Media Игра на скрипке - это вызов

Маргарита Мендель
ИГРА  НА  СКРИПКЕ  —  ЭТО  ВЫЗОВ

Ростислав Карчагин — молодой музыкант, ассистент-стажер консерватории им. Глинки и артист группы первых скрипок Новосибирского академического симфонического оркестра. Ростислав рассказал, чем уникальна профессия музыканта, как проводят свободное время артисты и почему филармонические концерты всегда будут востребованы.


Начало пути

Пожалуй, самые ранние воспоминания, когда я ассоциировал скрипку с каким-то интересным и своеобразным предметом. Воспоминания не очень приятные, потому как первую маленькую скрипку я разбил, но не из-за того, что она мне не нравилась, а из-за желания сыграть с ней в какую-то игру. Мои родители — музыканты, бабушка — солистка хора. Именно ей принадлежит идеологическая инициатива выбора моего пути.
Понял, что хочу стать профессиональным музыкантом довольно поздно: ближе к последним годам музыкальной школы благодаря моему профессору Алексею Владимировичу Гвоздеву.  Я занимался с ним примерно с двенадцати лет. Алексей Владимирович старательно прививал мне очень серьёзное художественное отношение к инструменту, я стал иначе относиться и к занятиям, и к игре на скрипке. Студенчество запомнилось выступлениями по специальности, концертами кафедры, порой весьма болезненной, долгой и трудной подготовкой к конкурсам.


Менталитет играет роль

Когда-то мне хотелось переехать в Москву, я даже предпринимал действия. На первом курсе консерватории профессор Гвоздев в связи с ухудшающимся здоровьем решил сделать перерыв в педагогике на неопределенный срок.  Я отправился на прослушивание в Москву к профессору Бочковой. Должен был приехать ещё раз ближе к концу года, но не поехал: Алексей Владимирович вернулся в педагогику, наши занятия вновь продолжились. Думаю, это было к лучшему.
К загранице я никогда не питал особой симпатии. Ещё в довольно юном возрасте несколько раз съездив туда, я отчетливо ощутил, что их менталитет и уклад жизни для человека нашего мировоззрения либо не подходит, либо требует каких-то огромных внутренних изменений.
По моим ощущениям, на Западе есть истинное стремление следовать определённым сводам правил: и в жизни, и в быту, и в искусстве. В 2009 году я ездил на фестиваль камерной музыки в Германию. Вчетвером мы сели в машину на заднее сидение, и немцы, толкаясь и создавая суету, начали изо всех сил пытаться пристегнуть ремни безопасности. Я сказал им: «Может не стоит?», но они даже не поняли, о чем я говорю. Для меня эта ситуация была показательна: желание четко следовать правилам накладывает ограничения на жизнь людей.


Два разных оркестра

Если говорить о студенческом оркестре и филармоническом, то они отличаются и по впечатлениям, и по уровню ответственности. К игре в студоркестре я, мягко говоря, не тяготел во время обучения. Моя первая репетиция с НАСО (Новосибирский академический симфонический оркестр — Прим.) состоялась, когда меня пригласили в качестве дополнительного состава на Одиннадцатую симфонию Шостаковича. Это случилось в начале 2014, а уже осенью того же года я устроился на работу в оркестр.
Первая репетиция оставила ужасные впечатления. Вокруг царит многообразие звуков, и поначалу ты просто не представляешь, куда пристроить собственный «голос».


Филармония — площадка для всех поколений

Я не считаю, что филармония предназначена скорее для людей зрелого возраста. Даже при не пристальном взгляде в зал с каждым годом видишь всё больше молодых лиц. С другой стороны, это действительно так: молодёжь все-таки стремится к чему-то постоянно новому, возможно, более динамичному, например, кино и всё, что с ним связано. Не думаю, что филармония может напрямую влиять на стремления молодежи, но, безусловно, есть юношеские программы с развлекательной музыкой. Тем не менее, основная задача филармонии — это классическое искусство, сохранение культуры, ее совершенствование. Если исходить из этой логики, то обычно слушатель сам находит то музыкальное пространство, которое соответствует его вкусам, оно само притягивает слушателя, который к нему стремится.
Молодежи будут интересны концерты симфонического оркестра. Симфоническая музыка — это не только глубокое философское мировоззрение композитора, которое он передает через оркестровую палитру, но ещё и очень яркое зрительное и акустическое представление, за которым интересно наблюдать и отмечать звуковые эффекты. Именно это может увлечь слушателя, пришедшего на симфонический концерт в первый раз.
Советую посетить концерты камерной музыки. С одной стороны это для более искушенного слушателя, с другой  — все сочинения, которые представляют базис классического и романтического стиля, будут близки молодёжи. Не нужно быть музыкально образованным или теоретически подкованным, чтобы чувствовать эмоции. Очень часто молодые люди и даже мои друзья, которые приходят на концерты камерной музыки, получают не меньше, а то и больше удовольствия, чем от симфонических вечеров.


Соло скрипки

Я воспринимаю скрипку, как вызов к тому, чтобы выразить довольно полно свои эмоции, но при этом испытать весь спектр ощущений и задач, которые она ставит для того, чтобы эти эмоции были адекватно восприняты публикой. Мне нравится и возможность выражения, и объективная трудность, которая с этим связана.
Музыка для меня — самовыражение, самоистязание, пограничное состояние, которое заключает в себе благо, испытание и объем смешанных ощущений.
Интересно выступать и сольно, и в коллективах разных составов. Когда ты выступаешь сольно, то здесь особый диапазон чувств: ты как бы один на один с собой, один на один с инструментом. Когда ты играешь ансамблем, ты взаимодействуешь с музыкантами, с которыми репетировал, с которыми добивался определённых целей — и это тоже вызывает спектр эмоций, немного отличный от сольной игры. Но обе этих стези одинаково притягательны.


Из Сибири в Дюссельдорф

Иногда, в связи с нашей деятельностью, жизнь дает нам шанс побывать в различных местах, да еще и не за свой счет, что вдвойне приятно. В первую очередь, это знакомства с залами, потому что каждый новый зал — иное звучание: и твое собственное, и симфонического оркестра в целом. Интересно слушать и осознавать, как это все меняется с каждым залом, в котором ты бываешь. Наверное, самый запоминающийся зал — Концертхаус в Вене, зал в Дюссельдорфе с огромным куполом. В Тенерифе, на островах, был высоченный зал: зрительный зал высотой примерно в пять этажей. Даже страшно стоять, но там классная акустика.


В такт со временем

Есть современная музыка, которую я слушаю. Например, исполнительница с именем Лора Марлинг. Она играет нечто этно-британское. Одно из последних впечатлений: девушка, которая, по-моему, умерла в 2010, Лхаса де Села, у неё очень интересный тембр. Вся близкая мне современная музыка связана с одной стороны с этническими начинаниями, а с другой — с акустическим звучанием. Есть также в плеере британские коллективы типа The Black Keys.


BMW, футбол, пинг—понг

Люблю все, что связано с механизмами недавнего прошлого, например, автомобильными. Сам являюсь счастливым обладателем такого аппарата, который половину времени находится на доработках, а половину, к счастью, ездит и приносит мне огромное удовольствие — и в том, и в другом случае, кстати, что очень странно (Смеется). У меня уже приличный стаж вождения, за руль я впервые сел лет в одиннадцать.
Да, играю в футбол. И спортивные травмы были, но все они связаны с коленями. Музыкальной деятельности это не мешает, но нужно быть аккуратнее.
Недавно собирались с коллегами поиграть в хоккей. Здесь можно вспомнить интересную историю первого заезда, который закончился выбитым зубом. На коньках всегда любил кататься, а вот в хоккей поиграть не доводилось. И когда группа энтузиастов из оркестра решила покататься, я специально купил себе клюшку и поехал вместе с ними. Во время игры у ворот началась заварушка, шайба прилетела мне прямо в челюсть. Пришлось вытащить сломанный зуб и продолжить игру. Удивительно, что никаких болезненных или неприятных ощущений при этом не было. С тех пор прошло примерно три-четыре года, наконец-то я решился вновь выйти на лед. А еще у нас есть пинг-понг в подвале филармонии, мы тут уже все стали великими мастерами этого вида спорта, скоро чемпионат можно открывать.


Найти свое звучание

Я думаю, что невозможно одновременно работать, учиться и отдыхать. Ты должен остановиться на чем-то одном. По моему опыту, высшие учебные заведения в нашей стране накладывают на людей большое количество задач, в которых не всегда есть необходимость. Все-таки в полной мере необходимо сосредоточиться на занятиях профессией. То же касается и работы, если пытаться получить от студенческих лет плодотворный результат, то нужно посвящать львиную долю времени специальности, а остальное уже будет на втором плане.
У меня как таковой определенной профессиональной мечты, наверное, нет. Хотелось бы иметь возможность играть на инструменте, желательно прилюдно, и делать это регулярно. Необходим для достижения этой цели постоянный поиск путей к лучшему владению инструментом, поиск звучания — своеобразного, интересного: ты всегда его слышишь в голове, но не всегда получается его извлекать физически.
Поэтому я советую тратить достаточное количество часов на занятия специальностью, и никогда не забывайте о том, ради чего вы все начинаете.



Текст: Маргарита Мендель
Фото: из личного архива Ростислава Карчагина