О Правде. Продолжение в беседах

Макиенко Сергей Александрович
Собеседник: Увы, правда - не всегда благо. Элементарный пример: Попробуйте честно сказать женщине, что она плохо выглядит! И Ваша правда вызовет шквал негатива. Соврите ей, и она будет счастливей.
А правда объективно у каждого своя, ведь каждый человек воспитан уникально. Для огромного числа людей многие элементы Вашей правды - несусветная дикость, также и наоборот.

Сергей Макиенко: Это выглядит как самооправдание. Везде есть как недостатки, так и достоинства, поэтому умный поймёт, а дураку не следует говорить и малого. Правда объективна, когда рассматривается абстрактно, как предмет исследования или как обладающий общими признаками носитель ценностей, так и субъективна, когда рассматривается в конкретной ситуации и оценке. Все мнения о правде базируются на определенной системе ценностей и, одновременно, проистекающих от неё намерениях и поступках. В наше время потеряны многие ориентиры и смешаны ценности, поэтому любое слово будет восприниматься "уникально", точнее как выгодно и привычно. Чёрное будет названо Белым, Зло будет названо Добром, и так далее, и наоборот. Но это не умаляет значения для жизни правды.

Собеседник: Да, не умаляет. Но надеяться на правдивость любого человека - наивно. Врут даже самые честные. Правдорубы не выживают.

Сергей Макиенко: никто и не писал, что сейчас живут по правде, поэтому в наших условиях не стоит постулировать "правдивость любого человека". А правдорубы не выживают именно потому, что ложь принята как ценность, в отличие от правды. Довлеет князь лжи и его растущее царство.

Собеседник: Никогда люди не жили по правде. Наше время ничем не хуже, чем предыдущие тысячелетия, правда, и не лучше, несмотря на обилие сладкозвучной риторики. И в будущем жить по правде не будут.
Прогресс научный и технический
Веками люди ускоряют,
Становятся сильней физически,
Намного больше всего знают.
Но не меняются практически.
Все так же любят и страдают.
Все так же слабаки психически,
И аморально поступают.

Сергей Макиенко: Могу лишь заметить, что лгут сейчас больше, притом значительно больше. Синкретизм и непротиворечивость были особенностью работы сознания древнего человека, а потому просто не было нужды лгать (что подтверждается работами антропологов). Эволюционное усложнение мозга и мышления влечёт антагонистическую двойственность в отношениях человека к действительности, возросшее ощущение индивидуальности влечёт поляризацию общества и отделение каждого от целого. Биологическое стремление к доминированию начинает терять ориентиры и происходит сбой программы, человек начинает лгать, осуществлять нерациональные поступки, принимает деструктивный образ жизни и систему ценностей.

Собеседник: А Вы уверены, что в работах антрополухов всё правда? Они жили в те времена, когда якобы не было нужды лгать? Какой смысл заложен природой в защитной окраске

Сергей Макиенко: уверен.

Собеседник: Значит, Вам тепло на свете. :)

Сергей Макиенко: Вы не задавались вопросом, что не ведая правил и значений в языковой игре, люди верят в то, что ведут диалог, но возможно вести лишь монолог? И что в этом мире все ошибки связаны не с действительностью, но нашим мнением и выводами?

Собеседник: Об этом же я пишу и говорю очень часто, обращая внимание собеседников на смысл употребляемых слов.

Сергей Макиенко: слово вера, является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного wеros, лат. vеrus - «истинный, правдивый». Вера бывает априорная, т.е. слепая и доопытная, и апостериорная, т.е. основанная на опыте, у каждого превалирует та или иная. У меня - вторая, поэтому моя уверенность или убежденность в правде, в указанном случае, базируется как на свидетельствах, так и на своем опыте исследований. Мне, и тепло, и холодно, на этом свете.

Собеседник2: категорически не соглашусь с определением "Русской правды" как путеводителя по сокровенным таинствам и ценностям славянства. По следующим причинам:
1. Данный документ ( открытый в списках С.М.Татищевым в середине 18 века) состоит из т.н. "Правды Ярослава" - старейшая часть, "Правды Ярославичей" - дополнения до 13 века, "Покона Вирного" "вира"- штраф, и "урока мостникам". Таким образом, это уголовно- таможенный кодификатор семейного клана Ярослава и его потомков, которые точно не были славянами по крови ( вспомните их варяжского предка Рюрика, Игоря ( Ингвара) и далее по списку) и принципы заключения династических браков в домонгольской период ( жены половецкие, византийские, европейские и прочих "союзников").
2. Государство ( от " господарство") Рюриковичей - это вполне себе семейное предприятие , основным активом которого были подданные ( читай - рабы) - и для защиты этого актива от истребления в привычной форме кровной мести в монетизированой форме был придуман прейскурант под названием "Правда..."
Имело ли это хоть какое-то отношение к высоким понятиям истины и справедливости - решать вам....))…

Сергей Макиенко: в "Руськой Правде" правда была представлена как ценность с формальной и юридической стороны, как свод правил и закон. Лаврентьевской летописи, говорится: «В лето 6370 (862). Изъгнаша варяги за море и не даша им дани, и почаша сами в собе володети: и не бе в них правды и въста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся; и реша сами в себе: «поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». В Ипатьевской летописи последняя фраза выглядит немного по-другому: «Поищем сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду по праву». Не вдаваясь в исторические и этнографические версии отношения Рюрика к славянам, и тем более к "семейственности" Устава "Руськой Правды", лишь отмечу, что в 11 веке в той же Европе было полное отсутствие даже подобия правды, и тем более оформленного права на справедливость и законные правовые нормы.

Собеседник2: Не стыкуется с информацией, услужливо предоставляемой общедоступными интернет ресурсами:
Русская Правда аналогична более ранним европейским правовым сборникам, в том числе так называемым германским (варварским) правдам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства, древнейший текст которого относится к началу VI века. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI веках, и другие. К варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, баварский и некоторые другие юридические сборники. Наименование этих сборников законов «правдами» — условно и принято в русскоязычной литературе (по аналогии с Русской Правдой). В оригинале, например, Салическая правда известна как Lex Salica (лат.) — «Салический закон».

Сергей Макиенко: это заблуждение, аналогия "притянута за уши" и научно не обоснована. «Салический закон», в отличие от «Русской правды», не был сводом правовых норм, но сборником судебных прецедентов. "Характерной особенностью этих прецедентов было то, что в отличие от неизменных положений «Русской правды», их легко было заменить на новые. Достаточно было просто принять новое прецедентное решение, чтобы нивелировать прежнее. Учитывая то, что все суды были подконтрольны королевской власти, принять такое решение было проще простого. В угоду королю суд мог лишить любого индивидуума права собственности. Фактически «Салический закон» — это и был узаконенный принцип судебно-королевского произвола".

Собеседник2: В математике утверждение бывает истинным( заметьте, не "правдивым") или ложным. Между истиной и ложью - широкая шкала, называемая "правдой", на которой каждый волен выбрать понравившуюся ему отметку по любому поводу. А потом надо ещё договориться, как эту отметку назвать,ведь слова применяются одни, а смысл в них вкладывается разный...

Сергей Макиенко: истина и правда - это разные понятия. Истина - не синоним правды, с одной стороны ей приписывают универсальные признаки и эталон, с другой подают как некий незамутнённый источник, начало всех объектов и процессов, т.е. она есть нечто, в первую очередь, потенциальное и непроявленное, и далее, умозрительное.
Математика, в свою очередь, это рациональная и логичная, но всё-таки умозрительная дисциплина, помогающая познанию, но не определению системы ценностей. Тогда как, правда, неотрывна от системы ценностей и деятельности, одновременно она образец и мера, правило и норма, способ и критерий. Смыслы можно вкладывать разные, т.к. они неизбежно субъективны и конкретно применяемы. Вместе с тем, всё наше познание направлено на более точное определение значений/ ориентиров, и проистекающее от этого, наиболее эффективное и благоприятное осуществление жизнедеятельности. В этом нам помогает осознание истины и правды.

Собеседник2: Таким образом, поскольку правда субъективна, следовательно, стремление человека к правде есть его желание приспособить окружающую действительность к собственному понимаю наилучшего устройства. И эффективность этого стремления прямо пропорциональна задействуемым человеком ресурсам ( материальным, денежным, интеллектуальным, информационным...) Тогда это стремление к правде = социальному доминированию. Так, по крайней мере, честно.

Сергей Макиенко: пардон, ещё раз обозначу. Правда, как все в этом мире, представлена как объект познания, так и как субъект действия и ценность, как ориентир или образец. Стремление к правде не просто субъективно, но двойственно, т.к. правда одновременно объект/ценность и субъект/отношение/действие, и несёт в себе целокупность всего, что относится к ней и человеку. И согласен, с дополнением: Эффективность любого стремления "прямо пропорциональна задействуемым человеком ресурсам", условиям и случаю, и, как любое стремление, тяготеет к доминированию. Но вот только стремление к правде базируется на принятой жизни по правде, принятием ценностей правды, и соответственно, является, в первую очередь, стремлением к доминированию над самим собой.

*Поводом для беседы послужили мысли, изложенные в статье "Правда - ценность настоящего человека" - http://www.stihi.ru/2019/03/12/5008