Дмитрий Курилов. Экспертный обзор. Январь-2019

Большой Литературный Клуб
/Обзор делался по анонимному лонг-листу. Полные ссылки были восстановлены при подготовке обзора к публикации. – Редколлегия БЛК/

Прочитав присланную мне подборку, не могу не отметить высокий уровень интеллекта, качество стихов во всей подборке. Вместе с тем во многих стихотворениях я натыкался на строчки, которые ну как-то портят общее впечатление от текста. Вообще сразу скажу о минусах, рискуя нажить себе врагов. Это – горе от ума. Ну, правда, интеллект у современных поэтов (и не только в данной подборке) явно преобладает над чувствами. И часто получается то, что Евгений Винокуров называл «плетение словес». А хотелось бы другого впечатления – кларизма, ясности, «Камня», вот чтобы каждое слово впечатывалось бы. Увы, редко где я такое встретил. Но почти в каждом стихотворении я находил удачные строчки, например:

Бессмертья нет. Искусства тоже нет.
Есть тайное движение планет,
есть память, запечатанная в пластик.
В ней тишина и звёзды над рекой.
И есть покой, как выразился классик.
Холодный, оглушающий покой.
(3. РОМАН НЕНАШЕВ «Он говорил...»
http://www.stihi.ru/2018/12/10/9052 номинатор Юрий Семецкий )

Мне всегда удавались разлуки
И почти никогда – пирожки.
(4. АНЯ СИРОТКИНА "Живу дальше"
http://www.stihi.ru/2015/09/10/5630 номинатор Марина Намис)

В новой жизни я стану сливою,
Я созрею и дорасту,
Чтоб беспомощной и счастливою
Умереть у тебя во рту.
(8. УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА «Легче лёгкого»
http://www.stihi.ru/2018/09/10/6077 отборочный тур для резидентов)

твори, но не трави в себе кумира.
(18. СВЕТОНОСОВА (СВЕТЛАНА НОСОВА) «твоя апофеосень»
http://www.stihi.ru/2019/01/02/7751 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»)

тишина колышется паутиной –
даже выдохнуть страшно,
а вдруг порвёшь?
(35. ЕЛЕНА КОПЫТОВА РИГА «Провинциальное»
http://www.stihi.ru/2015/05/03/11028 номинатор Ильдар Харисов)

Тропка в лес, поляна, поле,
сосны в небо, речка, пруд…
«Бога нет» – учили в школе.

Как же нет, когда он тут?
(17. АНИК НАТКА «Я из самой из глубинки»
http://www.stihi.ru/2015/01/27/3732 номинатор Виктор Майна)

Но вот, к сожалению, перед этим следует явное «сочинение на заданную тему» с множеством необязательных перечислений. То есть концовка, финал у автора получился. А в целом текст – увы.
29-е тоже с сильной концовкой, но в целом опять же – «сочинение на заданную тему», где автор набрасывает кучу деталей из жизни героини, кучу всякого трэша  – может, это приём такой авторский, чтоб в финале огорошить предсмертной пронзительной запиской 
И  в  сумерках  на  старой водокачке
неровно-крупно
белым

«мам, прости…»
(29. ЮРИЙ МАКАШЁВ «Граффити»
http://www.stihi.ru/2015/05/21/5948 номинатор Юрий Семецкий)

Но вот меня как-то эти вот трэшевые подробности просто задавили, и поэтому финал (для меня) всего остального впечатления от текста ну не спас.
И «Смерть адмирала» – слишком «сочинение на заданную тему», ну простите меня, но это фактически социальная статья; да, с эмоциями, но увы (5. НЕСТОР ИВАНОФФ «Смерть адмирала»
http://www.stihi.ru/2018/11/21/6872 отборочный тур для резидентов).
И ещё целый ряд стихотворений.

Ещё из субъективного. Вот меня жутко раздражают эти надуманные сомнительные неологизмы типа «апофеосень». Или вот это вот «про хэппи бёздей мой неинтересно
с утра тебе задуматься?» – мне так и хочется съязвить «ты мне с утра не хэппибёздуй!»

А теперь я просто назову те номера, те тексты,  которые убедили меня вот именно своей цельностью, целостностью, там нет провалов, есть общий темпоритм, я погружаюсь в мир автора, я понимаю, что это сделано профессионально и вместе с тем прочувствовано, прожито, и это подкупает. Вот эти номера, которые я выбрал в качестве творений финалистов:
6, 7, 15, 24, 25, 32.

И первое из них – «Лодка». Вот я иду-иду, плыву-плыву, читаю, да? Отдаю дань, что-то отмечаю – удачные строчки, конечно, но и раздражение растёт. И вдруг натыкаюсь, путник, на настоящее. И я читаю и с каждой новой строчкой убеждаюсь – да, вот оно, вот это – настоящее. На одном дыхании, и целый мир, и жизнь, и поэтика, и отсутствие «подгонки», фальши, словца ради красного словца. Внимательность к деталям, к движениям, внимание к себе, взгляд внутрь себя, предельная ясность самоощущения. И волшебство, конечно же, волшебство, без которого какая Поэзия?
Ну прочитайте сами после моих скупых похвал, ну правда же?

6. НАТАЛИЯ ПРИЛЕПО «Лодка»
http://www.stihi.ru/2019/01/02/3926 отборочный тур для резидентов

Я не трогала воду, страшилась ее движений.
Он размазывал соль по ошпаренной солнцем шее.
И такое затишье, что птицы совсем не пели.
Только ловчие весла со дна поднимали зелень.
Под ногами ходила река тяжело и жадно.
Мы буравили ил, непроглядные пятна, пятна.
Он распахивал руки, и рыбы к ладоням льнули.
Говорил мне: "Плыви, плыви!" И я тонула.
Опускалась на дно, как горячий прибрежный камень.
Занимался закат золотистыми языками.
Широко расползались круги. Проступали остро
Перетлевшие листья, белесые рыбьи кости.
Говорил: "Ничего, ничего, мы начнем сначала."
Я послушно молчала, и лодка меня качала.
Только голос его постепенно сходил на кашель.
Поднималась река и стояла темно и страшно.
Больше нет мне распахнутых рук над моей пучиной.
Но я делаю точно, как он меня научил.
Я тону глубоко, я потом начинаю сначала.
И лодка меня качает.

И сразу же дальше – седьмое. Касания. О котором могу сказать вплоть всё то же самое. Всё оченнь поэтично. Особенно меня восхитили эти белые медведи ближе к концу. Меня, конечно, покоробила перестановка слов (вот как будто специально автор меня подразнил): «на зимней пантомимы постоянство». Ей-Богу, другому бы не простил! А этому – прощаю! Опять же – за цельность, за то, что читается всё на одном дыхании, за волшебство.

7. СЕРГЕЙ ДУКОВ «Касания»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/7572 отборочный тур для резидентов

А город остаётся у стекла
заиндевелого состава электрички.
И не следит уже из-за угла,
привившая и вкусы, и привычки,
простая жизнь.
Мелькают огоньки,
как будто разом вспыхнувшие спички,
и в подстаканниках холодные отмычки
звенят у запечатанной строки –
она пуста, как этот перегон…
как облаком задёрнутые выси…
как пуст я сам… как пуст ночной вагон…
Чужие сны на мягких лапах рыси
скользят по полкам, прячась в складках штор. 
Мрак обволакивает рваное пространство,
где смотрит пьяным глазом семафор
на зимней пантомимы постоянство.
Пушистым брюхом трётся оземь снег…
На ощупь стрелки отыскали цифру…
И снова – вдаль. И снова шумный бег,
который отчеканивает рифму.
Глаза слипаются. С касаньем волшебства
распались смыслы все на «буки», «веди»,
где так бесшумно в праздник Рождества
по небу бродят белые медведи.
И ты не знаешь, завернувшись в кокон
со штемпелем на чистой простыне,
как в точности запечатлелись не-
беса на беглых негативах окон.

Дальше – опять шатаюсь в текстах, что-то радует, что-то коробит, и вдруг опять – 15.
15. ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД "Птица"
http://www.stihi.ru/2017/01/22/4396 номинатор Марина Намис

Сидит на ветке птица одиноко
и смотрит на меня через окно,
не долететь ей до Владивостока,
и не пойти с подружками в кино.

Она не помнит сколько в телефоне
забытых и потерянных друзей,
не замечает кошку на балконе
и мимо пробегающих людей.

Она сидит, раскачивая ветку,
весь этот год, не пропуская дня,
и смотрит на мою большую клетку,
и думает,  как выпустить меня.

Вот эта «Птица» – совсем другое, совсем другое по стилистике, по строению стихотворение. Меньше деталей, лаконичней, тут как раз ближе к кларизму, к заветному «Камню». Всего 12 строчек, и через все 12 строчек – этот внимательный взгляд умной птицы, которая ну почти как Бог, или сверхчеловек какой-то добрый – в каком-то своём правильном, свободном мире смотрит на это чудовище – хаотичное или наоборот слишком правильное сооружение, в котором вынужден быть заключён человек – и думает эта птица, как освободить меня. В отличие от большинства текстов в подборке тут получается очень оптимистичное стихотворение. Потому что – Надежда в финале. Спасение. И Доброта в образе этой чудо-птицы.

И снова иду, спотыкаясь. Вот рядом два каких-то текста даже в одном ритме и с примерно одинаковым содержанием. Вот опять какакя-то претенциозность. И вдруг – а вот оно опять, волшебство и очарование! Цельность, зачарованность, сосредоточенность. И это тихое путешествие – еле слышно, да? И я шествую вместе с автором, я радуюсь вместе с ним его удаче. Мне только непонятно, почему он написал во множественном числое «стёкл»? – правильно же «стёкол», не так ли? Но опять же – я вижу его уровень, и я абсолютно, стопроцентно готов ему это «простить» – да не простить, что значит простить – нет, просто он имеет на это право, на написание именно «стёкл». Может, это ему важно в его шествии? И я не чувствую себя вправе нарушать эту гармонию. Я просто шествую, радуюсь и восхищаюсь.


24. БЕРТА ЛУЧЕВА «подари мне пожалуйста свитер»
http://www.stihi.ru/2018/01/13/10175 квота Егора Лемека за редактирование отборочного тура

*
подари мне пожалуйста свитер с норвежским узором
я надену его и поеду кататься на лыжах
а когда я устану то лягу на снежные горы
и покровы небес опускаются ниже и ниже
я поеду и лягу на снег и раскину
музыкальные руки закрою глаза и увижу
как мы ездили летом в абхазии по серпантину
там до смерти четыре шага а возможно и ближе

**
посмотри на себя на тепличные сонные руки
на балконные двери на стёкла на множество стёкл
на бомжа во дворе на деревья на птицы и мухи
распластали прозрачные крылья лежат на земле
призакрыли глаза чтобы солнце в глаза не мешало
чтобы ночью не видеть восхода луны напролёт
еле слышно подходит такси до морского вокзала
еле слышно везёт

И сразу после этогшо (вот как 6 и 7 парой были), так и тут рядышком два талантливых – сразу за этим шествием – полёт. «Полёт шершня». 25-е.
Совсем другое, да? Сразу очень внятное всё. Но какое владение словом! Какое упоение! И умение подобрать эпитеты. А знаете, вот я сейчас перечитал и не хочу ничего больше говорить – одно слово – просто это гениально. И всё. И я готов спорить эмоционально. Будете спорить – я просто вас пошлю. Самым отборным матом. Это очень ёмко, это очень густо, это очень внятно, и при этом не без волшебства. И по ритмике – это ж ритмика «Чёрного ворона»! А тут другое существо – шершень. Оно более загадочное, потому что в его мелкоте скрывается мнгого всякого загадочного, мохнатого и т.д. Да не, чего я опять сбился на умствования.
Гениально. И всё. И идите к и на…


25. АЛЕКСАНДР РА 2 "Полет шершня"
http://www.stihi.ru/2019/01/13/3856 номинатор Александр Крупинин

Глухо каркают вороны,
гордо реют мотыльки,
марш играет похоронный
с марш домоем в поддавки.
Небо дышит керосином,
чиркнешь спичкой – и бабах,
время тянется резиной
на расквашенных губах.
Время плакать о прошедшем,
время есть и время спать...
Вьется в небе чёрный шершень,
разевая в песне пасть.
То погромче, то потише,
си бемоль да ля диез –
будешь слушать, будешь слышать,
даже если надоест,
даже если воском уши,
даже если сам поёшь,
если можешь... Да кому же
нужно пение твоё?
Что ты вьёшься, чёрный шершень,
песней жжёшь земную тишь –
или плачешь по умершим,
или попросту гудишь?
Время хлопает калиткой,
уходя навеселе,
око чёрное глядит, как
на оставленной земле
жизнь проходит в промежутке
между первой и второй.
Помрачение рассудка
с неба кажется игрой,
с неба кажутся смешными
наши смертные грехи,
наши ужасы войны и
наши лучшие стихи.


Ну, и я не такой добрый, как Махова. Я выбрал меньше. Но самое лучшее – я так считаю. И закончу свою выборку на трагичной ноте. Вот как в «Птице» есть Надежда, в 32-м надежды нет, полная безнадёга, но и она в поэтической форме имеет право на существование. Это страшное стихотворение. Женщина олтказывается от своего ребёнка, отказывает ему вправе жить. Горько. И я очень сочувствую ей, автору, всем нам, граду и миру нашему.


32. ТАЯ ЛАРИНА «Ребёнок»
http://www.stihi.ru/2015/12/21/11273  номинатор Диана Рыжакова

…И увезти ребёнка жить туда,
Где яблоки стучат по старой крыше,
Где колется холодная вода,
Когда в неё заходишь. Пусть подышит.
Хоть он подышит воздухом живым,
Без привкуса бетона и бензина.

Родить ребёнка, положить в корзину
На мягкую подстилку из травы,
И аккуратно в воду опустить,
И всё смотреть, пока та будет плыть.

Умыться, сесть, взглянуть в глаза врачу
И повторить чуть слышно: «Не хочу».


Спасибо. Всё. Или почти всё. Потому что, нарушая своё мироощущение, вопреки своему выбору я решил пропустить ну абсолютно не моё, вычурное, мне чужое, надуманное, как я думаю – я уже забыл номер – 11, я заглянул в другой файл, узнал. Про Борхеса.
11. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Четыре гвоздя Борхеса»
http://www.stihi.ru/2019/01/02/5389 отборочный тур для резидентов
Вот именно по антиподности своей себе я его пропускаю (в шорт-лист – прим. ГР БЛК). Окей? 6 текстов, гармоничных мне – и один антипод. Почему? А вот именно потому – я же не Господь Бог. Я могу ошибаться. А в этом тексте – параллельный мне мир. Устраивает такая логика?
А теперь я хочу сказать спасибо вам, что прочитали мои измышления – и Спарберу, который прислал мне эту подборку. Потому что я получил офигенное эстетическое удовольствие. Чего и вам желаю. ))

Ну и напоследок – такая маленькая тайна, ещё один повод, чтоб меня возненавидели. Вот этих победителей названия я выделял зелёным. Но были и жёлтые – хорошие, но вот чем-то мне, моему миру и сознанию, вкусу моему не угодившие. Это 4, 9, 11, 19 и 27.

4. АНЯ СИРОТКИНА "Живу дальше"
http://www.stihi.ru/2015/09/10/5630 номинатор Марина Намис 
9. АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Снится странное»
http://www.stihi.ru/2018/10/10/6070 отборочный тур для резидентов
19. ВЕРОНИКА СЕНЬКИНА «гляди, гляди»
http://www.stihi.ru/2019/01/15/5667 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
27. ДИНА ДРОНФОРТ «Поезд»
http://stihi.ru/2019/01/04/9214  отборочный тур

11-е я перевёл в «зелёную полосу», причину вам объяснил. Вот эту четвёрку – неа. А вы их тоже почитайте. Среди них наверняка найдутся те, которые вам понравятся. Да я уверен в этом. Ну, пока.