать и работать. Делать открытые встречи, лекции на тему того «как нужно вести себя и почему» на подобных мероприятиях. В прямом смысле просвещать людей, а не ждать, когда у кого-то проснется совесть и люди опомнятся. О таких вещах нужно говорить прямо.

Обратная сторона скрипки

Мое хобби — мобильная фотография. В последнее время я снимаю с помощью телефона, это так здорово, когда получается заснять что-то красивое и крутое одномоментно. Посмотреть результат всегда можно и в инстаграме, и в фотогруппе Photo walk with M&E. Еще я увлекаюсь стрельбой из пневматического и метательного оружия. Также я техногик и неплохо разбираюсь в мобильной и компьютерной технике.
Из фильмов предпочитаю хоррор и мистические триллеры. В детстве я хотела быть врачом, с этим связана забавная история. На вопрос: «Ирочка, кем ты хочешь быть?» — четырехлетняя Ирочка ответила: «Врачом». А когда решили уточнить: «И каким ты хочешь быть врачом: хирургом или терапевтом?» — я задумалась, потому что это были не очень знакомые слова. «Но ты чего больше хочешь: слушать или резать?» — тут я ответила: «Давайте я буду резать». Вполне возможно, что моя симпатия к жанру ужасов пошла как раз-таки из детства. Но нравятся мне и качественные сериалы, такие как «Твин Пикс» и «Игра престолов».

A cappella prima vista*

Музыкальные проекты мне интересны в двух направлениях — это исполнительская деятельность и преподавательская. Хочется повлиять на популяризацию скрипки, благо, мы живем в XXI веке и сейчас уже не время стереотипов о возрасте человека и об освоении этого инструмента.
Когда я начала учиться в музыкальной школе, я поняла, что действительно хочу быть музыкантом, скрипачом и в целом — да, я могу сказать, что моя мечта сбылась. Но на тот момент я еще рассматривала возможность поступления на специальность «востоковеда-кореиста». Только на вручении свидетельства об окончании школы, поднимаясь на сцену под аплодисменты за своим заветным дипломом, я окончательно осознала, что никогда не смогу отказаться от игры на скрипке.


* Из музыкальной терминологии: «Без сопровождения с «листа» (итал.)



Текст: Маргарита Мендель
Фото: из личного архива Ирины Дмитриевой