Памятник эпохи сталинского неоклассицизма

Нелли Неженцева
В Санкт-Петербурге есть станция метро «Автово»,  когда-то так поразившая мое воображение своей красотой и величественностью.  По своей красоте и значимости она является великолепным образцом  русской советской архитектуры.

Не берусь спорить, что было хорошо, а что плохо в советский период существования страны, но грандиозность сооружений того периода поражает наше воображение, оно радует  глаз и поднимает настроение.

В советское время в метро ездили все: учителя, врачи, инженеры и рабочие, студенты и пенсионеры , красивые и не очень,  и даже люди, которых теперь называют «звездами», пользовались услугами самого быстрого средства передвижения по городу.

С 90-х годов ситуация резко изменилась.  В метро ездят, в основном, только те, у кого нет машин: пенсионеры, школьники, студенты и другие, принадлежащие к этой категории жители города и туристы. Некоторые горожане не спускались в метро ни разу, другие совсем перестали им пользоваться.

Я много раз была на станции «Автово», там  живет моя подруга. Даже внучку, когда она была маленькой, возила в гости к подруге и показала ей  великолепие  станции метро «Автово».

Станция «Автово» - одна из самых красивых не только в Петербурге, но и в мире. Роскошная отделка, необычные архитектурные и художественные изыски выделяют ее среди других. Мы знаем сейчас, что петербургское и московское метро - самое красивое в мире. По версии одного из американских издательств «Автово» попало в 12 красивейших станций мира. Станция  внесена в 2011 году в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Станция метро « Автово»  и другие такие же уникальные сооружения советского периода стали памятником эпохи сталинского неоклассицизма.

Главной примечательность станции являются колонны, облицованные прессованным декоративным стеклом с рельефным орнаментом. По задумке архитекторов, необычный вид станции должен был выразить радость Победы народа в Великой Отечественной войне.

А вот так описывал будущую станцию "Автово" один из ее создателей - архитектор Евгений Левинсон:
"Оформление станции посвящается теме - передний край обороны Ленинграда во время Великой отечественной войны. Основным строительным материалом для этой станции является стекло.
Представьте себе 60 хрустальных колонн, возвышающихся на фоне красных стен перрона, украшенных барельефами. По верхней части стен идут надписи, напоминающие о героической обороне Ленинграда. Помимо специальных приборов освещения, потолки станции имеют большие стеклянные витражи, подсвеченные изнутри"...

Строительство  Ленинградского метро началось в 1937 г. и должно было завершиться в 1942г. Но так как строительство закончилось только к 1955 году и недалеко проходила линия фронта, оформление станции  посвятили  великой Победе и в основании купола  надпись:»Доблестным защитникам  Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках».
(в первоначальном варианте - «Великому Сталину слава»)

 Из-за начавшейся Великой Отечественной войны уже в 1941 г. строительство было заморожено и возобновлено лишь в 1946. Станция "Автово" открылась только 15 ноября 1955 г. в  первой очереди Ленинградского метрополитена.  Отсюда  отправился первый в Ленинграде поезд метро.

 Станция «Автово» -  единственная на участке первой очереди строительства  станция мелкого заложения ( 12 метров). На станции нет  эскалаторов, наверх ведут лестницы. В связи с   небольшой глубиной станция и получилась самой красивой в городе. Небольшая глубина позволила отказаться от тяжелых сводов и арок для поддержки. Кессонированный потолок поддерживается 46 колоннами. Планировалось облицевать все колонны художественным стеклом, но из-за прошедшей войны и отсутствия средств, облицевали временно только 16 колонн. Остальные - белой мраморной плиткой. Но, как оказалось впоследствии, - нет ничего более постоянного, чем временное. К тому же достраивалось метро при Н.С. Хрущеве, который выступал против «архитектурных излишеств». В связи с этим вопрос о завершении отделки уже никогда больше не поднимался.

Отделка колонн проходила очень сложно, так-как через стекло просвечивал бетон, пока профессором Пермского университета Г.З. Гершуни не был найден выход, некий оптический фокус, при котором внутренняя поверхность должна быть не гладкой , а граненой, под углом 80 градусов. Это помогло создать необычный оптический эффект, при котором свет от граней стекла отражался раньше, чем достигнет бетона. В связи с этим все эти 16 колонн кажутся стеклянными монолитами. Стеклянные панели прозрачны и искрятся, как хрусталь, и закреплены с помощью декоративной золоченой ленты. Она обвивает колонны и прочно стягивает их.

На торцевой стене подземного зала мозаичное панно «Победа», работы художников В.А. Воронецкого и А.К. Соколова.
На панно женщина с младенцем.

Тему Победы поддерживают массивные двухцветные бронзовые люстры, светильники, орнаменты решеток, - все украшено лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести.

Иностранные гости, приезжая на станцию «Автово», восторгаются монументальностью русской архитектуры. Надеюсь, что и нам  есть чем гордиться, зная в каких трудных условиях, в тяжелые для страны годы, воздвигали такие шедевры архитектуры для обычных людей нашей Родины.