По первопутку из кн. Собачья Родина

Константин Кондратьев
КАССАНДРА

Здесь когда-то был город. Здесь ныне
край земли. Здесь когда-нибудь будет
океан. Здесь отчаянно стынет
горизонт. Здесь последние люди

смотрят голодно и не мигая
на парящие в воздухе горы.
И бормочет старуха нагая,
что когда-нибудь будет здесь город.

















                * * *

                На краю глухого оврага растягивать, как минуты,
                глотки из заветной фляжки, поёживанья, затяжки.
                И вздрагивать чуть заметно, когда товарняк тормознутый
                иль скорый безбашенный рядом взрываются на растяжке.

                На краю провального лета, осыпавшегося наземь
                всеми своими фибрами, молящего: бросьте! – не сглазьте… –
                голыми рёбрами рыбьими… Но – всё равно, мы сглазим,
                и значит – курить, продлевая агонию страсти и сласти.

                На краю транзитного мира, под выспренней эстакадой,
                под выгнутыми быками, на самом краю ойкумены
                растягивать куревом лёгкие, надорванные блокадой,
                раскрашивать марево охрой – и в этом не видеть измены.


















                * * *
                (К «Торжественному закату»)

                Когда солнце плыло величаво над кромкою леса,
                А плоистое поле легко к небесам подымалось –
                Между явью и навью <мерцала сквозная> завеса,
                И душа расширялась, а сердце, напротив, сжималось…

                Когда солнце погасло за кромкою <низкого> бора,
                И слоистое поле свернулось <сиреневым> студнем –
                Оказалось, <достаточно лишь одного> разговора
                Между <праздничным вечным закатом> и вечером будним…



















                * * *
                (После праздников)

                Косые разномастные домишки
                ощипанны ухватистым дождём…

                Уж ежли пораскинуть здесь умишком –
                окажется, что не того мы ждём,

                что – словно перезревшая девица,
                косясь в окошко на раскисший шлях –

                не видим, как – за ним – большая птица
                крылом поводит в мокрых тополях…







               







               «Звездец* подкрался незаметно…»

                Август – астры…

       Sonette ; l’automne



                (l’;pigraphe)                Как в туз с шестнадцати шагов из пистолета,
                как в лист – на хлёстком мизере заход –
                убито лето – как в висок кастетом…
                Всё в масть – и на червях сыграет год.

                (из неизданного)            


                I      * * *

                Ан мы того и не заметили,
                как он прокрался под оконце к нам –
                всё прихорашивались, медлили,
                всё выгораживали солнце, а

                потом моргали перед помпою
                его – кротами-слепышами,
                когда он –  водородной бомбою –
                вставал над теми камышами.

                II     * * *
                (Романс)

                Ворованного винограда
                Непоправимо кислый вкус…
                И жаркой памяти укус
                В сырой глуши чужого сада.

                Я наконец-то сочинил,
                и в жанр жестокого романса –
                любви и крови мезальянса –
                добавил чуточку чернил.

                И наконец-то этот год,
                Как некогда – бедняга-Листьев –
                Остался в луже душных листьев
                Под мой медлительный уход.


                III    * * *

                Шелест лёгкий, шелест вкрадчивый
                По шатру листвы густому…
                – Стал быть, паря, поворачивай
                Да держись поближе к дому.

                После лета вёрсты длинные
                Зарядившего ненастья.
                И откос крутой да с глиною.
                И тропа червонной масти…

                …Дождик шепчет осторожненько,
                Косит лживыми глазами…
                После кроит всю дороженьку
                Клён бубновыми тузами.


                IV     * * *
                («Докажи, что ты не верблюд...»)   

                Рыскать. В вороха листвы
                Внюхиваться до потери
                Пульса… Уксус…гул молвы…
                – Где вы, люди?.. Кто вы, звери?..   

                (из чернового)

                Рыскать. В вороха листвы
                внюхиваться до забвенья
                (если само- , стал быть, вы –
                всё одной цепочки звенья).

                И вовек не разобрать:
                в чём тут опыт?.. чей тут запах?
                где листва, а что тетрадь?
                Кто кружит на мягких лапах?..

                Но сжимаются круги… –
                Озаряется опушка
                золотой иглой из мги
                и сквозит игольным ушком…


                V      * * *
                (Поэт и Жизнь)

                И жизнь, и слёзы…

                Ну вот мы опять с тобой.
                И волны заводят речь.
                И ходит сама собой
                невнятица наших встреч.

                Нелепица наших лет
                уходит на третий план
                туда, где оставил след
                беззвучный аэроплан.

                А нам остаётся плеск
                и шелест…
                Камыш. Лоза.
                И солнечных бликов блеск.
                И слёзы –
                глаза в глаза.


                VI     * * *
                (Куриный бог)

                Ртуть реки. И золото осинника.
                Серебро трепещущей ольхи.
                Интересно, верят ли в Алхимика
                Искорки пугливые – мальки?..

                Непроглядна синь небесной колбы.
                И дрожит хрусталик… и уже
                Обкатали жизненные волны
                Философский камушек в душе.


                VII    * * *

                Наша скудная молодость тем же отмечена,
                что горит на верхушках бестрепетных сосен
                в этот час, когда страшная, будто неметчина,
                на закатных лучах воздвигается Осень.

                – Чем же?.. чем же? – А той же больной быстротечностью,
                той же призрачной, той же прозрачной печалью,
                что сквозила в дымах всё того же Отечества,
                проштампованных солнца сургучной печатью.


                VIII   * * *

                На самом деле я прозрачнее, чем призрак –
                жилец туманный пустырей и подворотен.
                Я постоянен вечерами, будто признак
                дурной погоды. Я бесповоротен,

                как наступление последних дней веселья
                с губами жадными и кислыми от сока,
                недобродившего ещё в хмельное зелье –
                уже пьянящего предчувствием порока…

                Я безыскусен, как осиный сладкий танец,
                и, как укус осы – почти безвреден,
                и невесом – как потерявший глянец
                осины лист, что осенью изъеден.

                Я – беспризорен… Я почти неподнадзорен.
                И солнечным лучом так точно схвачен,
                что, несомненно, был бы подзаборен,
                когда бы не был призрачно-прозрачен…

                (вторая половина 80-х прошлого века)


                IX     * * *
                (Классическая поэзия)

                Неразговорчивой порой
                пустынны здешние тропинки,
                и забираются личинки
                поглубже в щёлки под корой;

                и этот шорох изнутри
                и шёпоты в листве опавшей –
                вот отклик Музе, накропавшей
                стишок на отблесках зари…


                X      * * *
                (Лес земной и лес небесный)

                Значит надо шаг за шагом
                вдоль опушки прошагать.

                И осинке над оврагом         
                мерным сердцем не солгать.

                Значит надо прежде слова
                услыхать небесный такт,
                Вдоль вышагивая снова
                беспредметно и за так.

                Значит надо, чтобы стопы
                отрывались от земли –
                Чтоб в воздушные пустоты
                корни смысла проросли.

                … и осинник над оврагом,
                и берёзок стройный ряд –
                машут сучьям, пням, корягам –
                в чистом воздухе парят…



                XI     * * *
                («Долой быт!..» –«Долой стыд!..») 

                Я дал разъехаться домашним…
                <…>               
                Ты так же сбрасываешь платье…

                Ну, здравствуй, Природа! – эть, старая шельма… –
                ну вот вам: обрушилась крыша листвы,
                ан вместо дразнившей зрачок синевы –
                навыкате осени мутные бельма.

                И голые стены стволов и ветвей
                ободраны вплоть до газет под обоями…
                Ей в кайф изгаляться над нами обоими:
                «А помните, как вам тут пел соловей?..»


                XII    * * *

                И некому молвить…

                Вот они – сумерки шалого духа:
                Табором улиц – по табору леса…
                Точат кору загрубевшего слуха
                Черви из черни, жучки из железа.

                И отзываются экие дали! –
                Так что и вздох застревает, как дышло…
                Вот и скажи тут кому – что видали,
                Что здесь почём,
                О чём слыхом неслышно…


                XIII   * * *
                (Купчины)

                Пушки с пристани палят,
                Кораблю пристать велят…

                Сытно ели, сладко пили –
                с княжьим быдлом наравне,
                да рассказывали были
                о заморской стороне:

                там-де филины да совы,
                вепрь свирепый, мудрый лось…
                где в разгар охоты псовой
                не пилось и не спалось.

                …а попивши и поевши
                повалились с лавок ниц –
                приморил, как видно, леший
                из родимых небылиц…


                XIV    * * *
                («Не пей, Серый Волк,
                козлёночком станешь…»)

                Зима!.. Крестьянин, торжествуя…
                <…>
                Его лошадка, снег почуя…

                Поражены гораздо глубже,
                чем просто слухом, просто зреньем –
                мы пьём из поднебесной лужи
                отвар из листьев и кореньев.

                Мы глушим слух грибным настоем
                и прутьями сечём сетчатку.
                И ничего уже не стоим –
                зарывшись с головой в клетчатку.

                Мы – потерпевшие по полной.
                Верхи! оставьте нас в покое –

                какой бюджетною строкою
                вы воздух можете исполнить,
                чтоб компенсировать такое?..

                Каким, о Боже, нацпроектом
                вы тужитесь исправить это:
                вот – лающий plusquamperfectum
                и в клочья порванное лето!..

                Вот то, что нам родня, нам – ровня,
                что внятно нашему рассудку…

                Вот что угрюмо кинет в дровни
                Мужик, плетясь по первопутку…


                Осень 2010-го…
   

                _______________________________

                *Звездец – «Собачья звезда», Сириус

















                * * *
                (Белая пыль)

                По синему полю – цветочки-ромашки.
                По белому полю – все крошки, рюмашки...

                Засыпали солью, забыли в крахмале.
                И белою былью заткали, зашили.
                И белою молью ловили – поймали.
                И синею далью – крошили, крошили...














                * * *
                (Собачьи свадебки, кошачьи сказочки)

                I
               
                Кошка Мурка – шмыг в печурку –
                и свернулася клубком.
                Всем знакомы эти жмурки,
                и сюжет – ахти – знаком:
                пред придурком Сивке-Бурке
                стыть трепещущим листком –
                и скрести по штукатурке
                сказок вещим языком.


                II

                Полог небосвода писан мёдом,
                Молоком топлёным писан полог.
                Не намётом – гарцевать с намёком…
                Только ты поймешь ли, милый олух?

                За морями дразнят жары-птицы.
                За горами во шатре высоком
                Сладок голос, долог волос царь-девицы…
                Так что,  долетишь ли – ясный сокол?..

                Разгулялась свадебка тупая:
                Кровь по кругу черпают ковшами.
                За рядном – закут: переступаю,
                Прядаю дремучими ушами…



                ПЕРЕКЛИЧКА  ПЕРЕГОНОВ

                « …и  был мне глас…»

                (1)

                Тяжеловоз взбирается на насыпь… –
                и здесь заметно, как дрожит земля,
                и как дрожит осинник голенастый,
                как дрожью пробирает тополя,

                и даже дуб плечами передёрнул,
                нутром почуяв переплёты тяг,
                и лишь шиповник с обречённым тёрном
                легко на этих стелется путях…


                (2)

                Упав на дно большого глаза,
                дивишься: внове, как с иголочки –
                столбы светящегося газа,
                деревья – палочки и колбочки…

                И столько в этом точек зрения
                и величин, к нулю стремящихся –
                и этих – мнимых без зазрения,
                и настоящих, настоявшихся…

                (3)

                В морозном воздухе тягуче
                поют далёкие гудки –
                сон этих жалостных созвучий
                на алые на лоскутки
                рвёт сердце, душу гложет, мучит,
                вгоняет память в закутки

                исповедально-заповедных
                доисторических времён,
                что гонгами закатов медных
                венчали шествие племён

                в тартарары… А барабанщик –
                он вот он – рядом, на стволе!..

                Когда б я был подлец, обманщик,
                а не чудак навеселе –
                н а в е р н о е  б, совсем иное
                вам заповедал мой петит…

                Но без закуски прямо к Ною
                наш паровоз вперёд летит!..


                (4)

                Какая горечь в этих сквозняках…
                Потусторонний мир – он здесь таков:
                Со вкусом меди детских пятаков
                На кипячёных голубых висках.

                Какой оскоминой до дрожи в дугах скул
                Зев наполняет утренний зевок!..
                Холодный пот струится по виску,
                Насквозь пропитывая ветреный песок…


                (5)

                От чего оттолкнуться?.. от узкой и хрусткой лыжни,
                от ветвистых тропинок, от выставленного рожна…
                За леском на буграх пионерские кличи слышны,
                но слышнее твоя монархическая тишина… –
 
                В ней гуденье и шелесты высоковольтной дуги,
                переклички дрезин и пульсация крови в ушах…
                Я всё медлю… А пристальный ворон сужает круги
                над стальным полотном. До него остаётся лишь шаг.
















                * * *

                …Да тополя, и свод светло-зелёный…

                (А.А.А. «Воронеж»)

                Опять одно – пить разведённый спирт.
                Так зелен Glas, что кажется, что вечен:
                Как вечно-славен лавр, и зелен – мирт,
                И как прищур небес – бесчеловечен…

                О, где оно – пасхальное вино?
                И горечь роз, и пурпур из Фалерна…
                Закат померк – и путь один… И, верно,
                Вот так и было всё предрешено.

                Но как страшит норы дремучий лаз!.. –
                И, как в стаканах – в жилах иней стынет.

                И в небесах горящий немо глаз.
                И глас незрячий в ледяной пустыне.








                * * *

                Живое ищет утешенье  в неживом –
                слепым щенком, что, внюхиваясь в тапок,
                боготворит не человека – запах,
                за то, что на посту сторожевом
                его жилья он (запах) – столь надежен,
                его оплот так ощутимо твёрд –
                как замок на скале у входа в фиорд,
                как меч вождя, блистающий из ножен
                не часто – а, даст Бог –  и никогда –
                на всем веку слепой щенячьей жизни,
                когда земля тождественна отчизне,
                а время – только беглая вода...

                И блеск огня  (живого)  где-то там –
                на недоступных памяти высотах –
                внушает страх, как в темноте тамтам,
                и жалит ужасом – как сладость в диких сотах.

                ...когда то станешь псом сторожевым
                при сна в ночи не ведающем Лорде,
                и отблеск факела, скользнув по узкой морде,
                сверкнет твоим оскалом ножевым –
                когда твой взгляд, презрев свое жильё,
                пронзит насквозь клубящуюся нежить:
                полет валькирий – только остриё
                для твоего копья, оно – мое.
                Мы суть одно. И нечем нас утешить.
               
                <?..>

                * * * (Гиперборейские дары)

                Быстро смеркается в зимнем лесу.
                Я на заимку гостинцы несу:

                фляжку со спиртом, да сала шматок,
                да малую книжку в полтысячи строк.
 
                Холодно, грустно: из фляжки глотну.
                Да козью ножку коряво сверну –
 
                тускло мерцает её огонёк:
                в чаще пропащей – как я, одинок.

                Холодно, пусто – лишь в тучах звезда
                тянет и тянет свои провода,

                цедит и целит златую иглу
                прямо мне в сердце – в промозглую мглу.

                Мало-помалу всю фляжку допил.
                Сало голодным воронам скормил…

                Бог даст – из книжки в полтысячи строк,
                глядь – и займётся пустой костерок –

                может, согреет кого-нибудь тут
                прежде, чем снеги его заметут?..

                Мало ль – орёл, или буйвол, иль лев…
                Сколько сердешных их! – ищущих хлев...

                ДВА ФЕВРАЛЬСКИХ СОНЕТА

                «Заветный вензель…»
   
                * * *
                Вообрази меня, мой друг!..
                Хоть зимний вечер безобразен,
                И внешний вид мой несуразен,
                И вещи валятся из рук...
   
                Но вещий смысл свистящих вьюг – 
                Он нам по-прежнему не ясен.
                И неразгаданно прекрасен
                Заснеженного света круг.
   
                Но ветер ломится в дома.
                И валится на крыши тьма.
                И оплывает воск на свечке.
   
                Мой друг! вообрази: – зима,
                Не дай мне Бог сойти с ума...
                Ты видишь? – свет на Чёрной речке...
   
                Начало 80-х.
   
   
                * * *
                Морозно. Весело. Трагично.
                Ему и больно и смешно...
                Но все уже предрешено
                (и этим несколько вторично).

                ...под скатом крыши черепичной
                Мерцает теплое окно.
                И даже, может быть, вино
                (что, впрочем, было бы логично)
   
                Там разливают не спеша
                По индевеющим бокалам...
                Душа довольствуется малым.
   
                А впрочем, где она – душа?..
   
                ...Душа ночует по вокзалам,
                Где пальчик вмест карандаша.
   
                Конец 90-х.

















                (Два стихотворения)


                * * *

                Ан не пробиться занесённым
                поверх калиток и заборов
                не полем – полюсом снесённым,
                наваленным на косогорах,
                надутым, как лобастый купол
                шелома в царской оторочке...
                Так вот где девок я не щупал,
                какой я с плеч не рвал сорочки.
   
                Жизнь нынче выросла как тесто –
                да столь чудна её опара,
                что даже коль была б невеста – 
                я чую: я уж ей не пара.
                И коли с этих крутояров – 
                поди, переломаешь ноги.
                Тут подавай нам кудеяров,
                а прочих вымышлых – в остроги.
   
                А под ракитою, где Маша
                ждала поручика Гринёва,
                такая заварилась каша,
                что и чертям с неё хреново.
                Одернув куцые шинели,
                переметались мелким лесом,
                когда по воздуху  метели
                перемещались старшим бесом.

                * * *
   
                Что ж вы, давние стихи! – 
                что ж вы – шустрые ребятки?..
                Ну, понятно: как грехи – 
                всё хи-хи, а после – в прятки.
   
                А как время пропадать – 
                без запинки, без оглядки – 
                ни хрена вас не видать
                из-под жизненной подкладки.
      
                Ну, понятно: кабы знать,
                что оно вот так бывает:
                что бы жизни ни сказать – 
                а она всё прибывает,
   
                помаленьку топит лёд – 
                мы б под этой подоплёкой
                припасли б, скорей, кулёк
                с лягушачею молокой...
      
                А всё ж жаль, что не судьба
                зачерпнуть из той криницы:
                страдна – стадна! – молотьба
                человеческой пшеницы...
   
                Домотканое рядно
                их – на номере казённом.
                Проворонили зерно, 
                вот и вышли чернозёмом.

                ЕВРИДИКА  И  ОРФЕЙ

                (из «Стихов о русской поэзии»)


                * * *
                (Орфей…)

                Перекрестись на образа
                их изб в берёзовых окладах –
                и Бог с тобой: куда глаза
                глядят и никакого сладу
                с чем нет – ступай туда пешком,
                дай волюшку ногам и носу,
                перепоясав ремешком
                свою бесхитростную ношу.

                Блаженно: протирать очки,
                со вкусом внюхиваясь в сырость,
                и зло поддергивать портки,
                однажды сшитые на вырост.
                И сладко замирает дух,
                и слезы застят взор, и оком
                сморгнешь – когда тебя меж двух
                огней в лампадках повитух
                подхватит ледяным потоком.

                И, сжавшись книзу живота,
                твоя душа тихонько ахнет,
                сообразив – чем  пустота –
                и  чьим  она дыханьем – пахнет.

                И – босиком по углям в ад –
                ступая горестно и гордо,
                перепоясав наугад
                свое заливистое горло...


                * * *
                (… Евридика)

                А дальше хозяйка – судьба,
                И переупрямит над Камой…

                (Арс. Тарк.)


                Вот ить – обувка плохонька,
                И одежонка ветхая.
                А смерть настоль близёхонько.
                А даль такая светлая –

                Что с ветки да на ветку я,
                А с кустика – на травушку.
                И песенка заветная...
                Ан – обстирай оравушку!..

                Ужели распотешится
                Народец мал-зарёванный?..
                Что за причуда – вешаться,
                Коль жизнь уже – верёвочкой...







                * * *

                Служба цепкая, двоякая –
                ай – не любит тех. кто якая
                на плацу ценой бахвалится –
                да снопом во поле валится.

                Эта служба, эта службишка –
                аль дружка не приголубишь-ка –
                как полюбит да побалует –
                перстеньком за то пожалует.

                Перстень этот не простой-ка, слышь:
                надевая его ойкаешь…
                вишь, как молодцы топорщатся –
                да тайком от боли морщатся.

                Токмо службишка та цепкая –
                на гвозде верёвка крепкая.
                Девой плачет, волком рыщется...
                Не всегда и крестик сыщется.








БЕЛЫЙ СНЕГ / ЧЁРНАЯ РЕЧКА


* * *
(Зальцбург)

Крошка Моцарт.
Морозным вечером <кирхе>
не видна за окном игрушечной <кюхе>.

Лишь снежок горазд танцевать и пырхать
у соседского фонаря на брюхе...

Ах, златые цепуры ревизских сказок! –
В телевизоре царствует <лэди> Винтер:
норовит украсть из резных салазок
наших неземных
гениальных
<киндер>


* * *
(Чёрная речка)

«Чур-три –  нет игры..».

Няня, можно – понарошку
Я мочёную морошку
попрошу?..

Попрошу печатный пряник,
Попрошу хохлацкий драник,
анашу...

Попрошу лежать у печки,
Попрошу на чёрной речке
алый снег

Под лучом косым январским.
Попрошу подарком царским –
детский смех…

Попрошу покой и волю,
Попрошу кузэна Колю
и Annette...

Только – можно? – понарошку...
А себе оставлю крошку:
белый свет...


* * *
(Воронеж)

Идёт направо – песнь заводит,
Налево –  сказку говорит...

Рыжей кисточкой втравливает язычки,
потешает полешки весёлый огонь...
Ты сними – не держись – жестяные очки,
и раскрой – не стесняйся – в мозолях ладонь...

Это – просто тепло...
Это просто – тепло
проникает гораздо живее, чем мысль.

И уже можно просто смотреть на стекло –
и разглядывать просто морозную пыль...

И рассматривать в кущах немыслимых пальм
затаённый могучий и кряжистый дуб.

И тогда можно запросто слышать букваль-
но слова из ещё не родившихся губ...

И – как это ни странно – но есть Коктебель,
как есть Зальцбург, Тоскана, Воронеж и Псков...
И хрустальная мреет меж них колыбель,
крепко спаянна миром замёрзших замков.

Вот ужо! – мы протопим могутную печь,
вот уж – не пожалеем медвяной струи
и затеем – займётся – горячую речь...

– Чьи же это слова?.. –  Ан, мой друг – не твои...

...Скулы сводит, когда соберутся врачи
и начнут обнажать вплоть до грязных носков...

Но когда рыжий котик в печурке мурчит –
не страшны ни они...
ни Шварцман,
ни Вайскопф..










               




                * * *

                Чтоб сказать с последней прямотой,
                Нужно долго набираться немотой,

                Не копить её, как злато в сундуках –
                Ворохами гресть, наваливать в стогах,

                Набивать под верх высокий сеновал,
                Исподлобья меря взглядом звёзд оскал,

                Чьи зрачки прямые мертвенно молчат,
                Меря глазом кость и стать слепых волчат.

                24/05-04









                * * *
                (Станционный смотритель)

                Мужичок, приговаривая что-то,
                работал над железом…

                («Анна Каренина», 7, XXXI )

                Станционные фонари
                дребезжат из-под жирных колёс.
                Говори, mon ami, говори!.. –
                я и тем уже тронут до слёз,

                что не помню, который тут год
                в толщу, где провожать и встречать
                надлежит, я – смотрю… о, mein Gott!..
                На губах закипает печать.











                * * *

                Человеческое сердце –
                ледяной бубенец,
                карамельный леденец,
                златобрачный венец…

                Человеческое сердце –
                тугие меха,
                стерляжья уха,
                заливные потроха…

                Человеческое сердце –
                заплечный мешок,
                каравай да посошок... –
                вот и сказки конец.











                СОЧЕЛЬНИК (Холодильник)


             Темнота за окном живёт собственной жизнью, далёкой от нужды
             того, кто, вперясь в неё, сидит на стуле в собственной съёмной кухне.
             Её (темноты за окном) обольщенья ему (сидящему в кухне) чужды,
             как чужды шалости злого Сашуры печальному Кюхле.

             Время от времени за спиною сам собой рычит холодильник.
             И хотя мороз за стеклом не шутя намекает на происхожденье из вечной камеры
             тех казематов, в которые только Имперский Светильник
             только и может проникнуть X-rays, ибо стены – глухи и каменны,

             он (холодильник) за честь не почтёт соотнесение с Вечностью,
             тем паче – с январскими звёздами и городскими огнями.
             Он – как почтовый ящик, что полон письмами – и все отвечены…
             как избушка – от ставенок и до конька в свежей изморози – меж дремучими пнями…

             как короб – в который Машенька сможет втиснуться
             с румяными щёчками своими – меж пирожками,
             наливками, графинчиками, страничками, на которых – амуры, виселицы,
             и ножки, и профиль, и фас – и флажки со штыками…

             Ему, как медведю – чужды искушения обезьяньих дебрей,
             тигрового глаза, клико, осетрины, омаров, лангустов…
             Пожалуй, на лысых боках его ещё различимы царапки свирепых вепрей,
             но главное – что в нутре он просто сгусток

             живого (точней – свежезамёрзшего, точно морошка) прошлого –
             вечного спутника ссылок, забвений, изгнаний. 
             И потому его домашним ворчаньем, как мягким снежком, припорошена
             неизбежность последних  (в т.ч. – и его)  роковых содроганий.

         От них (содроганий) звякает колба стеклом о прожжённую глину
         крынки, и, ежели не оборачиваться в темноте, то кажется: кто-то
         то ль постукивает строгим карандашом по пустому графину,
         то ль предлагает по полной поднять во здравье кого-то…

         (скорее – во светлую память, ибо светлая память –
         это как раз и есть залог окончательного здоровья, к которому – кто ж неволит…)
         … А вот уж что ж тут упомнишь?..  когда – кругом темнота, огни, змеиная заметь…
         и пар клубами – морозный, драконий, дремучий – из прорубей – как над Невою…

         … Лучше б спросонок своих сослал Император всех в родовую вотчину
         под надзор к батюшке, как бы строгому… вроде как лучше бы…
         Ан, где же и впрямь внимать нам в утробном урчании ворчанью Отчему,
         как не в сочельник, в вертепе – в избе, в этой крайней излучине…

         Янв. 08г.



















                * * *
                (Ностальгическое)

                Космос предпразднично приукрашен.
                Сплошь от чукотского мишки до англицкого лёвы
                вызвездило. И за каждой звёздочкой Женя Лукашин
                близоруко щурится Наде Шевелёвой:

                «Как же нас угораздило оказаться здесь вместе??.
                Кто ж догадал здесь родиться с душой и талантом?..
                Нам – обручённым своему жениху и своей невесте…
                Нам, обречённым – как тем атлантам…»

                В душных коробочках со слюдяными окошками
                бинтами повязаны – сами себе подарки… –
                нам бы – как тем собакам и этим кошкам –
                сквозь проходные дворы в продувные арки…

                Призрачными шарами жмурятся ветхие ёлки.
                С веток сыплется прах на соски и ключицы.
                И подымают шерсть на загривках волки.
                И не сводят холодных зрачков с них волчицы.

                Космос, лишённый тепла, чёрен и страшен.
                Звякает колбочками за зеркальной витриной провизор,
                но сквозь снежную муть щурится наде женя лукашин,
                а за стеной у соседки бубнит телевизор.





                * * *
                (Осечка)
                ((15-й годовщине августовского путча))

                – Глупая шутка! – подхватил другой.
                – Держу 50 рублей против 5, что пистолет
                не заряжен!.. 

                ( М.Ю.Лермонтов «Фаталист»)

                Не зацепиться слабым словом
                за кромку ветхих облаков:
                так словно механизмик сломан,
                как будто гномик – был таков…

                И остаётся на насесте,
                пригретом местной алкашнёй,
                рассказывать как о невесте
                о крабе с красною клешнёй

                и вдруг осечься, обнаружив
                не городской облезлый сад –
                а вороха брабантских кружев,
                осыпавшихся век назад…









                ВОСПОМИНАНИЕ О СЕМЕЙНОЙ ССОРЕ

                Просыпали соль. Прогнали собаку приблудную.
                В стаканах остался (запомнилось) чай недопитый.
                Потом… бесконечно – в окно: на площадь безлюдную,
                На серый снежок, заметающий серые плиты…

                Да… кажется, громко бубнил телевизор за стенкой…
                По-моему, что-то о счастье служенья отчизне.
                А прямо у глаз – голубоватою венкой
                Дрожал на стекле исчезающий след нашей жизни.

                И счастьем казалось – увидеть бы старого друга,
                Спешащего наискосок через площадь к подъезду…
                Но… лишь пионеры бегут по фанерному лугу
                Навстречу теперь уж не помню которому съезду.

                Середина 80-х.









ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ

Для того чтобы умирать от любви
потребно время; ну хотя бы недели две,
которые напролёт можно умирать от любви
без единой мысли, без будильника в голове.

Без будильника в головах умирать, засыпать и сны
видеть; какие – не столь уж и важно для
переживания лета, зимы, весны,
осени; января, февраля

И т. д. и т. п. – как роковой черты,
как мига, в котором сошлось/развязалось всё;
а не как бесконечной горизонтальной черты,
о которой писал, скорее, Лаплас, чем Декарт, тем паче – Руссо.

Для того чтоб умирать от любви – нужна возможность порхать,
биться крылышком, падать, взмывать, будто птичка та,
подбитая влёт, которой Господь заповедовал не пахать,
не сеять – а петь напролёт, с листа

Утолив росинкой жажду, а голода не
познав; поелику, когда твоя грудь в крови,
не думаешь о скудной, о горизонтальной стерне,
а только о небе – чтоб умирать от любви –

Для того чтобы умирать от любви, в груди
вмещая весь ужас предсмертный, всю сладость цикад…

В общем, желательно, чтобы вся жизнь была впереди,
и было совсем не страшно взглянуть назад.




                * * *
                («Тутиздат»)

                Здесь люди редки, здесь больше птичек.
                Скачок каретки внутри кавычек –
                Клюют так зерна, галдят и злятся...
                Им не зазорно в пыли валяться.

                Они задиры и дети праха.
                Пока над лирой слепая пряха
                Клевала носом в объятьях дрёмы –
                Взвились доносом из-под соломы!..

                Пучки пустые и забияки –
                Их запятые всегда двояки.
                И в иглах снежных сквозных скворчаний
                Стога падежных их окончаний.

                Их своеволий двоятся жала.
                – А для тово ли тя мать рожала?..
                Раскинут сети, собьются в круг ли... –
                Белы – как нети, черны, как угли.






                АНТИТЕЗА


                I   Сумерки над рекой

                (Тавтологический опыт)

                «Сова Минервы вылетает в сумерки…»

                …и как рыбак в глухом дождевике –
                свинец дождя он превращает в олово
                реки, и рябь на льющейся реке
                рябит в глазах и проникает в голову

                его, и дождь (как вспомнит Пастернак)
                спринцует ухо мышьяком и серою
                глухого дня, и рядом в трёх соснах
                сова Минервы чинит перья серые …


                II   Лес в излучине

                (Следопытский экзерсис)

                Я захожу в поэзию что в лес –
                что полон тайн и детски непосредствен,
                и каждый гран невиданных чудес
                здесь упакован – как орехом грецким –

                коленцем звонким злого соловья,
                он – царь царей: и ветрен, и невидим…
                а кто же виден здесь? – наверно, я:
                наверно – Пушкин, Дант, Шекспир, Овидий…




                * * *
                (В чужом пиру)

                «За стеной, у Кирсанова, играла
                гавайская гитара…»

                (Ахмат.)

                Поволока искусства,
                закорючки сызнанки –
                немудряща закуска
                под хорошие пьянки.

                Разбрелись по конурам
                переборы гитары.
                В вожделеньи понуром –
                нервный тик стеклотары…

                Кабы крепкие вожжи!.. –
                что нам степь?!. что нам чаща?..
                Но – на старые дрожжи
                жизнь, что веща и вяща…








                * * *

                Любите существование вещи
                больше самой вещи и своё бытие
                больше самих себя…

                (М – мъ)

                Die Spitze des Speers…

                (M.Heidegger. Unterwegs zur
                Sprache. T;bingen, 1965, S.37.)


                То кокон, а то – остриё
                незримого миру копья –
                вот так оно – место моё,
                таков он – который есмь я.

                И кабы не дом и семья,
                когда б не война и не мир –
                осталось бы – льдом острия
                пронзать – словно кокон – эфир.

                Но эта туманная весть
                с гудками дрезин вдалеке –
                вот что ни на есть – оно – есть.
                И жжёт, словно мёд в молоке.




                НА  СМЕРТЬ  ПОЭТА

                «За городом вырос пустынный квартал
                На почве болотной и зыбкой…»
                <…>
                «Больная, тихая Кассандра…»


               I               
                Там закололся Митридат…
                <…>
                Что за фамилия чортова?!.
                <…>
                Поэта – далеко заводит речь…

                Чудна она, вишь, эта ваша, ей-богу, Таврида!..
                Готовили фиш – получилась ну точно ставрида
                в столовке в рабочий пивком озабоченный полдень…
                а после второй – понеслось: «ну и хто ж этот Болдин?!.»

                пошло и поехало, выдохлись только за чаем;
                «эк занесло!...» – озираемся, курим, скучаем.

                Крестимся, в мёд золотистый макаем пампушки:
                «Вечная осень вам, Осип Иванович Пушкин…»

               II <повесть>

                …начяти старыми словесы …

               Всех и дел тут – на полразговорца:
               не болтлив ни хазар, ни сармат…
               И дорожка от Цны до Икорца –
               ей-же-ей – не романный формат.
               Мимо церкви, поодаль базара
               пылью уличной съеден был полк.
               Так за час до степного пожара
               уходил за волчицею волк.

               Этот путь до тебя был озвучен –
               и не к ночи его поминать –
               ей-же-ей – если ты не обучен
               с полуслова его понимать.


               III
               (Серо-сине-сиреневый туман)

                А небо, небо – твой  Буонаротти…

               Трудно поверить, что в этом бесплотном бесплодном тумане –
               город с мостами, вокзалами, почтой, большими домами;
               что в получасе ходьбы обнаружил бы дивные дивы:
               скверы, бульвары, проспекты, огни перспективы;
               в то, что рукою подать от ворон, их дурного фасона,
               до ресторанов, витрин, лимузинов, блатного шансона…

               Кто тут поверит, что этот туман – только зримая влага,
               и что ошиблись вороны, слетаясь – и жив бедолага.

                Ноябрь 2010