Мэри Поппинс - не возвращайся!

Михаил Александрович Плетнев
Здравствуйте, друзья! Продолжаю публикацию обзорных статей по новинкам кинопроката для детей. Конечно, я не мог пройти мимо нового диснеевского фильма "Мэри Поппинс возвращается". Это история из моего детства! В первый раз о Мери Поппинс я узнал из советского кино. Очень интересно было увидеть современную экранизацию старой доброй сказки….

Потрясающий по своей красоте и оригинальности фильм! Очень доброе и позитивное приключение, которое заставит улыбаться на протяжении всей картины! Правда, иногда эта улыбка сменялась выражением недоумения – ну, как так? Почему?!

Традиционно делю свой разбор на две части – что понравилось, и почему я не буду показывать это кино своим детям.

Почему понравилось

Немного сюжетных деталей кинокартины. Лондон. Раннее утро. Фонарщик в хмурую погоду протирает стёкла уличного фонаря и напевает жизнерадостную песенку:

Тихо гаснут фонари, а мне светло!
Ведь здесь, куда не посмотри, живёт добро!
И прогноз нам говорит, что новый день нас удивит,
Лишь прольётся юного утра свет.

По дороге с фонарщиком здоровается полицейский. Дворовые мальчишки бегут за нашим героем, помогая ему гасить свет. Весь город занят утренними заботами: дворники убирают улицы, грузчики грузят товар, а негр молочник разносит молоко. Все заняты важным делом. Песня продолжается:

Знаешь, чтобы с тобой не приключилось – всё пройдёт.
Стрелка, что остановилась, вновь пойдёт.
Любимых крепче обними, пусть будет дом твоей семьи
Полным счастья много долгих лет!
В сердце запусти, ты юный утра свет.

Вступительные титры мелькают на фоне чудесных английских пейзажей. Картины яркие и впечатляющие. Старый сумасшедший капитан с крыши своего дома стреляет из пушки. Конечно, это не настоящие ядра. Звучит очень красивая музыка. Надеюсь, я смог передать позитивную атмосферу фильма. Признаюсь, я даже залюбовался.

В доме семьи Бэнкс настоящий кавардак – прорвало трубу! Со второго этажа бегут старшие дети, это Анабэль и Джон. Мальчик и девочка сразу начинают помогать своим родителям: "Я звоню водопроводчикам… А я пока закручу вентиль." Самый младший Джорджий помогает домработнице – носит полотенца. Идеальный образ идеальной семьи с идеальными детьми! Я сейчас не иронизирую. Всё, что видят дети, носит воспитательный характер, а здесь показан очень правильный пример для подражания! Браво! Может, это не Дисней? Неужели Дисней одумался и начал снимать хорошие добрые фильмы?

Мы видим, как папа и его сестра очень любят малышей! Мама, к сожалению, год назад умерла. Отец семейства глубоко несчастен. Кстати, дети довольно находчивы. Попросили у продавца вчерашний хлеб за полцены. Таким образом, маленькие помощники пытаются сэкономить семейный бюджет.

Старый воздушный змей, найденный на чердаке, улетает в небо. Он взмывает высоко в облака. Мэри Поппинс спускается из поднебесья, держась за край бумажного змея. Причём она сразу отчитывает детей за неряшливость. Классический образ героя нашего советского фильма, о котором я расскажу чуть позже. Такой генерал в юбке. Фамильный дом хотят отнять за долги, и Мэри Поппинс собирается помочь семье Бэнкс. Кого-то она мне напомнила… Точно, тёща приехала! Ну, ладно… личные ассоциации в сторону!

На самом деле, Мэри Поппинс очень оригинальная и обаятельная – настоящий педагог. Когда дети отказываются идти мыться, особенно мальчики, она с лёгкостью парирует их выпады. Макаренко бы аплодировал стоя! Например, вот диалог со старшим ребёнком:
- Сначала пена для ванны…
- Терпеть не могу пузыри!
- Значит, будешь от них уворачиваться…

Мери настоящая волшебница. В ванне начинают плавать дельфины! Все сразу ныряют в пену и оказываются в чудесном подводном мире. Я снова поймал себя на том, что просто смотрю и улыбаюсь. Вот бы и мне так помыться! Целое приключение с затонувшими кораблями и морскими черепахами. Я получил огромное наслаждение, посмотрев этот замечательный сюжет!

В одной из сцен дети нечаянно разбивают мамину вазу. "Но рисунок нельзя починить!" - расстраиваются ребята. Мэри Поппинс отвечает: "Поверь, всё возможно. Даже невозможное!" Как я соскучился по настоящему доброму детскому кино, в котором столько положительных образов. Сценаристу и режиссёру – низкий поклон! Сцена с починкой поломанного экипажа на маминой вазе восхитительна своей оригинальностью и богатством красок!

Не обошлось и без погони! Младшего Джорджи хватают злые барсуки и пытаются увести. Дети самоотверженно спасают младшего брата. Так же они пытаются помочь папе спасти фамильный дом. Детвора даже пробирается в кабинет к директору банка и узнаёт важные подробности их дела.

Мальцы очень тоскуют по маме. "Не возможно потерять то, что всегда с тобой" – говорит Мэри Поппинс. "Вот только она здесь, пусть рядом её нет. Ничто не пропадёт, не сгинет в темноте" – поёт наша добрая няня.

Очень весёлый и оригинальный персонаж кузина Топси, которая должна починить вазу. Топси - мастер на все руки!
Прекрасный сюжет, особенно весело было увидеть мир вверх тормашками. Хороший и позитивный совет от кузины – посмотреть на ситуацию под другим углом, и тогда всё будет казаться не таким страшным.

Сцена с зажиганием фонарей и фонарщиками просто изумительна! В ней огромный созидательный и позитивный посыл! А танец фонарщиков – великолепная постановка! Фонарные столбы, лестницы, велосипеды, фонтаны и огни – феерия оригинальных решений для танца! Не побоюсь громких слов - это шедевр! Цитирую песню фонарщиков целиком:

Вы заплутали изрядно, можно сдаться этой тьме,
Но лучше зажигать огни поярче со мной.

Когда кругом ночь и мрак,
Так словно обуздать свой страх,
Что лучше зажигать огни поярче со мной.

Ведь если прятаться от мира, то твой век пройдёт в тени,
Но я вас научу зажечь свечу в душе и с ней вперёд идти!
Если жизнь тебя побила, претворись, что ты светило,
Просто зажигай огни поярче со мной.

Когда всё окутал туман, ты просто не сходи с пути,
Прочь гони хандру, и по утру все беды будут позади!
Если жизнь на ночь похожа, солнцем стань – ты это можешь!

И сияй, чтобы мир увидел земной!
Просто зажигай огни поярче со мной.

Чтоб с тобой не приключалось, излучай добро и радость,
И в душе огонь засияет сам собой!
Просто зажигай огни поярче со мной.

Приходится оставить свой дом, долг не выплачен. Семью Бэнкс провожают соседи. Это очень трогательная сцена. Все окружающие готовы помочь. И, вот, нужный документ для оплаты долга находится! Оказывается, дети использовали его в качестве заплаток для старого воздушного змея.

Времени осталось мало, семье Бэнкс никак не успеть до полуночи в банк. Здесь одна из последних восхитительных сцен, в которой фонарщики "поворачивают время вспять". Они забираются на Биг Бэн и пытаются повернуть стрелки часов. Сцена вдохновляет своей целеустремлённостью и отвагой! Воистину - нет ничего невозможного!

Всё-таки документ оказывается недействительным из-за отсутствия последнего кусочка с подписью. Отец семейства не расстраивается! Он обращается к детям: "В жизни есть вещи и поважнее! Вы правы…"

В конце, как и положено, торжествует правда. Негодяй банкир Уилли получает по заслугам, его обличают во лжи. Фамильный дом возвращают семье Бэнгс.

Заключительный сюжет с шариками очень мил, и при этом наполнен глубоким смыслом. Не буду рассказывать подробности - всё увидите сами. Спасибо, Мэри Поппинс!

Почему этот фильм я не покажу своим детям!

Начну с самого безобидного - с исторического несоответствия. Негры. Очень много негров в Лондоне 19 века. Причём, начиная от работников банка, и, заканчивая, адвокатами. Толерантность она такая беспощадно толерантная. Социальная политика США в действии.

А теперь калибр деструктивных закладок посерьёзнее. В самом начале фильма мы узнаём, что отец забыл купить продукты. Ну, подумаешь, забыл… со всеми бывает. Хотя, стоп! Со мной такого ни разу не было. Что должно случится, чтобы я забыл детям купить еду? Мне переломали ноги? Домработница язвительно замечает: "Как прикажите готовить завтрак, если в кладовке шаром покати, только сельдь да мармелад?" В этот неприятный момент заявляются адвокаты, которые требуют оплатить просрочку в банке. Причём чёрный адвокат, то есть адвокат-негр, добрый, а белый – злой. Если в течение пяти дней долг не будет выплачен - заберут дом. Дети спешат безответственному отцу на помощь - идут в магазин за продуктами, даже швабру забирают из рук растерявшегося папаши. Что возьмёшь с неудачника…

Глава семейства эмоционально неустойчив. Даже младший сын на его фоне выглядит волевым и сильным мужчиной! "Майкл, а портфель! Голова дырявая! И её бы забыл, если бы не была прикручена" - кричит домработница вслед отцу троих детей. Тот умудрился проспать и поэтому опаздывает на работу.
Папа не только размазня, но и тиран! Мужчина регулярно срывается на детях. Например, он сильно ругает их за то, что они помогают ему спасти дом. Да, именно так это и выглядит, когда детвора возвращается после очередной волшебной прогулки.
Отец признаётся в своём бессилии и начинает плакать: "С тех пор как мамы не стало – всё разваливается…"
Скажите, пожалуйста, после просмотра данного фильма в будущем мальчики захотят стать сильными и уверенными папами? Сомневаюсь… А зачем? Есть няня, которая прилетит и всех спасёт – ведь она настоящий мужик!

Отдельно хочу поговорить о путешествии в фарфоровую страну. А точнее о посещении мультипликационного Роял Далтон Мюзик Холла. Мэри Поппинс пригласили танцевать на сцену. И танцевала она, смею заметить, крайне неприлично. Кто-то, конечно, скажет, что я слишком придираюсь. Простите, но когда девушка сидит в платье с широко раздвинутыми ногами - такое поведение не принято у воспитанных женщин. Потом она зачем-то пнула ногой маленького пингвина. Один из этих пингвинов довольно откровенно строил нашей няне мультипликационные глазки, и даже пытался её поцеловать. Зачем это?

Сильно обескуражил куплет о богатой вдовушке:
"Леди Генцен МакКол во всей красе пришла на риф,
Лишь с улыбкой на лице стыд свой листиком прикрыв.
Смутились даже горы, было нечего стащить.
Ведь если ты в чём был рождён богатством сложно удивить."
Пошлые стишки сопровождались танцем, в котором Мэри Поппинс прикрывала интимные места шляпой... А это в детской истории зачем?!

Вот ещё один сочный фрукт с гнилой серединкой. Настоящий владелец банка в конце фильма рассказывает историю: "Когда-то давным-давно жил на свете человек с деревянным… эээ… о чём это я?" Все участники сцены засмеялись. А я ничего не понял! Что в этом смешного? Я даже порылся в интернете в надежде найти историю о человеке "с деревянным". Может, это старая английская повесть, о которой мне просто неизвестно. Конечно, я ничего не нашёл. Тогда я вспомнил про вдову МакКол… Уверен, эта история из той же оперы.

В детском кино все сюжеты должны быть предельно понятны. Никаких недоговоренностей. Кинематограф с пометкой "6+" обязан транслировать чёткие положительные модели поведения. Иначе как нам расценивать все эти намёки о человеке с "деревянным" и "вдове МакКол"? Вы скажете – каждый понимает в меру своей испорченности. Всё верно! В каждом из нас есть эта "испорченность". Её может быть мало, а может быть много. Но она обязательно даст о себе знать, когда подвернётся соответствующий случай! Именно эти "случаи" с удовольствием подсовывает Дисней.

На экране не бывает сцен "просто ради веселья". Юмор является очень мощным и эффективным инструментом воспитания. Молодёжь любит юмор. Поэтому Дисней с помощью низкопробных шуток создаёт моду на пошлость. Такая мода нужна для того, чтобы попроще и повыгоднее продать свой гнилой товар. Нужен потребитель с низким уровнем запроса. Непретизательному зрителю можно втюхать за большие деньги любую свинку Пеппу.

Я сравнил диснеевскую постановку с нашей отечественной. Посмотрел, но уже взрослыми глазами. Скажу честно, мне советский мюзикл не понравился. И к нашей Мэри пристаёт мясник, делая недвусмысленные намёки.

Пришлось обратиться к биографии автора сказки, по мотивам которой снят фильм. Оказывается, Памела Трэверс, написавшая историю о Мэри Поппинс, в молодости подрабатывала журналисткой. Стихи Памелы довольно широко публиковались в одной из газет Сиднея и носили весьма эротический характер. А ещё Памела Трэверс очень серьёзно увлекалась оккультизмом и вела разгульный образ жизни. Никогда не была замужем, и у неё не было своих детей. Теперь понятно, почему Дисней выбрал эту историю.

Михаил Плетнев