Репродуктивная медицина за рубежом

Анастасия Потоцкая
Практика зарубежных стран по вопросам вспомогательной репродукции исходит из различных подходов. Среди таких подходов можно выделить полный запрет на реализацию такого направления репродуктивной медицины как суррогатное материнство. Или же напротив существование разрешительной политики в области суррогатного материнства с оговоркой на полный запрет его реализации в коммерческом разрезе. И конечно тотальное государственное регулирование существует как самостоятельный подход в практическом понимании такого явления.
На сегодняшний день отсутствует единый законодательный акт в рамка ЕС, регулирующий вопросы искусственной репродукции. Таким образом, исходя из анализа законодательства отдельных стран-членов Европейского Союза можно выделить несколько групп.  К первой группе стоит отнести страны, где установлен полный запрет на суррогатное материнство. И такими странами в рамках ЕС являются: Болгария, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Хорватия, Мальта. Ко второй группе можно отнести ряд стран, где не установлен категорический запрет на суррогатное материнство, однако отсутствует законодательно урегулирование в данной области. Это такие страны как Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Венгрия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Швеция. И наконец страны, где суррогатное материнство законодательно разрешено и урегулировано. Это Великобритания и Греция.
Анализ законодательства последних двух стран позволяет заметить сходство законодательных положений, так и категорическую разницу в части применения суррогатного материнства. В Великобритании разрешено 2 вида суррогатного материнства: традиционное и гестационное. Тогда как в Греции только гестационное. При этом в обеих странах установлен запрет на коммерческое суррогатное материнство.
Стоит отметить, что в Великобритании действует такой же подход как и в Российской Федерации относительно презумпции материнства. И ребенок при отказе суррогатной матери передать его фактическим родителям на правомерной основе остаётся у суррогатной матери. Таким образом, фактические родители являются пассивной стороной правоотношений. Вместе с тем, в Великобритании имеется установление и на обратную ситуацию, когда фактические родители могут отказаться от ребёнка после его рождения суррогатной матерью. Такое может иметь место ввиду рождения ребёнка с физиологическими отклонениями. Однако, в разрезе данной ситуации остаётся не решённым вопрос о дальнейшей судьбе такого ребёнка. И по моему субъективному мнению законодательство данной страны обходит учёт таких значительных нюансов как установление причины рождения ребёнка с физическими недостатками, а также решение вопросов об ответственности сторон в судебном порядке. Вместе с тем, разрешение таких вопросов возможно лишь в привязке к условиям договора суррогатного материнства.
Важно отметить, что законодательством Великобритании устанавливается презумпция отцовства мужа суррогатной матери, кроме случаев, когда последний не давал согласие на осуществление такой процедуры, состоя в браке.
После рождения ребёнка суррогатной матерью фактическим родителям необходимо в течении 6 месяцев обратиться в суд с заявлением на регистрацию ребёнка для получения «родительского ордера». Только после этого фактические родители признаются законными родителями ребёнка. При этом необходимо, чтобы один из таких родителей постоянно проживал на территории Великобритании, а обоих родителям было не менее 18 лет на момент подачи заявление на утверждение родительства в суд.  Вместе с тем, для получения «родительского ордера» требуется согласие суррогатной матери по истечении 6 недель после рождения ребёнка.
В отличии от Великобритании, законодательное регулирование данного вопроса в Греции предполагает обязательное обращение в суд при оформлении договора суррогатного материнства и разрешение такой процедуры соответственно в судебном порядке.
В ст. 1458 ГК Греции, ст. 8 Закона Греции 3089/2002 «Об оказании медицинских услуг по применению вспомогательных репродуктивных технологий» («Medical assistance in human reproduction» [4, p. 821]; далее — Закон 3089/2002), ст. 13 Закона Греции 3305/2005 «О порядке оказания услуг по применению вспомогательных репродуктивных технологий» («Application of the methods of Medically Assisted Reproduction» [4, p. 821]; далее — Закон 3305/2005) закреплен ряд условий, выполнение которых необходимо для получения разрешения суда. Среди таких условий можно назвать медицинское заключение женщины о бесплодии; её возрастной ценз, не превышающий 50 лет. Исходя из ст. 1456 ГК Греции правом на обращение за медицинской помощью по применению ВРТ обладают только супружеские пары, гетеросексуальные пары, состоящие в гражданском партнерстве, и одинокие женщины. ВРТ недоступны для однополых пар и одиноких мужчин [2, p. 283]. Для суррогатной матери обязательным является медицинское заключение, подтверждающее полное физическое и психическое здоровье. В отличии от ряда других европейских государств, таких как, например, Россия и Беларусь, в Греции нет установки на обязательное состояние в браке суррогатной матери, наличии не менее одного ребенка и возраста. Суд также устанавливает необходимость подписания договора суррогатного материнства не только активными сторонами: суррогатной матерью и генетической, но и их гражданскими партнёрами: супругами таких матерей в случае, если таковые имеются с обеих сторон в различном сочетании. Исходя из ст. 1475 ГК Греции согласие супругов/гражданских партнеров обязательно должно быть нотариально удостоверено.
В отличии от Великобритании, в Греции родительские права у фактических родителей возникают сразу после рождения ребёнка. Кроме того договорный порядок в Греции урегулирован несколько лучше. Отсюда вытекает и возможность назначения ответственности за несоблюдение условий договора для всех участников вплоть до уголовной, где предусматривается наказание в виде тюремного заключения на срок не менее 2 лет и штрафа в размере 1500 евро).
В Швейцарии действует запрет на применение отдельных способов вспомогательной репродукции в целях защиты человеческого достоинства, личности и семьи в репродуктивной сфере. В ст. 119 действующей Конституции Швейцарии закреплено положение, которым люди защищены от злоупотреблений в связи с реализацией репродуктивных прав с привлечением медицины и генных технологий. В Конституции Швейцарии также закреплён ряд принципов, согласно которым были запрещены вмешательство в генетический материал человеческих репродуктивных клеток и эмбрионов, ввод и комбинирование нечеловеческого репродуктивного материала с человеческим репродуктивным материалом, торговля человеческим репродуктивным материалом или любой продукцией, полученной из эмбрионов, а также все подменные формы материнства.
В норме данной статьи также определено, что оплодотворение яйцеклетки в женском организме разрешено только при условиях определённых законом. И главным условием стандартно является наличие медицинских показаний. В то же время стоит отметить, что запрещена любая деятельность, связанная с коммерческим интересов в отношении репродуктивных материалов: торговля стволовыми клетками, даренее эмбрионов, криоконсервация и суррогатное материнство.
Применение ВРТ в Швейцарии также регулируется нормами Федерального Закона Швейцарии «Bundesgesetz uber die medizinisch Fortpflanzung» от 18 декабря 1998 года [3].
Вспомогательные репродуктивные технологии в Италии регулирует Закон “Norme in materia di procreazione medicalmente assistita”  от 19 февраля 2004 года № 40. Законодательством данной страны также установлен запрет на суррогатное материнство.  Вместе с тем, согласно положениям вышеупомянутого документа, с целью преодоления проблемы бесплодия, разрешается искусственное оплодотворение на условиях и в порядке, установленном этим законом. При этом такое допускается, если только нет других эффективных методов лечения. В соответствии со ст. 5 этого же Закона использование методов ВРТ допускается только для лиц, состоящих в браке [4]. Исключая, таким образом, из участия в репродуктивных программах одиноких лиц.
Жёсткие ограничения прослеживаются также в части каких-либо манипуляций с эмбрионами, запрещая, аналогично Швейцарии, криоконсервацию и устанавливающее за нарушение таких запретов ответственность в виде штрафов. Наряду с этим предусматривается создание Министерством здравоохранения специального фонда, направленного на поддержку участия в репродуктивных программах бесплодных женатых пар.
Законодательство Германии в области ВРТ представлено двумя основными законодательными актами, также строго определяющие запреты в отношении применения конкретных видов ВРТ.  Так, Закон о ВРТ Германии «Adoptionsvermittlungsgesetz» от 2 июля 1976 года устанавливает запрет на посредничество при суррогатном материнстве, рекламу суррогатного материнство и рассмотрение данного явления под призмой коммерции. За нарушение данного запрета в законодательстве Германии установлена уголовная ответственность, в том числе как вид наказания в виде лишения свободы на срок до 1 года или штраф. А если лицо за посредничество материально обогатилось, то срок лишения свободы уже будет составлять до 2 лет. Вторым значительным актом в области регулирования ВРТ в Германии является «Embryoneschutzzgesetz» от 13 декабря 1990 года, который ввёл также ряд существенных ограничений в области применения ВРТ.
Законодательство Франции не менее строго, чем законодательство Германии в этой же части. Там на кодифицированном уровне закреплён запрет суррогатного материнства. И в ст. 16-7 ГК установлено, что любое соглашение касающееся продолжения рода при посредничестве третьих лиц запрещается и считается недействительным. При этом нет запрета на искусственное оплодотворения как способ ВРТ.  Ключевым законодательным актом в данной области является Закон “Loi relative ; la bio;thique” от 07 июля. 2011 г. № 2011-814, который регулирует широкий круг вопросов в области генетической диагностики, донорства яйцеклеток, перенатальную и предимплантационноую диагностику эмбриона и многое другое.
Таким образом, можно проследить, что в ряде стран, где установлен запрет на применение отдельных видов ВРТ, отсутствует учёт физиологических особенностей населения, которое обращается за такой помощью в более либеральные в данной области государства с разрешительной политикой такого вида ВРТ как суррогатное материнство в частности.
Другой ряд стран, не устанавливающих запрет на отдельные виды ВРТ, вводят строгое ограничение их применения, порядок и в принципе доступ к таким методам искусственной репродукции человека.  К таким станам можно отнести Австралию, Беларусь, Великобританию, Армению, Грецию, Грузию, некоторые штаты США, Израиль, Испанию, Индию, Казахстан, Киргизия, Молдова, Норвегия, Южно-Африканская республика, Россия, Таджикистан, Украина и некоторые другие.
Также стоит выделить страны, в которых действует так называемый альтруистический режим применения суррогатного материнства как способа ВРТ, то есть на безвозмездной основе. Такой подход действует в таких странах как Канада, Греция, Великобритания и Австралия.
Коммерческое суррогатное материнство также имеет место в ряде стран. Среди них Армения, Беларусь, Индия, Казахстан, Киргизия, Россия, отдельные штаты США, Таиланд, Украина.
Одной из наиболее продвинутых стран в части искусственной репродукции является США, точнее отдельные из её штатов, такие как Калифорния, Невада, Арканзас, Мэриленд. Там установлена разрешительная политика в области ВРТ. Кроме того в ряде штатов имеются специализированные центры по проведению ВРТ, подбору суррогатных мам и всем необходимым обследованиям, процедурам предваряющим те или иные процедуры, связанные с вспомогательной репродукцией. Вместе с тем, в других штатах существует ряд ограничений в данной области. Например, штатом Иллинойс был принят Закон “Gestational Surrogacy Act” от 12.08.2004 и вступивший в силу 1 января 2005 года. Целью данного закона было установление гарантий для лиц, участвующих в договоре суррогатного материнства и конечно утверждение правового статуса детей, рождённых с помощью ВРТ. 
Применение ВРТ в Канаде также законодательно урегулировано. Так, в Канаде был принят Закон “Assisted Human Reproduction” от 29 марта 2004 года. Данный закон даёт определения понятиям различных видов ВРТ, устанавливает ограничения в части их применения и ответственность за нарушение данных ограничений. Так, законодательство Канады в сфере репродуктивной медицины разрешает применение суррогатного материнства, донорство гамет и эмбрионов, а также искусственное оплодотворение. В тоже время в части использование репродуктивного здоровья в целях получения коммерческой выгоды строго запрещено.
Использование искусственной репродукции в Казахстане урегулировано на кодифицированном уровне. Так, в Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV, где в главе 17 закреплены права и обязанности в сфере охраны репродуктивных прав, охраны женского здоровья в период беременности, родов, послеродовой реабилитации и конечно лечения бесплодия, выраженного применением ВРТ, в том числе и суррогатного материнства. В указанном Кодексе устанавливается разрешение на применение искусственной инсеминации, искусственного оплодотворения, имплантации эмбриональных клеток, донорство спермы и некоторые другие виды.
Также существуют и станы, характеризующиеся так называемой «законодательной недосказанностью», отсутствием урегулирования в области применения ВРТ.  К числу таких стран можно отнести Венесуэлу, Эквадор, Иордания, Колумбия, Малайзия, Перу, Уругвай.
Таким образом, анализируя законодательство различных зарубежных стран, можно заметить ряд существенных различий в части ограничения применения, подходов и порядка такого применения. Так, можно выделить: ограничительный, разрешительный режимы и конечно режим законодательной неопределённости.