И. Г. Зенкевич. Не интегралом единым - 44...

Кариатиды Сны
   Э в а р и с т  Г а л у а  (1811-1832), заложивший  основы современной алгебры. был убит на дуэли на 21-м году  жизни.
   П. Руффини (1799) и Н.Абель (1824) доказали невозможность решения в радикалах произвольных алгебраических уравнений выше четвёртой степени. Галуа не только самостоятельно пришёл к этому ЖЕ рЕЗУЛЬтату. но и нашёл необходимое и достаточное условие, котоРОМУ удовлетворяют уравнения данной степени (в том числе и степени выше четвёртой), разрешимые в радикалах. При этом была создана теория групп, получившая затем весьма  глубокие  и разнообразные применения в алгебре, геометрии, дифференциальных уравнениях, топологии, а также в квантовой механике и кристаллографии.
    свои работы Галуа дважды представлял в Парижскую академию наук. однако даже такие крупные математики как О.Коши и Ж.Фурье не оценили его выводов и затеряли рукописи.
   Из-за новизны идей и сжатости изложения работы Галуа  долгое время не получали признания. Они были опубликованы спустя четырнадцать лет после его смерти, а широкое распространение теория Галуа получила лишь с семидесятых годов прошлого века.
   Всё литературное наследие Галуа умещается на нескольких десятках страниц, но из идей , которые в них содержатся, выросла целая библиотека.


**********************************

порой трёхстрочья
столько мыслей вмещают-
голова кругом!

Стараюсь, но возможно ль
Необъятное  объять?

**********************************

   Перед дуэлью Галуа написал письмо Огюсту Шевалье:

  "Дорогой друг!
   Я открыл в анализе кое-что новое. некоторые их этих открытий касаются теории уравнений, другие - функций. определяемых интегралами.
   В теории уравнений я исследовал, в каких случаях уравнения разрешаются в радикалах, что дало  мне  повод углубить эту теорию и описать все возможные преобразования уравнения , допустимые даже тогда, когда оно не решается в радикалах.
   Из этого можно сделать три мемуара. Первый написан и, после сделанных исправлений, я твёрдо убеждён в его правильности, несмотря на то, что сказал о нём Пуассон...
   ...Ты знаешь, дорогой мой Огюст, что я занимался исследованием не только этих вопросов. С некоторого времени я больше всего размышлял о приложении теории неопределённости к трансцендентному анализу. Речь идёт о том, чтобы предвидеть заранее , какие задачи можно произвести в соотношении между трансцендентными количествами или функциями, т.е. какие количества можно подставить вместо данных, с тем чтобы соотношение осталось в силе.

***************************

Эварист не смог
"предвидеть заранее"
гибель в дуэли

"чтобы остаться в силе"
для будущих открытий

***************************

   Это заставляет признать невозможность многих выражений, которые иначе надо было бы исследовать. Но у меня нет времени , и мои представления в этой необъятной области ещё не очень ясны.

  Дай напечатать это письмо в "Ревю ансиклопедик". За свою жизнь  я не раз позволял себе высказывать предложения, в которых я не был уверен. Но обо всём, что здесь написано, я думаю уже около года, и слишком  уж в моих собственных интересах не ошибиться - ведь иначе меня заподозрят в том, что я указываю
теоремы, полные доказательства которых мне неизвестны.
   Обратись публично к Якоби и Гауссу и попроси высказать своё мнение, но не о верности теорем, а об их значении.
   Я надеюсь, что после этого найдутся люди, которые сочтут для себя полезным навести порядок во всей этой неразберихе.
  Горячо обнимаю тебя
                Э.Галуа

   Это письмо писалось ночью 29 мая 1832 года . Утром, на рассвете, выстрелом из пистолета Галуа был смертельно ранен. Письмо было опубликовано в сентябрьском номере :"Ревю ансиклопедик" за 1832 год.