Владимир Маркин. Экспертный обзор. Декабрь-2018

Большой Литературный Клуб
(Обзор делался по анонимному файлу, полные ссылки были восстановлены при публикации. - прим. редколлегии БЛК)

СИМОН СЛУЦКИН «Гауди»
http://www.stihi.ru/2018/07/28/5349 номинатор Ильдар Харисов

У Гауди – голодные глаза,
глядящие на мезозой трамваев.
Таращится туристская гюрза,
в базальтовые гроты заползая,

на мелкие лабарумы волны.
Возносит гнёзда кованое древо,
стеклит пространство, за которым сны
улавливал поэт в эфирный невод.

Гудит громада – воздух и объём,
готический скафандр переплетений.
И в нём дышать, глотать слезу... И в нём
выискивать следы перерождений.

Стихотворение наполнено неизбитыми интересными образами и даже с перебором. Я имею в виду «мезозой трамваев» и «готический скафандр». Для фонетической красоты это может быть и неплохо, но слишком круто автор поворачивает и тем самым ломает временные рамки стихотворения, причём в обоих оборотах речи. Обычно трудно уловить что-то новое в общеизвестном, но в этом стихотворении интересно следить за полётом мысли автора и за тем, как он через призму поэзии окрашивает повседневность.


ГАЛИНА САМОЙЛОВА «Городок»
http://www.stihi.ru/2015/07/09/6081 квота ГР за редактирование отборочного тура

маленький городок,
где никогда ничего не происходит,
где время течет неспешно среди старых тополей и вязов
сонными улицами,
выцветающими от зноя летом и белесыми от стужи зимой.
где дорога в школу,
протоптанная поколениями вырастающих детей
(когда-то и мной, а потом моими детьми,
выросшими и покинувшими сонное царство своего отрочества),
идет через газоны с седыми правнуками весенних одуванчиков,
мимо яблони, под которой похоронен любимый кот,
мимо дома умершего от пьянства одноклассника,
неизменно оживая дважды в день
и потом засыпая до следующего дня, года, века..
где в кинотеатре показывают бесконечный фильм,
а на почтах выдают не письма, а пенсии.
город, где ничего не происходит.
Кроме жизни.

Обыденность тоже может быть интересной, особенно когда автор оживляет её своим незримым присутствием на выцветших или белёсых улицах, когда он вплетает в ткань повествования незначительные повседневные детали. В тексте этого стихотворения даже отсутствие рифмы и метра работает на конечный результат. Хотя я бы был не столь категоричен в завершающей строке.


СТОЛЕТОВ «Натюрморт»
http://stihi.ru/2018/03/23/11549 квота Елены Наильевны за редактирование отборочного тура

...А в лесочке пока что не голо.
Не видать еще, что там – вдали...

Два луча – два последних обола –
теплой решкой на веки легли.

Сквозь листву они вспышкой короткой
ослепили,
слепили,
сплели...

На закат остроносою лодкой
плавно-плавно плывут журавли,
рассекая небесные стиксы,
словно нехотя, не торопясь,
чтобы ты с исчезанием свыкся
и успел потерять эту связь.

И не важно, был прав ли, неправ ли,
но почти завершен натюрморт.

На ладони бумажный журавлик
на закат головой распростерт.

Название этого стихотворения вводит в заблуждение. Это скорее можно назвать психоделический пейзаж. Думаю, что слово натюрморт появилось для рифмы «распростёрт». Хотя и всё выражение «головой распростёрт» вызывает недоумение не только с точки зрения поэтической, но и анатомической. А так комплексный набор Стикса, оболов, осеннего клина журавлей и природного увядания безотказно работают на образ потерь, исчезания и понимания неизбежного и неотвратимого.


ОЛЕГ ПАРШЕВ «Навстречу»
http://www.stihi.ru/2017/11/05/3193 квота ГР за редактирование отборочного тура

Учитель сказал, что взамен Ветхого вышел Новый Запрет.
К прежним табу добавлено с дюжину актуальных вет.
Мы промолчали, не видя больше смысла в словах,
Уменьшив громкость радости в задумчивых головах.
Выйдя из амфитеатра, мы собрались возле пивной.
У нас был большой антракт между голодом и войной.
Взяв по кружке, мы пили, не видя окружающих глаз.
А вошедший Учитель тоже что-то пил подле нас.
И здесь кто-то сказал (возможно, это был я),
Что – всё, довольно быть мальчиками для вранья,
Пора уничтожить правду и ложь, они целый мир погрузили во мглу…
И, засмеявшись от счастья, мы пошли навстречу новому злу.
Игра слов и смыслов, полёт фантазии раскрывают перед читателем богатство и возможности  русского языка. Языка, не любящего ограниченного пространства. Загнанный в какие-либо рамки, он хиреет. Спасибо автору за возможность следить за полётом мысли и игрой смыслов. В таком стихотворении не нужно конкретики, но важно не пересолить.


АЙК ЛАЛУНЦ «Тандыр»
http://www.stihi.ru/2018/05/19/1678 номинатор Юрий Семецкий 

Светлой памяти моей прабабушки Куртанидзе Любы Ясоновны

Мы вновь в Беками! Ура-ура!
Бабулин домик с резным крылечком,
Обширный  двор. Посреди двора
Тонэ (тандыр),  а по-русски – печка.

А  печка, словно большой кувшин,
Зарытый кем-то по пояс в землю.
И там,  на дне,  притаился джинн
И до поры потихоньку дремлет.

Но только лишь заблестит заря,
Дырявя темень лучами солнца,
Джинн просыпается втихаря
И дымом светлым  наружу  рвётся.

И пляшет радостно, там на дне,
Лезгинку,  берд,  шалахо, картули.
И принимает дары тонэ
Из рук любимой моей бабули.

И возвращает обратно ей
Лаваш, лепёшки,  чурек  и  шоти –
Хлеб разных видов и всех мастей,
А  мы с сестрёнкой стоим напротив.

И объедаемся им сполна,
Чему бабуля безмерно рада,
А от тандыра плывёт волна
Таких божественных ароматов.

И даже неба лазурный креп
Впитал в себя ароматы эти.
О, хлеб из детства! Бабулин хлеб…
Вкуснее нет ничего на свете.

И хлебный дух разнесут ветра
По всей подгорной окрестной шири.
А джинн уляжется до утра
И снова будет дремать в тандыре.

*БекАми – деревня в Грузии
*Берд – армянский танец
*КартУли – грузинский танец
*ШалахО – армянский и грузинский танец
*Шоти – грузинский хлеб

Если бы была задача разместить стихи по ранжиру в шорт-листе, то я бы поставил это стихотворение на первое место. История рассказана интересно, без выпендрёжа, без заламывания рук, без выспренной красивости, с тактом и непоказной любовью. Наличие слов иного языка совершенно не мешает восприятию. Это воспоминание прикасается и к твоим струнам.