Майя Шварцман. Эксп. обзор. Март 2019

Большой Литературный Клуб
Обзор анонимных подборок БЛК март 2019

/Имена авторов и полные ссылки на стихи были восстановлены редколлегией БЛК при публикации обзора./

1.РЕГИНА СОБОЛЕВА *** ("В этом наверное вся проблема – в отсутствии якорей...") http://www.stihi.ru/2019/03/06/993 
квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

Я постаралась воспринять этот текст именно как художественное произведение. А не как личную записку. С одной стороны, он написан плотно, берёт накатом, так сказать. Когда же присматриваешься-принюхиваешься к субстанции, обнаруживаешь, что тесто текста сильно разбавлено, и структура, хоть и однородна/ -образна, но не как цементирующий компонент, а вот как, простите меня, вода. В принципе, всё накручивается вокруг единственного зерна: «я одна». Остальные образы – антураж. Сказано, что якорей нет, но далее в тексте оказывается, что один есть, пусть маловат. Так есть или нет? И, в таком случае, к кому обращается ЛГ: «Ну, капитан, раззадорь команду, скажи, что они круты»? Кому говорить-то, и кто команда? Вот это несовпадение заявленного одиночества и присутствия какой-то невидимой и недопрописанной команды, которая просто не получила должных указаний, роняет текст. Мне видится в нём раскармливание обид ЛГ и недостаточно собственно поэзии.
Ещё одно, о чём пусть скажет Бродский. По-моему, это важно.
«И теперь, и в дальнейшем старайтесь быть добрыми к своим родителям. Я лишь хочу сказать: старайтесь не восставать против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, так что вы можете избавить себя по крайней мере от этого источника вины, если не горя. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень (...); дистанция такова, что вы не можете промахнуться»
Извините за длинную цитату.

2. ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Элегия»
http://www.stihi.ru/2016/10/26/5403 номинатор "Термитник поэзии"
Качественный классически-лирический текст, в котором есть главное зерно: строки
«Как в чистом поле ветками укрыть
свой хрупкий космос – женщину и сына?»
Что лично мне мешает безоговорочно влюбиться в текст? Не поверите: его «умеренность и аккуратность», точность и выверенность рифм, правильный набор признаков лирической тревоги: непременно осенняя тоска, непременно мертвый лист, непременно октябрь и прочее.  Да, куда нам деваться. Я тоже пишущий человек и знаю, как трудно отказаться от соблазнов навыков и перевалить за все эти ноябри и опустевшие сады, чтобы выразить наболевшее. Но ничего не поделаешь – все эти просторы и поля истоптаны нашим братом  до неприличия. Надо искать другие места.

3. ФАТИМА ПАНФИЛОВА «Билась»
http://www.stihi.ru/2019/03/02/964 номинатор Диана Рыжакова

Собственно, мне, как закоренелому традиционалисту в поэзии, то есть приверженцу форм и рифм, трудно оценить такое стихотворение. Но попробую.
 Что для меня в нём не срастается, так это очевидная невещественность отправной точки -
билась лбом об источник света
думала это и есть счастье
 и немедленное материальное, шершаво-ржавое, очень осязаемо предметное продолжение: тиски, зола, ящики, грабельки, - то есть ясно описанный...  сарай? чердачок? который загоняет в недоумение: в чем связь биения лбом об источник счастья и окружающая предметность? Всё происходило там? Где переход, пусть и не впрямую названный, от... – к... ? От света к вещам и к утешению в какой-то аграрной деятельности?
Стихотворение представляется мне заготовкой. Поймите меня правильно, я не требую, чтобы мне выписали всё нудно и точно. Но такие большие нырки, обрывы  связи, лакуны мне, как читателю, в миг перехода от строки к строке, не успеть заполнить домысливанием, тем более, правильным пониманием. Да я и не претендую.

4. УЛЗЫТУЕВ АМАРСАНА «Похороны Эдди»
http://www.stihi.ru/2014/04/14/9477 номинатор Диана Рыжакова

Очень интересное, стильное стихотворение, написанное враскачку, как гроб, колышущийся на руках, как притопывания ног,  как спиричуэлс (не сам оригинал, а если бы его обработал Гершвин, скажем). Текст упругий, с приседаниями и толчками, очень звучащий, бытовой, но поэтичный же! Своеобразный отклик на «рыбачку Эдди» Н. Оцупа (см. «Курсив мой» Н. Берберовой)
Из замечаний: «баюкать путь»  кажется выражением более, чем сомнительным, так не говорят.
«Нужен ты нам, черный верзила!» По-русски  оборот приобретает как раз обратное значение  с заданной-то интонацией: не больно-то ты и нужен, слышится. Это как типичные ответы с отказом: «очень надо!» или «да уж, конечно!», где звучащее согласие на что-либо на деле резко негативно.

5.  АЛЕКСАНДР ПЕТРУШКИН «Сосед»
http://www.stihi.ru/2016/11/01/6241 номинатор Ильдар Харисов

Замечательное стихотворение, донельзя огорчающее неуместным, совершенно выбивающимся из ряда, как шатающийся зуб, перепадом ударения:
зализывает словом твоим ранку.
Где  «слОвом твоИм  рАнку» никак не прочесть, звучит только «твОим», и от этого даже стонешь, такой удар под дых получаешь в конце стиха, при таком-то широком, богатом дыхании.
Отличные стихи.

6. ЕВГЕНИЙ ВОЛЖАНСКИЙ «Мёртвые матросы не спят»
http://www.stihi.ru/2015/08/29/9684 номинатор Евгений Овсянников

На мой взгляд, стихотворение более относится к жанру «текста песни», ну к «городскому романсу», на худой конец. Стихи щедро оснащены обязательными романтическими декорациями (море, небо, планеты, диогеновский поиск человека и лермонтовский корабль несется на всех парусах), за которыми иногда  тонет смысл. То есть, грубо говоря, где в стихе «зарыт император», то бишь, основной посыл, я не очень поняла. Стихотворение полно красивых, надрывно трагических сентенций, за которыми, на мой взгляд, ничего не стоит, и строфы смыслами не вполне стыкуются друг с другом. Можно было бы подробно разобрать буквально каждую строку, но нужно ли. Такие лингвистические узлы, как мертвые матросы, которые пожимают плечами, « пустоту в объятьях орбит обвив», - мне обсуждать не хочется.
Так же, как и вот это:
В глубине, утратившей счёт промилле,
беспризорных тысячи есть планет –
рядовых юнцов, для которых в мире
ни блестящих звёзд, ни парадов нет.
В чем откровение? Беспризорных тысячи есть планет, да. Собственно, из небеспризорных с уверенностью мы можем назвать только одну. Беспризорные по определению не могут участвовать в парадах, что подаётся как беда (если я правильно понимаю интонацию стиха). Остаётся думать, что у нашей планеты привилегия парадов есть, но с кем она, черт побери, стоит на параде, если она всего одна в ранге удачно небеспризорных?! И так далее.

7. ВАСЕЦКИЙ АНТОН * * * ("Только черный костюм...")
http://www.stihi.ru/2019/01/10/360 номинатор Евгений Овсянников

Стихотворение неуточнённых подлежащих. От этой неряшливости в конструкции смыслы становятся комичными. «Он» в первой строфе- ясно, что Некто в Только черном костюме. Во второй строке - тоже ясно. Далее главным в предложении становится слово «позвонок», он же «школьник» (через сравнение), после которого в зависимых оборотах приходят существительные «звонок» и «подоконник» в им. падеже. Вторая строфа начинается  заново: «ОН».
Он, конечно, глубокий знаток
иссушающих болей,
злых депрессий, стреляний в висок,
вековых меланхолий.
Поражен острой формой поэзии,
словно холерой,
(автор, вы знаете симптомы холеры? Это точно сравнимо с острой формой поэзии?)
или ласковым лезвием
неходового размера.
Он- кто? Кто этот знаток иссушающих болей? После существительных первой строфы? Школьник, звонок, позвонок? Некто? Детектив поиска главного лица тормозит чтение, и так случается не единожды. Нужно ли всё время полагать, что Он- некто? Стихи призваны описать некоего загадочного байронического ЛГ, но приходится отыскивать  его среди множества побочных действующих обстоятельств и слов.

8.  КОНСТАНТИН КОРНЕЕВ «Что остаётся?»
http://www.stihi.ru/2019/03/13/6383 номинатор "Термитник поэзии"

Догадываюсь, что автор стихотворения другой, но манера письма весьма приближена к стилистике предыдущего стиха. Потеря подлежащего  в третьем же предложении после сравнения:
Как звёздный полог с неба спорот —
лежит на пыльном алтаре,
И время за грудки хватает,
как рыбу, тащит из сетей,
И стены древнего Китая
ещё седее и древней.
ЧТО спорото с неба как звездный полог и, соответственно, лежит, хватает и тащит?
 Вообще  приём мозаики правит бал. Каждое предложение может стать началом нового стиха.
Безумный шляпник — мой товарищ —
с ухмылкой открывает дверь.
И если в вечности не шаришь,
то не срывайся и теперь,
А обернись, худой крестьянин,
бери и поле, и коня -
 вот  как состыкуются открывший дверь товарищ и совет не соваться в вечность, а ведь соединительный сююз предполагает некую логическую связь между этими явлениями. А потом еще и крестьянин, который, видимо, присутствовал раньше, раз на него так уверенно ссылаются: а ведь вот обернись этот вот, всё было бы иначе...
Связи между отрывистыми мазками никакой, и воля ваша, автор, общей картины у меня не сложилось. Эмоционально- да, написано  с нервом, но о чем и чего ради- вот этого не поняла.

9. АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВ «Айболит»
http://www.stihi.ru/2019/02/19/2667 номинатор Марина Намис

 Меня живо заинтересовало, где это всё происходит. Домой ли пришёл ветеринар, раз кот так плох,  или в офисе ветеринара у черта на куличках? Привезли кота сами в маршрутке, скорее всего.
 Если уж выбрали железную форму и размер, пятистопный ямб, не сбивайтесь, автор.  В предпоследней строке вдруг прибавляется лишнаяя стопа, два лишних слога соответственно, и это очень слышно.
Что в стихе нравится: явно выраженный и хорошо прописанный задор, балансирующий на грани фола. Элементы райка, фиглярства, жизнелюбивого скоморошества. В общем, неплохой баланс между заявкой стиха и выбранным реквизитом.

10. СТОЛЕТОВ «Скверное»
http://www.stihi.ru/2019/03/05/3488 квота ГР за редактирование отборочного тура
Автор - явный мастер ассонансов и обертонов, слышит и провидит на свете много, друг Горацио... И умело этим жонглирует.
В данном случае, интеллект и начитанность автора, его свобода в обращении с тысячами мелких культурных и суб-культурных ассоциаций и отзвуков, делает стихотворение перегруженным (и Уайлд, и Андерсен, и Карл, и сленг, и академическая муз. терминология),  ну всё всмятку, но это почти единственная моя к нему претензия. (Она у меня и к себе такая же: в единственном звуке слышишь миллион отзвуков, и всё вскипает разом, и греческая мифология, и мудрые цитаты, и сюминутная политика, и всё просится немедля в стихи. ) А написано ловко, лихо, с разбегом, подчас даже с бравированием собственным эквилибризмом. Прочистить бы некоторые тяжеловесно длинные словосочетания, ещё и петлеобразно закрученные инверсиями, облегчить каркас строки...
Не совсем понимаю, как воздух, который (ругался, понял, хватил и) застыл, потом носил листья, ведь для этого воздуху надо двигаться?
Что оценила: виртуозность владения формой, конечно.  Просто лучше, чтобы это не перевешивало всё остальное, не забивало собой собственно чувства  и строя стиха. А так- он интересно оркестрован, конечно.

11. ФЕЛИКС ГОЙХМАН «Музыка»
http://www.stihi.ru/2018/06/14/8403 номинатор Ильдар Харисов

Прочла с большим интересом, ибо не чужда.
В основном стихотворение понравилось умением держать дыхание, разворачивать фразу, хранить одическую интонацию. В основе своей любой стих- гимн, воспевание чего-либо. И мне это очень близко.
Что совсем не понравилось – дикие небрежности с ударными и безударными, ну  если бы ещё синкопированием было оправдано, но нет, в линейной мелодии - и  такие  сбои!
Читается убраннОй, жертвеннЫм, музыкИ (компромат) и т.п.
Извините, автор, считаю это недопустимым, особенно, когда речь идёт о музыке.
Очень странен оборот «распахнутые ножны» - раскладные такие? Как футляр? У меча? Ни в одном музее не видела.
Неудачно решена строфа
Их волшебные звуки,
что стройны и легки,
словно тянут к нам руки
и берут за грудки.
Волшебные звуки, которые в итоге берут за грудки-  такой оборот в русском языке, отсылает, мягко говоря , к возникновению конфликтной ситуации на почве внезапно возникнувших неприязненных отношений. Тем более звуки были стройны и легки, а поди ж ты... Автор, неужели вы этого не слышите? Или  это как раз и есть воплощение жизненного опыта? Всякое может быть.

Этот отзвук по нотам,
словно мысль о былом,
обернется полетом,
развернувшись крылом.
Кажется, не очень серьезное замечание, но все-таки. Получается, один отзвук развернулся одним крылом. Вроде бы должна быть картина полета, парения, красоты. Но как-то у меня не складывается полет с одним крылом.

12. ВИНИЛ «Кижи»
http://www.stihi.ru/2019/02/05/3735 квота Юрия Октябрева за редактирование отборочного тура

Очень интересное стихотворение, с явной индивидуальностью. Уж, кажется, читаны-перечитаны, писаны-переписаны стилизации,  «сухомятная русская сказка, деревянная ложка, ау», а вот  интересно сделано и цепко, стильно. Никаких внешних  броских декораций, кокошников и косовороток, а вот неумолимая русскость звучания налицо. При этом стихи не сувенирные, не матрешистые.
Немного насмешило речевое совпадение строки «да в солонке белая подруга-смерть»  с репликой Раисы Захаровны  в фильме «Любовь и голуби». Но это уж мои ассоциации, тут улыбочка ;
Лиричное, гибкое стихотворение. Ничего не скажешь.

13. ИГОРЬ ГОНОХОВ «Баранкин»
http://stihi.ru/2019/02/24/7812 квота ГР за редактирование отборочного тура

Очень понравилось стихотворение. Только легкий горький отзвук, привкус инфантильности и остались пыльцой на крылышках былого школьника Юры Б., и привкус-то стал вкусом, и отзук звуком, и забавные фантазии – дикой  реальностью, ужасающей взрослой потребностью=необходимостью  мимикрировать, чтобы просто остаться в живых – очень здорово задумано и исполнено. Казалось бы, автор использует чужую канву- но нет, он её присваивает и перелицовывает практически неузнаваемо, и в то же время- несомненно точно. И красиво.

14. ПАФФ ПИФФ (НИКОЛАЙ ЛОБАНОВ) «Мальчик и Бог»
http://www.stihi.ru/2019/03/07/3188 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Пусть меня простят, не могла отвязаться от картинки, что Мальчик был поцелован Богом в пупок. На территории Кремля. Не знаю, имел ли это в виду автор, наверное, нет, а жаль - я читала всё стихотворение в этом ключе и никак не могла это своё восприятие переиначить. И мне, кстати, понравилось именно так его читать. Имею право, как читатель, на любое восприятие.
Иначе как объяснить  недетский оборот «печали итожа» и вопросы о зефирной жизни на прямой линии с Богом? Да ещё задушевный ответ Бога «о нелегком послевоенном детстве». В общем, жаль, что не могу спросить у автора, что имелось в виду. А может, и к лучшему.

15. САБИНА ЛЕНИНА (Юлиус) "старуха"
http://www.stihi.ru/2018/11/05/9450 номинатор Виктор Майна

И наименованием, и заявкой вполне себе хармсианское такое стихотворение. Я, конечно, признаю за свободно пишущими людьми право выбора любой интонации и трактовки вечных тем, ведь текст остается текстом, ничего личного, только бизнес. Но лично мне, просто мне-читателю, мне-человеку, некий душок глумливости мешает воспринять предложенный стих за чистокровно-лирическое высказывание. Мне чужд такой взгляд на порядок вещей, на старость; просто, как личность, я не могу его разделить. Это «не моё», осуждать – боже упаси, хвалить – хвалю: за определённые  технические вещи, приёмы, выдержанность замысла. Но отстраняюсь всей душой. Даже отшатываюсь.

16. ЮРИЙ ДУЛЕСОВ "Котофеи"
http://www.stihi.ru/2009/04/06/6983 номинатор Виктор Майна

Симпатично, незатейливо, ожидаемо, предсказуемо, но мило. Шутливо. Почему бы и не быть такому. Тем более, что за глаголы действительно только Пушкин получал. А нам, звукоизвлекателям, уже не светит, хоть с арфой вылетай, это я вам как выпускник консерватории говорю.

17.  ЕЛЕНА ТАГАНОВА «Лежать с тобой»
http://www.stihi.ru/2019/01/10/2495 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Чистая беспримесная женская (уверена) лирика, с удачно подобранным размером, элегическим, качающимся, неспешным.
Несколько замечаний. Начало поражает прямо-таки.
Когда за стеной весь день завывает дрель,
не делая мир ни целостней, ни добрей...-
 а что, она должна была? Разве обычная  функция дрели - делать мир целостней и добрей, что  на сей раз ей пеняют за несоответствие? 
Меня крайне удивило это определение. Просто не могу понять, как такое пришло автору в голову, и почему он (она наверняка) это оставил в стихе. Так любой предмет подойдёт за стеной: метроном, скажем. Если бы стих был нацелен на обыгрывание противопоставлений, на гротеск, на противоречия, так нет- просто лирика, любовная, вальяжная, тёплая.

18. ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ «Вернётся вновь...»
http://www.stihi.ru/2014/02/18/3034 квота ГР за редактирование отборочного тура

Приятное скромное стихотворение без затей. Всё в нём на месте. Концовка такая, как и предполагаешь, ругать и хвалить  в общем не за что – среднестатистическая лирика. Первая половина довольна небрежно написана, рифма «ручье - не те» очень условна. Наиболее выписано последнее четверостишие, ради которого всё стихотворение, разумеется, и затевалось.

19. ЛАНА ЮРИНА «По мотивам»
http://www.stihi.ru/2018/10/25/6621  номинатор Юрий Семецкий

Тоже вполне себе лирика, ровно и чисто написанное стихотворение, составленное при помощи обычных  слагаемых и рутинных, простите, сравнений. Закат, конечно, седой,  упоминание дождей, осени и лета – наше всё, куда без них, листопад, стопка любимых книг, настроение – всё на месте, ничего не скажешь.
Не совсем понимаю совет сохранить нечто (осень) у себя внутри забытым именем. Как можно сохранить что-то в качестве забытого, никак не осилю. Так же, как и следующий совет сохранить то, что сбудется завтра – стопкой с детства любимых книг. Тут какое-то умение жить в разновременные стороны, которым я не обладаю. Отношу к разряду красивостей и убеждена, что автор стихов женщина.

20. КОНСТАНТИН КОНДИТЕРОВ «Румба Сарагины»
http://www.stihi.ru/2018/09/12/3251  номинатор Юрий Семецкий

Прекрасное стихотворение, спасибо автору. Даже не хочется размениваться на мелочи объяснений, почему да отчего. Цельная, литая работа, ни единого вялого слова, никаких проходных темнот, никаких слоговых затычек. Разбирать - только портить.
Единственное неловкое место:
Шёл в атаку как будто он,
крупным планом он падал с крупа,
- на мой взгляд, именно такой порядок слов смещает акцент, получается не «как будто шёл в атаку», а «как будто он», то есть то ли он, то ли нет, не поймешь. Здесь просится более естественное «он как будто  в атаку шёл», но, в конце концов, в такой замечательной работе это мелочь.
Мои поздравления автору и огромное спасибо.

21. АГЛАЯ ПАЮШИНА «Кошка»
http://www.stihi.ru/2013/07/20/4986 номинатор Марина Намис

Хорошее стихотворение. Вот просто хорошее, и всё. Автор прекрасно владеет интонацией. Ни сюсюканья, ни слезливости, ни педалирования «жалистных» нот, никаких «с баяном по электричкам». Всё достойно, горько, и есть в этом стихе глубокое внутреннее благородство и огромная человеческая вина. Спасибо, автор.

22.  ЕКАТЕРИНА КАМАЕВА «Покой и тишь»
http://www.stihi.ru/2015/01/19/10412 отборочный тур

Очень хорошее, симпатичное, подробно и крепко прописанное стихотоворение со множеством  тёплых деталей.  Хорошая акварель, жаль только, что это очередное творение на тему ожидания весны.  С таким бы чутьём и вкусом написать не описательное погодное стихотворение, а именно, что без о: писательское.
Впрочем, возможно, я зря  делаю замечания,  наши писания о смене времен года все равно никогда не прекратятся, пока есть тяга писать стихи, и в этом и есть поэзия.
Большое спасибо.

23.  АЛЁНКА ОВСЯННИКОВА «Вслух»
http://www.stihi.ru/2019/01/03/6535 отборочный тур

Хорошо сбитое стихотворение, запинкой в котором для меня лично  стало
Даже если бы ангел по улице пролетел –
Ты бы слышала это, поскольку сплетенье тел
-  и «поскольку», и «сплетенье тел», идущее за «поскольку» - это очень и слишком бродская интонация.  Примерно из стихотворения «В горах». То не ангел пролетел, прошептавши «виноват», то не бдение двух тел...
И это как заплаты, вшитые в ткань стиха, которые ведут за собой и другие открытия: предыдущие строки
И на самой высокой ноте, что неба седьмого повыше, на
Восхитительной коде осталась в мире одна дрожащая тишина,-
относят меня к тому же узнаваемому голосу и манере. Это примерно «Осенний крик ястреба».
 (Думаю, нам всем пора из него вырастать, освоив. Прививка, конечно, была сильная, но переболеть  нужно раз и навсегда. И болеть своим.)

24 ИЛИНА ГУМЕР «Как хорошо, что здесь безлюдно»
http://www.stihi.ru/2017/09/28/2694 отборочный тур (квота редактора Jag)

Приятное стихотворение. Правда, если берут с руки,  то как с тарелки, а не из.
Рифмы (да и все слова) в стихе до того традиционны и бесцветны, что слово дискретное для обозначения движения белки воспринимается как революционный взрыв новизны. Ничего не имею против этого слова. Наоборот, вот если бы всё стихотворение было пронизано такой же звуковой смелостью, дерзостью, живостью, как эта строка! А так - будто алмаз в пластилин оправили. Стилистический строй стиха недотягивает до удачной строки с белкой, поверьте, автор.

25. СВЕТЛАНА РАЗУМОВА 2 «Можно просто увидеть...»
http://www.stihi.ru/2019/03/10/4017 отборочный тур (квота редактора Речная Нимфа)

Небольшое  такое стихотворение, реплика вполголоса, замечание.  Написано неплохо;   что касается лично моего вкуса, я бы переделала строку
В каждом листике, веточке, в тонкой травинке лесной
Три  существительных с уменьшительными суффиксами подряд – создает эффект не взволнованной трогательности, а умильности и сю-сю, а вряд ли автор этого хотел.
«Можно просто увидеть, а можно суметь рассмотреть» – оборот странный и стилистически небезупречный. Здесь модальное «суметь» должно было бы выступить объединяющим глаголом: можно суметь то-то, а можно это. Но здесь всё идёт враскос: можно просто увидеть; ожидаешь: а можно и не просто увидеть, или: а можно и не увидеть, или: взглянуть повнимательней и т.п., - ведь если бы говорили прозой, так бы сказали? но  противопоставлением вдруг является оборот «суметь рассмотреть».
Ещё хотелось бы избегать таких клише, как «жизнь, что даётся одна» или там небесная лазурь - в наши дни на таких вещах отличного стиха заведомо уже не создашь.

26. АННА МУН «Туманное»
http://www.stihi.ru/2018/11/02/9414 номинатор Наташа Дубрау

Извините, автор. Это стихотворение, особенно первые две его трети, похожи на пародию. И  наверняка это не входило в ваш замысел.
Что такое «рама дороги»? Рама – замкнутое скрепление из планок или брусьев, в которое что-либо вставляется. Что такое, боже мой, «беззвучная постель из аналогий»? Что такое «клубящаяся пасть», чья она по тексту, и какие еще части тела обладают даром  клубиться? Откуда вы взяли ударение на я в слове бряцание?!! Ну и падение со  спасением – с высокого этажа с семечками в кармане и ножами в спине (от Эрдогана?) – извините, я не в состоянии это даже комментировать. И оценить не могу никак. Извините ещё раз.

27. АНДРЕЙ ПШЕНКО «Я вчера узнал»
http://www.stihi.ru/2014/08/05/2130 номинатор Наташа Дубрау

Совершенно «не моё», поскольку, признаться, я мало что поняла из стихотворения. Вижу псевдофилософский модный набор из купели, ангелов, снегов, венчания и прочего. Оставлю без обсуждения само зерно стиха, смерти для ЛГ нет, ладно, везёт.
Но что такое
Там, где купол местного значенья
Отвечает утром за рассвет?
Каким образом купол отвечает за рассвет, и как обходятся в тех неудачливых местах, где нет такого  устройства? И с кого спросить за закат?
Понимаете, вот эти, мягко говоря, странноватые вкрапления в стихи, лишь-бы-вышло-поинтереснее, служат плохую службу. Разумеется, это только на мой взгляд. За всех отвечать не берусь.

28. ЛЮСЯ ПИКАЛОВА «рыбы»
http://stihi.ru/2019/02/21/6446 отборочный тур для резидентов БЛК

Вполне себе зарисовка, только очень уж неожиданны рыбы, забывающие «о сильных своих ногах». Забыть можно то, что имел хотя бы, а здесь автор не совершает переноса с образа собственно рыб, у которых «ни забот» ( ой ли? вы правда верите, что существует у кого-либо живого на земле жизнь без забот?), на образ ЛГ, предполагаемо ставшего бы рыбой. Забывание пляжей, берегов читается нормально, забывание ног – комично. Стилистическая неловкость.

29. АННА ГЕРМАНОВА «А дальше ехать было некуда...»
http://www.stihi.ru/2019/02/26/4883 отборочный тур для резидентов БЛК

Очень интересная работа, за один только избранный размер с дактилическими рифмами – уже поклон. Отличная образность, богатый словарь, крепкая звукопись, никаких случайностей, прекрасно проработанное стихотворение, звучащее после выделки предельно естественно – при явно тщательном выборе слов.
Мне бы показалось чуть более натуральным такое звучание последней строфы
Но, глядя вдаль, ещё не  знали мы,
что их закатное звено
бестрепетным холодным пламенем
в последний раз озарено.
Но это, разумеется, моё слышание.
 Спасибо, автор.

30. БЕРТА ЛУЧЕВА «АА»
http://www.stihi.ru/2018/09/24/2872 отборочный тур для резидентов БЛК

Не берусь оценить столь специфическое стихотворение, которое не соответствует моему понятию об уровне вкуса. На мой скромный взгляд, описанию литературного процесса маловато эпатажных сравнений из сферы физиологии, чтобы уверенно считаться литературным процессом; могу заблуждаться, конечно, но кощунствовать – нет, не могу. Не тот опыт.

31. ЛИПА ЛИПОВАЯ «градус»
http://www.stihi.ru/2018/03/08/7087 отборочный тур для резидентов БЛК

Калейдоскопическое представление, временами сбивающееся в «поэзию перечислений». Поскольку я крайний нелюбитель воляпюков и кириллических суржиков в вольном переводе с латиницы, всякие крейзи пати и аутлуки не воспринимаю. Отнесём это к моим личным минусам. Предпочитаю говорить на тех языках, которые знаю, не смешивая иероглифы.
Не поняла, почему в русском слове «ладом» ударение падает на о.Если бы ладком, то да. Но тут: ладом. Почему?
Стихотворение  с известной долей обаяния, просто мне лично – отродясь – такое панибратство с живыми душами  и образом творца чуждо, поэтому суждения своего не выношу. Я с ним, что называется, на брудершафт не пила и вряд ли доведется.  Пусть у стиха будут свои читатели и ценители похмельного юмора.

32. АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ ТИХОМИРОВ «Казнь Ивана Ворёнка»
http://www.stihi.ru/2019/02/25/7191 отборочный тур для резидентов БЛК
 Сложно оценивать это стихотворение. Абсолютно примыкая к автору в его позиции, испытывая благодарность за само написание этого стиха, не могу не отметить  некоторого несовершенства  -  не в рифмах, не в строе, но в избранной интонации. Чуть пережато с жалостностью, на мой взгляд, чуть слишком сдвинуто в сторону слезливости, чуть-чуть переиграно с  надрывностью, чуть-чуть ушло в лубок. Стоило бы сделать стиховторение суше и строже, то есть уйти от  еле уловимой, может быть, только мне одной кажущейся интонации Вертинского, с растяжками и аффектированными паузами. Стихотворение напоминает мне эстрадный номер, а хотелось бы, чтобы оно было просто стихотворением. Истории человечества не стать драматичнее, чем она есть. Она ужасает сама по себе.
Большое спасибо автору.

33. РЕГИНА МАРИЦ «когда все было разобрано»
http://www.stihi.ru/2017/12/05/348 отборочный тур для резидентов БЛК

Дойдя до конца и встретив Глинку, я задумалась, а что же значит «когда всё было разобрано», тем более, с учетом соседского Габриэля, что-то игравшего. «Разобрано» обычно говорят и о разученном музыкальном произведении.
Скорее всего, здесь речь идёт  всё же о разборе вещей.
Интересна манера авторов убивать заглавные буквы и знаки препинания, амнистируя только тире. Не знаю, чего обычно добиваются поэты, я воспринимаю такие стихи, как шелестящий голос –  бесцветный, равнодушный и неинтонированный. Поэтому мне в фееричность местами как-то не очень верится.
Вероятно, в таких верлибрах есть нечто, но это для избранных, я себя к таким не смею относить.

34. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Офелия»
http://www.stihi.ru/2019/02/01/9693 отборочный тур для резидентов БЛК

Помню это стихотворение, я его уже читала на другом сайте. Красиво, сюрреалистично, как многое у автора, если я его (её) правильно помню, придумано с головы до ног и  умело инструментовано. Оно вообще спрограммированное, а не сердечное, профессиональное, а не наболевшее, на мой взгляд. Я ценю архитектуру этого стихотворения, его речевую строгость (головную, выверенную от и до) для передачи плавного скольжения. Но когда я дочитываю до «взорвался пурпуром разбуженный цветок», я против воли неумолимо слышу чапековское  «повержен в пыль надломленный тюльпан»,  до того это вторжение чужеродно по напыщенности, по искусственности, - пусть простит меня автор, - рядом с холодно выписанным бледнокожим, бескровным, водянистым  телом стиха.
Это хорошая авторская – очень авторская – работа (вот заладила я повторять), но это для меня как механический соловей  в кристаллах Сваровски рядом с живой серой птахой. Остановимся на том, что тут дело во мне и моем несовершенном слухе.

35. АНЯ СИРОТКИНА «Повод быть»
http://www.stihi.ru/2019/02/14/8651 отборочный тур для резидентов БЛК

Стихотворение, красочно созданное из ничего и ни о чём –не негативно, а, в смысле, как тип произведения, построенного на умении опоэтизировать всё вокруг.
Мне оно показалось несколько вычурным – и найденными новыми формами вроде «осочьей», и тавтологичностью сравнения, что (...) пустота -  (... ) брешь. Всё стихотворение  смотрится как очевидное общее место, которое, тем не менее, приятно прочесть.  Трудно поверить, что  ЛГ, столь детально вглядывающемуся в картину мира, прямо-таки ничего не надо, но  на таких лирических самообманах и стоит поэзия.

 Меня просили выбрать 5-10 произведений, не ранжируя.
 Вот они.
4. УЛЗЫТУЕВ АМАРСАНА «Похороны Эдди»
http://www.stihi.ru/2014/04/14/9477 номинатор Диана Рыжакова
5.  АЛЕКСАНДР ПЕТРУШКИН «Сосед»
http://www.stihi.ru/2016/11/01/6241 номинатор Ильдар Харисов
9. АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВ «Айболит»
http://www.stihi.ru/2019/02/19/2667 номинатор Марина Намис
10. СТОЛЕТОВ «Скверное»
http://www.stihi.ru/2019/03/05/3488 квота ГР за редактирование отборочного тура
12. ВИНИЛ «Кижи»
http://www.stihi.ru/2019/02/05/3735 квота Юрия Октябрева за редактирование отборочного тура
13. ИГОРЬ ГОНОХОВ «Баранкин»
http://stihi.ru/2019/02/24/7812 квота ГР за редактирование отборочного тура
20. КОНСТАНТИН КОНДИТЕРОВ «Румба Сарагины»
http://www.stihi.ru/2018/09/12/3251  номинатор Юрий Семецкий
21. АГЛАЯ ПАЮШИНА «Кошка»
http://www.stihi.ru/2013/07/20/4986 номинатор Марина Намис
29. АННА ГЕРМАНОВА «А дальше ехать было некуда...»
http://www.stihi.ru/2019/02/26/4883 отборочный тур для резидентов БЛК
34. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Офелия»
http://www.stihi.ru/2019/02/01/9693 отборочный тур для резидентов БЛК

Повторюсь, что в комментариях не хотела никого задеть или обидеть, поэтому, если моё прочтение стиха не пришлось автору по душе, советую немедленно всё сказанное мною о стихотворении забыть. С благодарностью к авторам,
Майя Шварцман, Бельгия