И. Г. Зенкевич. Не интегралом единым - 46...

Кариатиды Сны
   Основатель  Петербургской математической школы П а ф н у т и й  Л ь в о в и ч  Ч е б ы ш е в (1821-1894) оставил глубокий след в анализе (особенно в теории приближения функций многочленами) теории чисел, теории вероятностей, теории механизмов и многих других разделах математики и смежных областях знаний.
   Наряду с разнообразием областей исследования, особенностью творчества Чебышева является умение находить элементарными средствами большие научные результаты и неизменный интерес к вопросам практики.
   Чебышев умер на 74-м году жизни, пережив  25-ти и 50-летний юбилей своей научной и педагогической деятельности, но ни одного из них не праздновал. Все попытки его учеников отметить эти юбилеи он отклонил.
   П.Л. Чебышев был избран членом многих академий и учёных обществ.

   Учениками П.Л. Чебышева  являются А.Н.Коркин, Е.И. Золотарёв, А.А. Марков, Г.Ф. Вороной, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, А.К. Крылов, С.Н. Бернштейн. Лучшие традиции Петербургской математической школы живут и оберегаются советской математической наукой.

  На характер Чебышева в значительной мере повлиял его физический недостаток - хромота, заставляющая его ещё с детства уединяться, проводить большую часть времени за книгами. Эту любовь к уединению , к напряжённой умственной работе он сохранил на всю жизнь. Театр посещал редко и только оперу.

   Не имевший своей семьи, Чебышев во время приездов в Москву навещал старшую сестру, у которой были внучки. Пафнутий Львович интересовался их учёбой, задавал вопросы по арифметике, смеялся, слушая ответы детей, и жаловался: "А я вот арифметических задач решать не умею".


   Возражая против введения в гимназиях пятизначных логарифмов, Чебышев настаивал на том, чтобы пользовались семизначными.
   Понятия функции и бесконечно малой величины он считал основными только в высшей математике и находил их употребление в курсе элементарной математики "несвоевременным". По его мнению, например, введение в курс тригонометрии понятия "тригонометрической функции", наряду с общеупотребительным в то время термином "тригонометрические линии", только "затемняло изложение".

   Чебышев неодобрительно относился и к введению слова "кофункции". В то же время он считал необходимым давать понятие о синусе-верзусе и косинусе-верзусе и полагал, что они вряд ли когда-нибудь выйдут из "употребления".

   Чебышев утверждал, что учебник алгебры его учителя Погорельского "самый лучший, потому  что он самый краткий". Он говорил также, что ему самому хотелось бы написать коротенький учебник арифметики, но что это очень трудная задача.

   Когда в 1884 году студенты Петербургского университета подарили академику  Чебышеву печатные сборники их математического кружка.
Пафнутий Львович сказал им :

- Пишите, господа, пишите, но не забывайте , что в наше время скорее можно найти три книжки, чем одного читателя.

**************************

мне ж хотелось бы
математику в стихах
детям подарить

чтоб понимали чтоб не
боялись - полюбили

**************************