Не путайте пэон с пиррихием!

Яна Тали
Маленькая преамбула!

Сразу прошу меня извинить... Как оказалось, в настоящее время термин "пэон" (правильное написание) всюду используется в написании: "пеон".
Видимо, потому что так удобнее произносить.))

Уж я не буду исправлять текст, оставлю изначальный. Только в названии сделала исправление: "пэон".

****

Для начала, немного теории, кратко. В частности, советую: http://www.stihi.ru/2006/06/05-692

Из Поэтического Словаря А.Квятковского:

- Термин "пэон" применительно к русскому языку известен с начала 19-го века (Д.Самсонов "Краткое рассуждение о русском стихосложении", 1817г.)

- А.Белый под "пэоном" имел в виду сочетание ЯМБА или ХОРЕЯ с ПИРРИХИЕМ.

ПИРРИХИЙ - вспомогательная группа 2-х безударных слогов, являющаяся ЧАСТЬЮ какой-либо стопы.

В русскую поэтику термин "пиррихий" введён В.Тредиаковским для обозначения двух смежных безударных слогов в ямбическом или хореическом стихе. Например, в ямбе:

"Богат / и сла / вен Ко / чубей  -1 / -1 / -- / -1
Его / луга / нео / бозри / мы  -1 / -1 / -- / -1 / -

То есть, "пиррихий" сам по себе существовать не может, он является довеском к стопе ЯМБА или ХОРЕЯ, в паре с которой получается ПЭОН.

****

Боюсь, как бы мои размышления не канули впустую. Но вопрос для меня очень важен.

А состоит он вот в чём: как определять наличие пиррихиев в поэтическом тексте?
И как к ним вообще относиться?
Являются ли они нарушением общей ритмики стиха?

Слегка переиначу свой недавний пост, посвящённой этой теме, отделив зёрна от плевел.

Моим оппонентом был приведён отрывок из стиха Ахматовой с предложением анализа на предмет пиррихиев:

"Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
Здесь горных трав легко благоуханье,
И только раз мне видеть удалось
У озера, в густой тени чинары,
В тот предвечерний и жестокий час —
Сияние неутоленных глаз
Бессмертного любовника Тамары."

**************************

Что ж, давайте разберём:

Здесь Пушкина изгнанье началось -1---1---1
И Лермонтова кончилось изгнанье. -1---1---1-
Здесь горных трав легко благоуханье, -1-1-1---1-
И только раз мне видеть удалось -1-1-1---1

У озера, в густой тени чинары, -1---1-1-1-
В тот предвечерний и жестокий час 1--1---1-1
Сияние неутоленных глаз -1-----1-1
Бессмертного любовника Тамары. -1---1---1-

Перед нами - 2 катрена с опоясывающей рифмой: бааб, абба (а - женская рифма, б - мужская)

Очевидно, что ритмика здесь смешанная. ЯМБ сочетается с ПЕОНОМ. Чистого ЯМБА не наблюдаю.

Некоторым экспертам почему-то угодно в таких случаях считать ПЕОН - ПИРРИХИЕМ.

С моей точки зрения, это системная ошибка.

Думаю, для общего понимания надо ввести общую терминологию.

ЯМБ - это 2-сложный размер (-1).
Он допускает соседство с 4-сложным ПЕОНОМ (---1).

А ПИРРИХИЙ, сам по себе, это безударная стопа, которая, если не вписывается в заданный размер, то реально сбивает общую ритмику. Например, как случайно возникшая лишняя пара безударных слогов. Обычно, такая ошибка слышится отчётливо, её ни с чем не спутаешь.

Если же ритмика не сбита, значит мы имеем дело не со случайным ПИРРИХИЕМ (то есть, фактом ошибки), а с другим размером. В данном случае - с ПЕОНОМ.

В приведённом стихе ритмика соблюдена, сбоев нет, а значит, есть лишь сочетание двух размеров - ЯМБА и ПЕОНА.

Правда, есть 2 сомнительные строки:

"В тот предвечерний и жестокий час" 1--1---1-1 (первый слог кажется ударным, напрашивается запятая: "В тот, предвечерний")

"Сияние неутоленных глаз" -1-----1-1 (гекзаметр внутри строки)

В принципе, читаются они достаточно гладко, хотя схематически выбиваются из общей системы.

На мой взгляд, нельзя подменять понятия - путать ПИРРИХИИ с ПЕОНАМИ.

Если в обычной, свободной поэзии, мы можем использовать смешанные размеры, то имеем ли мы право их использовать в сонетах?

Если сонет - твёрдая форма, и положено соблюдать ЯМБ, тогда давайте его соблюдать. В таком случае, все ПЕОНЫ следует отнести к категории ПИРРИХИЕВ, категорически не допустимых.  Или же, мы допускаем ПЕОН, и снимаем вопрос.

Поскольку стихотворение Ахматовой не относится к категории твёрдой формы, то смешанная ритмика в нём допустима. Но как относиться к смешанной ритмике, если мы её встретим в сонете?

Сам по себе ПЕОН состоит условно из двух "ямбов". Только один "ямб" - латентный (2 безударные стопы), а другой "ямб" - полноценный: --/-1. Поэтому, ритмически соседство ЯМБА и ПЕОНА - вполне органичны. ПЕОН помогает нам использовать длинные (с несколькими слогами, свыше 2-х) слова в стихах, написанных ЯМБОМ. Вкрапления ПЕОНОВ - давно рассматриваются, как норма.

Рассмотрим Сонет Шекспира №4 в переводе Маршака:

"Растратчик милый, расточаешь ты -1-1---1-1
Свое наследство в буйстве сумасбродном. -1-1-1---1-
Природа нам не дарит красоты, -1-1-1---1
Но в долг дает - свободная свободным. -1-1-1---1-

Прелестный скряга, ты присвоить рад -1-1-1-1-1
То, что дано тебе для передачи. 1--1-1---1-
Несчитанный ты укрываешь клад, -1-----1-1
Не становясь от этого богаче. ---1-1---1-

Ты заключаешь сделки сам с собой, ---1-1-1-1
Себя лишая прибылей богатых. -1-1-1---1-
И в грозный час, назначенный судьбой, -1-1-1---1
Какой отчет отдашь в своих растратах? -1-1-1-1-1-

С тобою образ будущих времен, -1-1-1---1
Невоплощенный, будет погребен. ---1-1---1


Мы видим типичную картину сочетания ЯМБА с ПЕОНОМ. Причём, совершенно бессистемную. Но общая ритмика и размерность, при этом, соблюдена.

Но, кстати, здесь, как и у Ахматовой, есть две точно такие же сомнительные строки:

"То, что дано тебе для передачи" 1--1-1---1- (ударный слог в начале строки)
"Несчитанный ты укрываешь клад" -1-----1-1 (гекзаметр внутри строки)

Можно сделать Вывод, что смешанный тип ритмики для сонета вполне допустим.
И строки, которые начинаются не ЯМБОМ, а ПЕОНОМ - так же являются правомерными.

Например:

"Не становясь от этого богаче" ---1-1---1-
"Ты заключаешь сделки сам с собой" ---1-1-1-1


А теперь, можно рассмотреть МОЙ сонет:

Ты тратишь, расточительная прелесть, -1---1---1-
Лишь на себя наследие своё. ---1-1---1
Но красота – увы, не птица Феникс, ---1-1-1-1-
Не возродить достоинства её. ---1-1---1

Природа не даёт пустые ссуды, -1---1-1-1-
А только в рост. Не будь же скрягой ты, -1-1-1-1-1
Ведь ростовщик без прибыли покуда ---1-1---1-
Бездарный раб плебейской суеты. -1-1-1---1

Ведь, заключая сделки лишь с собою, ---1-1-1-1-
Ты лжёшь, любезный, самому себе: -1-1---1-1
Пустить на ветер – ничего не стоит, -1-1---1-1-
Но что оставишь на своём гербе? -1-1---1-1

По смерти на могиле надпись ждёт: -1---1-1-1
«Здесь, под плитой, покоится банкрот». 1--1-1---1

Общая ритмика (ямб+пеон) нигде не нарушена. Сбоев и смещений ударений нет.
Лишь одна строчка (последняя) - такая же сомнительная, как в стихе Ахматовой:

"В тот, предвечерний и жестокий час" 1--1---1-1
«Здесь, под плитой, покоится банкрот». 1--1-1---1

Равно, как и у Маршака:

"То, что дано тебе для передачи" 1--1-1---1-

Тут вместо полноценного пеона вдруг появляется впереди ударный слог, который, впрочем, не ломает общей ритмики, поскольку является вступительным.

ИТОГ АНАЛИЗА

Честно говоря, я НЕ понимаю логики моего оппонента, который насчитал ДЕВЯТЬ ПИРРИХИЕВ в моём сонете.
Безударные начала в некоторых строках - начинаются ПЕОНАМИ, которые, конечно же, содержат в себе ПИРРИХИИ. Но это не является браком!

Таким образом, силлабо-тоника моего сонета может считаться нормальной.

И впредь претензии по части ПИРРИХИЕВ, которые не являются ошибками, я принимать не буду.

************

ПРИМЕРЫ

давай смотреть (Липа Липовая)

…давай смотреть как дождь смывает снег. -1-1-1-1-1
ноль цельсия декабрь рисует серым -1---1-1-1-
разводами по кладезям примет, -1---1---1
мелодией тоски по струнным нервам. -1---1-1-1-

непраздничный, забытый музыкант -1---1---1
в обшарпанном подземном переходе, -1---1---1-
играй с листа минор-менорный скан  -1-1-1-1-1
семь свечек и семь нот в сакральной оде  -1---1-1-1-
и те уходят к спелым небесам, -1-1-1---1
набухшим снегом ливневых регистров. -1-1-1---1-

и тихо осыпается сезам, -1---1---1
и кофе стынет, и темнеет быстро… -1-1-1-1-1-

****

Предвесенний сонет (Александр Спарбер)

А только и осталось, что смотреть. -1---1---1
По зёрнышку клевать подобно птице. -1---1-1-1-
За сим, пожалуй, стоило родиться, -1-1-1---1-
а может, нет. Уже почти на треть -1-1-1-1-1
день увеличился. И хищники, и жертвы, 1--1---1---1- (первый слог ударный, 6 стоп)
поближе к солнцу выдвинув тела, -1-1-1---1
так жаждут приближения тепла, -1---1---1
как будто бы и впрямь они бессмертны. -1---1-1-1-

Банально, скажете? Банально, Боже мой! -1-1---1-1-1 (6 стоп)
А я с работы двигаю домой, -1-1-1-1-1
переставляя рычаги упорно, ---1---1-1- (начало - пеон)
и вижу, хоть становится темней: -1---1---1
из чуть подмёрзшей лужи воробей  -1-1-1---1
водичку пьёт и прочищает горло. -1-1---1-1-

****

Чужое счастье старых фотографий (Никита Брагин)

Чужое счастье старых фотографий -1-1-1---1-
охапкой, как пожухлую листву -1-1-1---1
на чахлую траву, на мокрый гравий, -1---1-1-1-
на парапет и в стылую Неву! ---1-1---1

И поплывут серебряные тени, ---1-1---1-
покорно погружаясь в темноту -1---1---1
гербарием неведомых растений, -1---1---1-
увядших и опавших на лету. -1---1---1

Забвение, как пепельное море, -1---1---1-
как донный ил, тяжелый и густой… -1-1-1---1
И все же город зарифмован с горем, -1-1---1-1-
и с гордостью, и с грезой, и с грозой… -1---1---1

****

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Я специально привела примеры 5-ти стопного ЯМБА в сочетании с ПЭОНАМИ.
В настоящее время, это самая устойчивая связь двух размеров, идеально сочетающихся в русской поэтической речи.
Причём, это сочетание не имеет жёстких ограничений в отношении взаимного расположения в строке. Перед нами - полная палитра. И даже, казалось бы "провал" на 3-ей (стержневой) стопе всё равно читается прекрасно:

"переставляя рычаги упорно" ---1---1-1-
"водичку пьёт и прочищает горло" -1-1---1-1-
"И все же город зарифмован с горем" -1-1---1-1-

О вступительном ПЭОНЕ я уже говорила. Но для закрепления:

"на парапет и в стылую Неву" ---1-1---1
"И поплывут серебряные тени" ---1-1---1-

Осталось только найти примеры бракованных строк, где случайный "пиррихий" выглядит несуразно. Пока ещё я не нашла...

****