К 110-летию со дня рождения Фатиха Карима

Рамиль Сарчин 2
ФАТИХ КАРИМ: К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА

КАРИМ ФАТИХ АХМЕТВАЛЕЕВИЧ (1909 – 1945) – поэт, прозаик, драматург, публицист. Один из крупнейших представителей отечественной литературы 1930-х – 1945 гг.

9 января 2019 г. исполнилось 110 лет со дня рождения виднейшего татарского писателя Фатиха Карима, расцвет жизни и зрелое творчество которого совпали с самым, пожалуй, трагическим периодом отечественной истории – 30-40 годами XX века – годами массовых репрессий и военного лихолетья, в чудовищный круговорот которых поэт был втянут по воле судьбы.
Родился он в 1909 году в деревне Аитово Бишбулякского района Башкирской АССР в семье служителя культа – муллы. Мальчику при рождении было даровано имя, в переводе с арабского означающее «открывающий, начинающий», а также «победитель». В свете судьбы поэта оно имеет немаловажное, даже символическое значение.
Родившийся в семье муллы, Ф. Карим уже в детстве стал проявлять интерес к литературе, чему в немалой степени способствовали отец поэта Ахметвали, сам сочинявший баиты, и его мать Гульямал, знавшая большое количество песен и обладавшая талантом сказительницы. Примечательно, что и старший брат Ф. Карима, Габдулла Карим, занимался поэтическим творчеством и был известен под псевдонимом «Ярлы Карим» («Бедный Карим»).
В литературу Фатих Карим входит в самом конце 1920-х – начале 1930-х гг. Ф. Карим принял самое непосредственное и активное участие в ходе происходящих в то время событий, сполна отразив в своём творчестве эстетические установки 1930-х. А они оказались такими: художник стал вправе исповедовать только одну правду – правду социализма; все попытки озвучить в художественных произведениях многоголосие жизни, приводили к тяжёлым последствиям; литература училась изображать не сущее, а должное, уходила от психологических традиций в изображении человека, завещанных классической литературой, к социологизаторским (человек всё больше оценивался не как уникальная личность, а с точки зрения его политической благонадёжности и общественной полезности). Всему это на этапе своего творческого становления сполна отдал дань и Ф. Карим.
Однако при этом его быстро растущий талант позволяет поэту в лучших творениях выйти за рамки социальной и гражданской тематики и обратиться к “вечностным” темам, в основе которых человеческие универсалии: детство, любовь, дружба, эстетическое восприятие природы. Мотивы страдания и сострадания, сердечности, всё более усиливающиеся в лирике Ф. Карима, придают даже стихам «заказа», с главенствующим пафосом призыва к борьбе за светлые идеалы (коммунистические, но мыслимые никак не ниже общечеловеческих), личностное, сокровенное звучание. Это становится возможным в том числе и благодаря поискам своего – искреннего, прямого, незаёмного – слова. Лучшие находки поэта – сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты – органично вплетены в ткань поэтического текста, помогают автору как можно точнее, полнее выразить художественную мысль, создать пейзаж, передать внешний и психологический портреты персонажа.
Ф. Карим оказался мастером и “большой” стихотворной формы – поэмы. В его творческом арсенале их 18. Поэмное наследие Ф. Карима по кругу интересов, тем, мотивов, художественных ходов и решений обнаруживает тесную связь с его лирикой, тем самым составляя вкупе с ней единую поэтическую систему. Вершинными же творениями поэта 1930-х стали «Охотники» и «Медведь-гармонист и обезьяна-певунья», созданные по жанровым канонам были и сказки. Творческая удача поэта в случае с ними объясняется именно памятью о «малой родине», о сказках детства. Оттого поэтический голос в них льётся свободно, без каких-либо оглядок, «идеологических» препон и преград, вне установок социального «заказа», которые только сдерживали развитие таланта Ф. Карима в годы его творческого становления.
Коренную трансформацию поэтическая система Ф. Карима претерпела в 1938–1941 гг. – в годы, связанные с самыми трагическими страницами его биографии – арестом и пребыванием в тюрьмах и лагерях. 3 января 1938 г. поэт был арестован. В постановлении об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения от 29 декабря 1937 г. говорится: «гр. КАРИМОВ Фатих Валеевич 1909 г., урож. дер. Аитово Бижбулякского р-на БАССР, сын муллы, служащий, татарин, писатель, исключён из членов ВЛКСМ за к-р (контрреволюционный – Р. С.) национализм <…> изобличается в том, что является членом пантюркистской троцкистской военной организации и ведёт к-р подрывную работу на культурном фронте, в частности издательство оборонной литературы, т. е. совершил преступление предусмотренное ст. 128, 144, 145». В результате многомесячного следствия суд вынес приговор: «Обв. Каримова Фатыха Валеевича по ст. 58–10 ч. 1 УК подвергнуть лишению свободы на восемь (8) лет, с поражением в избирательных правах сроком на три года. Его же по ст. 58–2 и 58–11 УК подвергнуть тюремному заключению сроком на десять лет, с поражением в избирательных правах на пять лет, а по совокупности на основании ст. 49 УК меру наказания Каримову Фатыху определить десять лет (10) тюремного заключения, с поражением в избирательных правах сроком на пять лет (5)…» И потянулись страшные годы тюрем, Коми-лагерей…
Однако в творческом плане они оказались благотворными. Тюрьма спасла поэзию Ф. Карима от влияния «идеологической» литературы, освободила от господствующего в ней пафоса прославления новой «социалистической» реальности, расширив в поэзии автора тему узничества, углубив лирико-философские мотивы со свойственными им задушевностью, искренностью, психологической напряжённостью чувства, драматизмом переживания, облагозвучив творчество мыслями о близких, родных, любимых. Необходимо отметить в его «тюремной» лирике полное сближение, безо всяких границ, судьбы и творчества, что позволило его стихотворениям этого периода стать вершинными явлениями не только в контексте собственной поэзии, но и вообще в контексте всей отечественной словесности и культуры тех лет в целом. Стихотворения поэта тюремных лет стоят в одном ряду с такими известными читающей России произведениями, как «Красное солнышко» Б. Ручьёва, «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Чёрная Колыма» И. Салахова, с произведениями А. Гилязева, С. Рафикова, Г. Тавлина и др.
Тюремная же лирика Ф. Карима привела к полному расцвету его поэзии в годы войны – на всем протяжении его боевого пути: с января 1942 г. (практически сразу же после освобождения из тюремного заключения) до дня его героической гибели на подступах к Кёнигсбергу 19 февраля 1945 г. Сам по себе этот путь является легендарным и исключительным в контексте не только отечественной, но и мировой литературы. Практически пройдя всю войну рядовым, будучи дважды раненым, Ф. Карим создал, как он писал – «на прикладе винтовки», в эти годы многие десятки стихотворений, 9 поэм, 2 повести, 1 драму, вёл активную переписку литературного характера со своими коллегами. Став незадолго до своей гибели младшим лейтенантом и командуя взводом, он, даже будучи дважды раненым, не покинул поле боя. Лишь третья, снайперская, пуля сразила его. Смерть поэта стала главным доказательством центральной идеи его жизни и творчества – беззаветного служения Родине.
Своеобразие и значение творчества Ф. Карима фронтовых лет заключается в его особой актуальности в контексте как татарской, так и в целом отечественной поэзии периода войны. Памятью о тюрьме и мотивированной ею «ненасытимостью» жизнью, стремлением как можно больше взять от неё, так сказать – «доверстать» упущенное можно объяснить тот факт, что в 1942–43 гг. – в то время, когда поэты, после творческого всплеска начала войны, переживали заметный творческий кризис, поэзия Ф. Карима ничуть не сбавляет «темпов», выдавая всё новые образцы – не только стихотворений, но и поэм (что особенно требовало и времени, и сил). Именно к этой поре относится основной объём созданного поэтом в годы войны: несколько поэм и десятки стихотворений, одна из двух повестей («Разведчик язмалары» («Записки разведчика», 1942) и пьеса («Шакир Шигаев», 1943). Некоторый «спад» обозначится в 1944–45 гг., но и здесь будет сделано немало. Наличием «тюремного» же опыта объясняется и тот факт, что усилившийся в татарской поэзии лишь во второй половине 1942–1943 гг. процесс лиризации со всё большим проникновением в стихи мыслей о «простых» и вместе с тем «вечных» радостях и горестях, ценностях человеческой жизни был характерен для лирики Ф. Карима в самом начале его фронтового пути. Если большое число даже воевавших писателей стали осмыслять свой опыт только годы спустя, то у пережившего тюрьмы и лагеря Ф. Карима глаза были открыты на многое уже в самом начале войны. Того, от чего многие его собратья отлучались лишь теперь, с началом войны (родной дом, любимая, дети), Ф. Карим был лишён уже за несколько лет до неё – в годы его ареста и тюремного заключения. Поэтому он шёл впереди, нередко – дальше и глубже, многих своих современников.
Изучение жизни и творчества Фатиха Карима позволяет сделать ряд важных выводов. Жизнь и творчество поэта Ф. Карима прочно спаяны с судьбой страны и народа. Перипетии его биографии связаны с эпохальными явлениями истории России, нашедшими воплощение в его творениях. В этом смысле, помимо сугубо литературного, жизнь и творчество поэта имеют важное историческое и культурное значение, обладая большим общественным звучанием, гражданско-патриотическим, воспитательным потенциалом.  Творчество Ф. Карима является одним из магистральных художественных явлений в истории татарской поэзии первой половины XX века. Анализ его творений на фоне произведений современников, оценка роли поэта в литературном процессе 1930–1945 годов позволяют утверждать, что его творчество плотно вписано в контекст литературной эпохи, значительно формируя её облик. Анализ его произведений позволяет говорить о безупречном владении автором стихотворной техникой, его высоком поэтическом мастерстве – мастерстве поэта первого ряда, чьи художественно-эстетические открытия стали значимыми вехами в ходе истории татарской поэзии. Его тюремный опыт и образцы творчества, созданные в годы заключения, являются важными вехами в осмыслении как татарской литературы, так и в целом истории татарского народа и его культуры. Актуальны они и в контексте общенациональной литературы. Анализ произведений поэта, созданных на фронтах Великой Отечественной войны, позволяет увидеть, какой высоты достигла его творческая мысль, его умение видеть и оценивать создаваемое с точки зрения собственной и народной судьбы, равно как и его способность прозревать истинную суть и смысл происходящего. Картины фронтовых лет, воплощенные в произведениях Фатиха Карима, обретают значительный смысл, возводясь до «вечного» противостояния войны и мира, жизни и смерти и представляя автора как настоящего поэта-философа, творческому взгляду которого зримы глубины человеческого духа и мироздания. Поэтические прозрения Ф. Карима в годы войны позволяют оценивать его творчество в качестве ведущих художественных явлений отечественной литературы тех лет.

Литература
Мазитов З. М. Фатих Карим : Очерк жизненного и творческого пути (на тат. яз.) / З. М. Мазитов. Казань : Татар. кн. издат., 1963. 177 с.
Сарчин Р. Ш. Жизнь и судьба Фатиха Карима. Казань: Татарское книжное издательство, 2014. 239 с.
Сарчин Р. Ш. Поэзия Фатиха Карима в историко-литературном контексте 1930-х – 1945 годов. Казань: Изд-во «Бриг», 2015. 270 с.