О книге Анатолия Краснослободцева

Людмила Козлова Кузнецова
О книге Анатолия Краснослободцева
«И звезда с небес ко мне сойдёт» 

Для того, чтобы  определить с каким явлением мы имеем дело в виде поэтической книги Анатолия Краснослободцева, я  попытаюсь сделать небольшой экскурс в сферу отличий литературы (и поэзии в т.ч.) доцифрового  и цифрового периода времени.
Ни для кого не секрет, что мы живём в эпоху победы т.н. Цифры. Что это значит?  Во-первых, это эпоха информационного взрыва. То есть такие условия жизни, когда  поток информации удваивается каждые полтора года. Под информацией имеются в виду знания  о том, что происходит с самим человеком,  рядом с ним, в отдалении, в стране, на планете, в космосе. Количество информации в сравнении даже с веком двадцатым сейчас имеет космические масштабы. Если применить географические термины, то, образно говоря,  в 19-ом веке каждый отдельный культурный человек имел дело с информацией, в основном, в масштабе, своей области или страны. В веке 20-ом – в масштабе планеты.  В веке 21-ом – в космическом масштабе.
Кроме того, ребёнок, попадая в культурную среду,  вплоть до середины 20 века  получал информацию, в основном, в структурированном, упорядоченном, системном виде. Это были знания о  навыках  быта,  трудовых навыках, знания о культуре и науке. И всё это приходило к человеку, в основном,  путём  системного обучения, образования.
Сейчас ребёнок сразу, с первых дней рождения,  оказывается в плотном информационном неструктурированном, образно говоря, диком потоке информации. 
Что при этом происходит?  Мы знаем, что культурная составляющая человека, как то: речь, художественное восприятие,  массив знаний, наработанных цивилизацией, всё это не даётся человеку от рождения, не записано в геноме, а приобретается в культурной среде. Если человек не попадает в культурную среду, он остаётся животным – тем самым Маугли.
Значит, культурная среда формирует  мышление и сознание человека. Существуют два вида мышления – аналоговое и цифровое. Аналоговое мышление – целостное, интегрально-аналитическое, творческое. Цифровое – дискретно-механическое (грубо говоря, пиксельное, клиповое). Цифровое мышление вторично по отношению к аналоговому. Если изобразить графически, то  непрерывная кривая линия – это образ аналогового мышления. А графическое изображение этой же линии с помощью отдельных элементов (пикселей) – это образ цифрового мышления.  Линия, изображённая с помощью отдельных элементов, никогда не сможет  дать точного вида непрерывной линии, а только  приблизительное представление о ней.
Вот теперь мы с вами и перейдём  к отличиям  классической и постмодернистской поэзии. Теперь нам  легко понять, что классическая поэзия – продукт творческого аналогового, гармонического мышления. Постмодернисткая поэзия – продукт цифрового (дискретно-механического, клипового)  мышления. Соответственно, классическая поэзия имеет все качества, присущие аналоговому мышлению. Она подчиняется требованиям этого подхода. Одно из главных требований –  наличие поэтического замысла и единство образа, из которых рождается гармония восприятия. 
Соответственно  поэзия постмодернизма, как продукт цифрового художественного подхода,  тоже приобретает качества, присущие цифровому мышлению. Эклектичность, преобладание  множественности над целостностью (много метафор, не связанных друг с другом),  формальность и клиповость  образов, отсутствие поэтического замысла.
Книга Анатолия Краснослободцева – яркий пример классического подхода к поэзии.

Пример: 

Не пойму, что стряслось со мною:
после серых скупых дождей
чуть смежу глаза, чуть прикрою –
вижу мчащихся лошадей,
молодых – по дороге пыльной –
мимо прясел, худых дворов,
мимо старых крестов могильных,
покосившихся от ветров. И себя…
И себя мальчишкой
лет, наверное,
так семи,
рядом с конюхом дядей Гришей…
Ах, какие то были дни!
Развернется табун гривастый
над рекой у крутых стогов
и направится рысью частой
в тишь не тронутую лугов!..
Сны я эти все чаще вижу
после серых скупых дождей.
Только нет уже дяди Гриши,
Ни лугов нет, ни лошадей…

Рассмотрим это стихотворение по признакам классической поэзии:
Главный элемент – поэтический  замысел: показать необратимость и мимолётность человеческой жизни.
На поэтический  замысел работают:

1. Образ в его целостности – образ времени как живого, материального субстрата, который ощущаем, визуально проявлен.

2. Ассоциации – образ времени ассоциируется с образом мчащихся лошадей.

3. Аллюзии – аллюзия на Высоцкого, что ещё более усиливает образ времени, вносит трагические ноты:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые...
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

Аллюзия на  Ивана Сурикова: Вот моя деревня, вот мой дом родной – образ детства

4. Рифмы и фонетические созвучия (аллитерации= консонанс, ассонанс)

Анафора – мимо, мимо

5. Музыкальный ритм  – стихотворение поётся само собой, такая задумчивая, задушевная мелодия  романса.

6. Суггестия – внушение чувств и эмоций читателю – сожаление, печаль о быстротечности и необратимости времени и человеческой жизни.

7. И вся  смысловая (семантическая) нагрузка стихотворения – всё это направлено на усиление  поэтического замысла.

Вот таким образом работает творческое аналоговое мышление в поэзии классического направления.
 Сейчас нужно особенно беречь  творчески одарённых людей, потому что их голос забивает массовая народная литература – порождение цифрового века, где господствуют разговорные, нарративные  ритмы, клиповое мышление и отсутствие авторского замысла, т.е.  литература, которая  является утилитарной, обслуживает потребности того индивидуума, который ею и занимается. И ничего другого. Самовыражение,  собственная аутопсихотерапия, нарциссизм  и прочие утилитарные вещи, т.е. литература, в основном, интересная только самому  автору. А ведь перестройка мозгов на цифровой лад продолжается, следовательно,  деформация литературы тоже будет продолжаться. Возможно, до полного её вырождения, т.е. потери её общественной значимости. И этот процесс  уже становится  очевидным.