Мозг

Дмитрий Муравкин
Потерю какими-либо продуктами своих пищевых качеств наши предки обозначали глаголом «мзгнути». Например, «яйца мзгнуть начинают; пиво, мед промзгли», то есть испортились, прокисли, протухли.
Иногда этим же словом обозначали и ухудшение здоровья человека: «Ребенок день ото дня все более мозгнет». Отсюда произошло словечко «мозгляк», дошедшее и до нашего времени. «Мозгляк» и сегодня означает «худощавый, чахлый, нездоровый».
Несколько веков назад мозглыми называли не только продукты и людей, но и многое другое. Например, «мозглые дрова не дают тепла». Здесь «мозглые» – «влажные, сырые». Поэтому влажную и неблагоприятную погоду мы иногда называем промозглой, а «промозглый воздух» – значит «затхлый, застоявшийся».
Теперь подумайте, почему этим же корнем мы обозначаем главный орган, тот, который управляет всей нашей деятельностью и, в конечном счете, делает нас людьми?
Полной уверенности, что эти слова однокоренные, нет. Фасмер, например, в этом сильно сомневался, а его ученик Шанский, полагал, что связь между словами «мозг» и «промозглый» есть. Подтверждением этому он считал наличие диалектного слова «мозга» – «мокредь». «Мозг», по его мнению, в таком случае назван за свою мягкую «мокрость» (по сравнению с содержащим его сухим твердым черепом).
Продолжая мысль Шанского, можно предположить и сопричастность этому гнезду глагола «размозжить» – «разбить вдребезги; расколоть, разрушить». Тем более что он часто употребляется в связке с существительными «голова, череп». Получается, что «размозжить голову» – что-то вроде «так повредить кость, что мозг окажется снаружи».
Однако в девятнадцатом столетии глагол «мозжить» часто употреблялся в значении «болеть, ломить, ныть». Говорили: «Кость мозжит непрестанно, ноет и ломит в глубине». По Далю, в этом случае подразумевалось, что боль ощущается костным мозгом. В то же время «измозжить, размозжить что-либо» понимали как «искалечить, изувечить». Например, «крестьянин измозжил руку на мельнице».
Глагол «мозжить» употреблялся и в переносном значении – «бранить кого-то», а «вымозжить» – «выпросить, выклянчить», то есть «допечь, достать, допилить, доканать» или какие там еще есть экспрессивные выражения? К этой же основе имеют отношение и слова «измождение», «изможденный», описывающие состояния изнурения, истощения от трудов. Смысл разрушения присутствует также в старинных однокоренных словах «можжир» – «ступа для толчения, размельчения каких-либо веществ», «мозжак» – «пест», а «можжара» – «пушка или мортира».
В восемнадцатом веке для обозначения растительного волокна использовалось слово «мочка» (родственно «мочало»). Считалось, что стебли растений или животные ткани состоят из мочек. Ученые того времени понимали глагол «можжить» (мозжить) как «раздроблять на мочки (волокна)».
Таким образом, некоторые исследователи полагают, что «мозг» – восходит к древнему корню *mezg – «разбивать». Первообразом мозга в этом случае является та внутренняя жидкость, которая находится в сердцевине костей, в том числе, черепных коробок. Высказывается такое соображение, что в глубокой древности их было принято разбивать, помогая исходу души из тела, о чем свидетельствуют обильные коллекции проломленных и просверленных черепов древних людей, хранящиеся во многих антропологических музеях мира.