Обычаи Благовещения и особенности Отдания

Православные Праздники
Галина Храбрая

Люди, отчего вы наги,
Что вы знаете о Благе,
Что о Господе слыхали? –

Вы ЕГО не обували,
Не лечили ЕГО ран,
Вам иной порядок дан!

Вы ЕГО не накормили,
Хоть Он всюду в полумили,
Не пытались обогреть –
Кожух не Него надеть!

Нет подушки, прямо скажем,
Для Иисуса в доме вашем!

Надлежало бы иметь,
Чтоб ОН смог хоть постареть,
Чтоб морщины Божьих глаз,
Углублялись подле вас…

«ОБЫЧАИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ»

7 апреля Православная Церковь отмечает Великий Праздник
«Благовещение Пресвятой Богородицы», именно, в этот день
Архангел Гавриил принёс Деве Марии Благую Весть о том,
что она вскоре родит Сына Божьего.

Этот Праздник относится к двунадесятым и приравнивается по важности
к Рождеству Христову, Рождению Иоанна Предтечи и даже некоторые считают,
что он важнее Воскресения Христова — Пасхи.

Поэтому приметы на 7 апреля в Благовещение очень важны, обычаев
и традиций этого Праздника придерживаются все Православные Христиане.
 
«Обычаи на 7 апреля — Благовещение ПР-БЦЫ»

День Благовещения принято начинать с самого раннего утра.

Чтобы в дом к людям пришла Благая Весть, как Деве Марии, нужно начинать день
ещё до рассвета и обязательно встречать солнце, смотреть, как оно «играет»
на небосводе.

После встречи солнца люди отправляются в Православную Церковь на утреннюю службу,
где молятся Пресвятой Деве Марии, освящают воду, просфоры и соль.

Считается, что предметы, освящённые на Благовещение, обладают силой,
не меньшей, чем освящённые на Рождество Христово, Крещение и Пасху.

Освящённая Благовещенская соль и вода обладают целебными свойствами.
Их используют, когда кто-то из членов семьи заболеет. Люди верят,
что соль и вода могут излечить от любой болезни, а также принести успех
в любом начинании и очистить дом даже от самой злой скверны.

После церковной службы нужно окурить жилище веником из можжевельника и мяты.
Такой растительный веник поджигается, а его дымом окуриваются все помещения
и углы по часовой стрелке. Такое окуривание изгоняет из дома нечистую силу
и очищает жилище от всего дурного.

Работать на Благовещение нельзя. Ни шить, ни вязать, ни убираться,
ни чинить что-либо. Говорят, что в этот день даже птица гнездо не вьёт,
в аду грешников не пытают. Поэтому работать на Благовещение — большой грех.

Несмотря на то, что работать нельзя, но освящать семена для будущих всходов
можно и даже нужно. Освящённые на Благовещение семена благословляются
самим Богом, а потому дают прекрасные всходы и богатый урожай.

День нужно проводить в окружении семьи. Накрывается постная вечеря,
за которой собирается семья, читает молитву «Отче наш»,
радуется Благой Вести и грядущему Рождению Христа.

Так как Праздник припадает на Великий пост, то на столе должны быть
только постные блюда, но можно горячую еду, рыбу, бокал красного вина.

Приметы на 7 апреля Благовещение говорят, что если сегодня развести костёр
и перепрыгивать через него, это очистит душу от грехов и скверны,
после чего она сможет свободно воспарить к небесам.

Также люди верили, что если сегодня, чем-то очень сильно пошуметь в доме
(бить в кастрюли, греметь тазом или жестяной банкой с монетами),
то этот звук распугает всю нечисть, которая больше не повадится
проникать в дом и нападать на живущих в нём.

«ОТДАНИЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ»

Всем известно, что основные Православные Праздники длятся более одного дня,
так как за сутки невозможно осознать их величественность. Такие Торжества
именуются Попразднством, подчеркивая значимость определённого события
для верующих.

Что касается Отдания, то оно считается завершающим этапом Попразднства.
Это значит, что сам Праздник уже прошёл, но верующие должны мысленно
вернуться к нему, осознав его духовный смысл и настоящее предназначение.

8 апреля  – День Отдания Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Это очень символично, ведь Благовещение установлено одним
из двенадцати наиболее важных и значимых церковных торжеств.

Около двух тысяч лет назад люди стали свидетелями настоящего чуда – человеческая
природа сумела благодатно соединиться с Божественной. Как это случилось?

Библия гласит, что когда-то в городе Назарете проживала юная девушка
с добрым сердцем, которую звали Мария. После службы в монастыре
она обручилась с плотником по имени Иосиф. Мужчина не стал её мужем,
а лишь оберегал и сохранял непорочность Девы Марии.

В один из дней к Марии явился Архангел Гавриил и рассказал, что ей выпала
огромная честь родить Иисуса Христа, который сумеет спасти человечество.

Недолго раздумывая, Пресвятая Богородица дала своё согласие, произнеся:
«Се, Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему».

Стоит отметить, что БОГ избрал, именно, Архангела Гавриила для того,
чтобы рассказать Деве Марии о Благой Вести.

После этого все люди узнали о великом счастье Воплощения Иисуса Христа.
Поэтому, сразу после Благовещения, прославив Пресвятую Богородицу,
мы говорим спасибо Господу и Его посланнику Архангелу Гавриилу за то,
что он послужил величайшему таинству спасения человечества.

Особенностью Праздника Благовещения является схожесть с Торжествами
Рождества Христова и Богоявления (Крещения Господня).

Как сообщалось ранее, они относятся к числу Двунадесятых Праздников
Пресвятой Богородицы.

Из-за того, что Торжество часто приходится на день Великого Поста,
то у него остаётся лишь один день Предпразднства и один день Попразднства,
который всегда совпадает с Отданием Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

Стоит отметить, что священнослужители не проведут службу Отдания Торжества
в том случае, если Благовещение припадает на Лазареву Субботу.

К тому же, если Праздник о Благой Вести припадает на Неделю Ваий,
Светлую или Страстную Седмицу, то его проведут всего в один день,
без Предпразднства и Отдания Праздника.

Служба во время Отдания Торжества Благовещения Пресвятой Богородицы начинается
с малого повечерия, во время которого священник читает произведение «Честнейшая».
После этого произносится молитва Святого Ефрема, с поклонами прихожан.
Далее идёт утреня, а на девятой песни канона все поют торжественные запевы,
вместо «Честнейшей».
 
Во время службы нужно хранить лишь добрые помысли, тогда Божественная Благодать
снизойдёт на всех участников процесса.

Почему Отдание Благовещения иногда бывает раньше самого Праздника?

Великий пост — это удивительное время, когда обычный ход Богослужения
претерпевает настолько радикальные изменения, что порой бывает сложно
отыскать знакомые ориентиры.

Вообще, общий разбор этих особенностей — это тема для множества публикаций,
но здесь пойдёт речь об одном удивительном феномене, который, правда,
встречается далеко не в каждый Великий пост.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — один из главных Христианских
Праздников. Он посвящён воспоминанию Благой Вести Архангела Гавриила
ко Пресвятой Богородицы и последующему Боговоплощению.

Датой празднования этого дня, как на Востоке, так и на Западе, считается
25 марта (7 апреля), которое отстоит ровно на девять месяцев
от дня Празднования Рождества Христова.

Но не только события Рождества связаны с днём 25 марта (7 апреля).
Согласно Александрийской и более поздней Византийской хронологической системам,
имеет место совпадение событий Благовещения и Распятия Господа.
 
В последний год земной жизни Господа нашего Иисуса Христа даты этих событий
совпали. Впервые про это совпадение пишут западные авторы III века Тертуллиан
и сщмч. Ипполит Римский. При этом сщмч. Ипполит, на основании Библейских текстов
(Быт. 2, 3; Откр. 20, 4-6; Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8) и буквального их толкования
утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.
Так в сочинении, приписываемом свт. Афанасию Великому сказано, что Иисус Христос
вочеловечился 25 марта (7 апреля по новому стилю), потому что в этот день
первоначально БОГ сотворил Первочеловека.

Вообще, в Византийской традиции день 25 марта (7 апреля) имел необычно большое
значение, соединяя в себе день Благовещения, Воскресения Христова и сотворения
мира.

От дня Благовещения отсчитывались и отсчитываются даты праздников
Рождества Христова, Зачатия и Рождества Предтечи Господня Иоанна.

Кроме того, день Благовещения служил началом церковного или даже гражданского
года, как на Востоке, так и на Западе. А убеждение о совпадении исторической
даты распятия с 25 марта (7 апреля) привело к тому, что этот день получил
название «Кириопасха», что можно перевести с греческого, как Господственная,
настоящая, нормальная Пасха.

Но нас интересует даже не сам Праздник Благовещения, а день Отдания Праздника.
Двунадесятые Праздники, а также Пасха имеют несколько дней Празднования.

Кроме самого дня Праздника, существуют периоды предваряющие праздник —
Предпразднство, а также дни после Праздника, в которые продолжают
употребляться Праздничные Песнопения — Попразднство.

Последний день Попразднства называется Отданием Праздника.
У каждого двунадесятого праздника есть свой срок для Попразднства, а Праздник
Входа Господня в Иерусалим не имеет Предпразднства и Попразднства совсем.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда он попадает на период
Великого поста до пятницы, предваряющей Лазареву Субботу, имеет один день,
предваряющий Праздник, и один — его завершающий.

Отдание Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы имеет ещё одно название —
собор Архангела Гавриила.

Но если Благовещение выпадает с пятницы шестой седмицы Великого поста,
то Благовещение празднуется один день, а Предпразднства и Отдания Праздника
не бывает.

Но в Православном Богослужении молитвенные тексты не исчезают бесследно.
В период, начинающийся от Лазаревой Субботы и до конца Светлой Седмицы
в Богослужении вспоминаются только события последних дней жизни Иисуса Христа,
события Его Воскресения и явления по Воскресении.

Службы святым, выпадающие на этот период, должны вычитываться на Великих
Повечериях будних дней Великого Поста, начиная со второй и до конца
шестой седмицы.

Памяти святых, как бы переносятся вперёд, и служатся раньше дней своей памяти.
Служба Предпразднства и Отдания Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы,
в случае попадания их на Лазареву Субботу и Вербное Воскресенье, а также
на Страстную и Светлую Седмицы — переносятся вперёд, на шестую седмицу
Великого поста, и тогда мы можем наблюдать интересную картину, когда
Отдание Праздника предшествует самому Празднику.

Обычно в храме висит расписание Богослужений, в котором отражены все эти
подробности, эта Богослужебная особенность всегда вызывает недоумение,
и попытку достучатся до священника или уставщика, с указанием «ошибки»
в расписании. Есть ещё много удивительных страниц в Богослужении нашей
многострадальной Святой Православной Церкви, но о них поговорим в следующий раз.

Помогай нам всем Господь БОГ и Пресвятая Богородица! АМИНЬ.

* Х *
http://www.stihi.ru/2014/04/09/1094
«Душа моя Пророка ждёт!»