Книжная полка -85. Т. С. Цинберг. Седьмая симфония

Единомышьленники
Привет всем авторам и читателям площадки.

Злобный Мышалет продолжает вас знакомить с эссе наших авторов, которые прочли интересные книги и нашли время об этом с нами поделиться.


Слово предоставляется Таше Барановой. Страница автора тут: http://stihi.ru/avtor/baranova3


Вашему вниманию эссе о книге Тамары Цинберг "Седьмая симфония". Учитывая недавнюю славную дату  - снятие блокады Ленинграда, эссе приобретает особую актуальность.
Повесть Т.С. Цинберг "Седьмая симфония" я прочитала на одном дыхании, не только потому, что она невелика по объему. Мне кажется, автор сумела так написать о ленинградской блокаде, без излишней патетики, но и без излишнего натурализма, что читатель ощущает и весь ужас происходившего, и гордость за людей, сумевших в нечеловеческих условиях остаться людьми.
     Тамара Сергеева Цинберг была талантливым художником-графиком, иллюстратором и оформителем книг. "Седьмая симфония" - единственное произведение Цинберг-писательницы, которое было напечатано. Но книга вовсе не оставляет впечатление "литературной пробы" или отрывочных воспоминаний о днях блокады, это цельное, законченное произведение. А еще Тамара Сергеевна сочиняла стихи - для себя и сказки - для маленького сына, но никогда не собиралась их публиковать. Эти сказки она рассказывала малышу в бомбоубежище. Всю блокаду Цинберг работала в осажденном городе. В 1942 году умер ее муж. Так что писательница испытала на себе ту боль и горе, о которых пишет в книге. И подробности блокадного быта были ей хорошо известны.
     Не буду пересказывать сюжет книги. Возможно, правда, многие его знают, ведь по книге был поставлен фильм "Зимнее утро", а недавно был снят новый фильм, "Крик тишины". ( Я еще не смотрела ни того, ни другого, хочу все же начать со старого.) Кому-то сюжет может показаться нереалистичным. Но не случайно один из персонажей говорит: "Выживут не те, кто выносливей физически, а те, кто не станет на четвереньки". Судьба не только героев книги, но и самой писательницы, и многих блокадников доказывает - часто именно забота о другом человеке помогала выжить. И все же мне хочется сказать и о другом - легко сейчас нам, сытым, обличать тех, кто не выдержал жуткого голода, сломался. Условия были поистине нечеловеческими. В повести это хорошо показано, взять хоть первую сцену, в булочной. Или вот герой повести, приехавший с фронта, потрясен видом родного города и обликом ленинградцев: "ни мертвые, ни умирающие не были так страшны, как этот живой". Тем выше подвиг ленинградцев, таких, как главная героиня повести, Катя, сохранивших в себе и доброту, и мужество.
     Название повести сразу вызывает в памяти Ленинградскую симфонию Шостаковича. Но в книге звучит другая - Седьмая симфония Бетховена. Музыка,  в которой сквозь радость прорываются "фразы, полные печали", объединяет людей и в дни скорби, и в дни радости.
     Мне эта книга оказалась близка еще и потому, что я сама из блокадной семьи. Мой отец - блокадник, ровесник маленького героя повести, и в детстве его тоже звали Митя. Бабушка рассказывала, как они делили в блокаду хлеб - обязательно поровну, чтобы мальчик видел, что ему достается не больше, чем другим. Потом бабушка и ее мама отдавали ему свои недоеденные кусочки. Так и выжили, а в марте они выехали по Дороге жизни. Лед уже ломался, но им повезло. Поэтому книга вызывает у меня особые чувства.

*******************
Ждем откликов на эссе!