Незнамо Кто или женщины для Серёжи. Предисловие

Григорий Белов
Говорят, что любое стихотворение не требует дополнительных объяснений или пояснений, и это верно. С подобным утверждением нельзя не согласиться, и всё же, литературные критики часто пытаются вскрыть те затаённые пласты в почве текстов, которые способен увидеть далеко не каждый читатель, пусть даже и просвещённый, особенно, когда речь идёт о крупноплановых произведениях. Я хочу предоставить вашему вниманию свою новую работу - поэму "НЕЗНАМО КТО или ЖЕНЩИНЫ ДЛЯ СЕРЁЖИ". Почти уверен, что сам выбор, к сожалению, забытого поэтического жанра в виде поэмы у многих может вызвать удивление: «Почему, вдруг, поэма?" Но никого и уже давно не удивляет тот факт, что в кинопроизводстве большую часть снимаемых кинолент занимают сериалы. И это не всегда происходит лишь для того, чтобы заработать деньги, хотя и такая причина, конечно, имеет место. Однако, для настоящего художника выбор связан вовсе не с финансовой составляющей. Главной причиной чаще всего является невозможность уложить в рамки полуторачасового и даже трёхчасового фильма масштаба его творческого замысла. А потому я попытаюсь, как можно короче раскрыть причины своего выбора.
Мы живём в переломное время, а как известно, если ты хочешь пожелать кому-нибудь как можно больше несчастий, то лучше пожелания, чем жить в эпоху перемен, ещё пока не придумано. Особенно трудно приходится тем, кто чуть ли не с молоком матери впитал в своё сознание одну идеологию и вдруг оказался в системе совсем иных ценностей, чьё детство юность и часть молодости выпали на времена красных флагов, и вдруг над головами затрепетали трёхцветные знамёна, а слово «атеизм», утратив своё научное название, стало писаться с буквы «Б», приобретя более грубую форму, превратившись в «безбожие». Что заставило бывших пионеров и комсомольцев, следуя дани моды в круговороте религиозной истерии, дабы не выбиться из нынешнего социума, немедленно напялить на шеи цепочки с серебряными или золотыми крестиками и зачастить в храм, хотя в душе нет никакого Бога и никакой святости? Зато душит угнетающая мысль, что они либо были жестоко обмануты в пору своего становления, либо вынуждены обманываться в текущих временах, где разговор о людском братстве сохранён лишь в священных писаниях, и что вовсе не распятие украшает серебро креста, а жуткое определение «потерянное поколение».
Главные героини поэмы - три женщины средних лет, бывшие одноклассницы, которые встречаются друг с другом лишь раз в году, и каждая из них втайне завидует двум другим, твёрдо уверенная, что счастье не обошло её подруг, а вот у самой-то, судьба сложилась какой-то не слишком улыбчивой. У читателя наверняка возникнет вопрос: а где же остальные одноклассники? Ведь, как правило, вечер бывших выпускников собирает всех не уехавших за границу и тех, кто ещё не покинул сей грешный мир. Ответ напрашивается сам собой: все остальные относятся именно к двум этим группам: кто-то свалил за «бугор», кто-то не справился со звериным оскалом наступившей эпохи, сгинув в Чечне, подсев на кредиты, которые способствовали приобретению верёвки и мыла, кого-то сгубили наркотики, кому-то досталась путёвка в лагерь, но далеко не пионерский, позволив наблюдать за сиянием звёзд сквозь зарешёченное оконце лагерного барака, кто-то потеряв крышу над головой, замёрз на улице, поскольку жизнь бомжей длится не слишком долго.
Впрочем цифра «три» фигурирует и по другой причине, ведь ни для кого не секрет её магическое значение для православного сознания, хотя вряд ли можно назвать героинь поэмы Божьей Троицей или тремя богатырями, да и их собрание вовсе не напоминает Тайную Вечерю кисти великого Леонардо. Женщины, сидящие за общим столом, окружены вовсе не стенами заведения! Вокруг них весь наш огромный мир, в котором их уже давно ничего не объединяет, кроме книги далёкого прошлого или даже не всей книги, а лишь её единственной страницы, описывающей самое первое и, скорей всего, именно потому самое светлое чувство. На фоне сегодняшней жизни эта наивная романтическая мечта, так и не осуществлённая, представляется им тем изумрудным городом, давным-давно придуманным детским писателем Волковым.
 
Есть в поэме есть ещё два героя, хотя один из них - одноклассник встретившихся подруг, Сергей, являющийся когда-то пределом страстных мечтаний женщин во времена далёкой юности, как бы выпадает из сюжета, как собственно, и из самой жизни, и если и включён в эту историю, то лишь для того, чтобы показать, что даже самые красивые мечты, нередко бывают жалкими иллюзиями, а потому, может быть, и не осуществленное, стоит считать настоящим счастьем, позволяющим ему оставаться сказочным изумрудным замком. А вот фигура последнего персонажа, пожалуй, является одной из центральных, хотя кем она или он является на самом деле, неизвестно даже ей или ему самому. Перед нами предстаёт «Незнамо Кто»: возможно Бог, возможно ангел, а возможно и дьявол. Он мечется над миром, который сотворил, а, возможно, только придумал, сохраняя, как сюжеты, так и фигурантов собственной фантазии лишь в собственном воображении, отчего мучается не меньше наших героинь, пытаясь убедить себя в том, что это всё нереально, что ничего-то и нет на самом деле: ни женщин, ни ресторана, ни сёл, ни городов, ни мира, ни войны. Чьи же мучения более сильные, думаю, не смогут понять ни герои этой поэмы, ни читатели, поскольку и сам автор, вполне возможно тоже являющийся «Незнамо Кем», сомневается в сути происходящего, задавая себе вопрос, а может быть и нет ничего, кроме огромной Вселенной с мириадами звёзд и темноты? Но ведь так хочется света и тепла! Но именно об этом и написана данная поэма. О стремлении к любви, о борьбе со своим одиночеством, о желании осознать смысл своего существования, а потому, хотя после последнего слова в произведении и стоит точка, ничего-то ещё не закончено, и каждый из «Незнамо Кого» должен стать всё-таки кем-то. 

Дорогие друзья, это предисловие к поэме. Сама поэма готовится к печати и после публикации будет частично или полностью опубликована здесь.