Легенда об Одуванчике

Игорь Апрельский
Эпиграф

Одуванчик, одуванчик,
Ты прекрасен, когда тишь,
Ветром сдует твой султанчик,
Ты в смущении стоишь.

И. Эрф

Предисловие

 ОДУВАНЧИК (лат. Tar;xacum). Есть несколько версий происхождения латинского названия. По одной – от греческих слов «лечить» и «болезнь глаз». По другой – от греческого «успокаивать». По третьей –  от словосочетания «дикий латук»:  молодые листья одуванчика употребляют в пищу как салат.
 Слово «одуванчик» московского происхождения, от глагольной основы одуть или обдуть. При малейшем дуновении воздуха пушистые летучки отрываются от цветоложа и разлетаются, оставляя «плешивую голову». С этим свойством связаны его народные названия:  одуван, пустодуй, ветродуйка, летушки, воздушный цвет, плешивец, еврейская шапка,  кульбаба.  За  ранние цветение  и целебные свойства  его называли еще  «мартовским кустом», «эликсиром жизни», «бабушкиной травой».
 В христианстве одуванчик, как одна из «горьких трав», стал символом страстей Господних, и именно в таком качестве его рисуют в сценах распятия. Но, как, практически, у всех растений,  его символизм неоднозначен. И хотя одуванчик — традиционный символ горя вообще, в то же время по народным поверьям он символизирует силу солнца и света, считается цветком верности, счастья. Его семена, улетающие от легчайшего дуновения, символизируют быстротечность и тленность человеческой жизни. На языке цветов одуванчик означает счастье верность и преданность. А вот букет из одуванчиков говорит о том, что отношения, скорее всего, будут скоротечными, могут внезапно оборваться.
 В старинной легенде рассказывается, что на  Руси одуванчик был самым любимым цветком:  давал нектар пчелам, девушкам – цветы на венки, его  корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали дорогу путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил головку, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.
 Записанная потомственными сибирскими целительницами Цынкиными старинная легенда объясняет, почему этот цветок называют «бабушкиной травой». Шла девица по лесу. Увидела избушку. Зашла. В избушке темно, и кто-то стонет. «Кто здесь? Отзовись!» — говорит девушка и слышит голос: «Засвети лучину. Увидишь!». Засветила лучину девица-краса, перекрестилась на образа и видит, лежит на печи старушка, плачет. «Спасибо тебе, что зашла ко мне, - говорит старушка. - Тебя Господь послал, чтоб я не умерла и с собой мудрость жизни не унесла. Паутину смахни, печь затопи, водицы принеси, меня напои. У забора травы нарви с золотой головкой, листья в воду положи да меня накорми. Корешки два раза отвари да мне подай. У меня боль в груди пройдет, сердце успокоится. Соком ноги помажь, опухоль сгони». Сделала все девушка-красавица так, как велела старушка: напоила ее отваром корней, отмоченными в воде листьями, смазала соком опухшие ноги. И старушка ожила, повеселела и  наказала, чтоб не только сама  девушка про эту чудодейственную травку запомнила, но и другим о ней поведала.
 На  Украине тоже есть легенда о происхождении одуванчиков. Их там называют кульбаба, в дословном переводе - шарбаба.  Жил в Карпатах парень Куль. Все девушки на него заглядывались, но он не обращал на них внимания, потому что безумно влюбился в красавицу по имени Звонка. Жила она у старой  бабы на самой высокой горе у Косово.  После смерти мужа жила одна-одинешенька. Пошла как-то она в Косово на базар, увидела там девочку сироту  и взяла к себе. Купила ей сладостей, нарядов, отмыла и назвала Звонкой. Так и жили вдвоем. Росла Звонка, как заря красная, как ель стройная. Каждое воскресенье баба и Звонка одевались в лучшие одежды и спускались с гор в Косово на базар. Долго ходили, потому что любила баба слушать, как люди говорят им вслед: - «Нет в  горах краше  девушки, чем дочь этой женщины». На том базаре Куль продавал калиновые свирели, которые сам делал. Увидел он Звонку, сердце замерло. На следующий день взял он лучшую свирель и пошел к  дому Звонки. Стал у самой ели и заиграл, так и познакомились они, полюбились. Узнала об этом  баба и запретила девушке встречаться с парнем. Придет, бывало, Куль и начинает играть для любимой, а из-за ели слышит девичий голос:  - Ой, тише, тише играй. Приказала  баба, чтобы я тебя забыла, но я не хочу, потому что люблю тебя. Услышала тот разговор злая баба. Схватила свою буковую палку и, ругаясь, стала бросать в парня.  На том месте, где падала  палка, золотоголовые цветочки появлялись. Долго бегала баба по лугам, полянам, садам, дорогам за Кулем. И везде оставались желтые цветочки. А Звонка горько плакала и все просила: - Не трогайте! Это мой Куль, бабушка! С тех пор и назвали люди эти цветки  кульбабой (шарбабой).
 С одуванчиками связано много поверий и примет. Им приписывали охранительные свойства. Например, чтоб уберечь от сглаза их раскладывали у детских кроваток. Издревле шаманы и ведуньи делали из них травяные талисманы. Считалось, что они  исполняют желания, помогают  преодолеть  препятствия, достичь  успеха в делах. С точки зрения фэн-шуй одуванчики являются благотворными растениями:  они защищают членов семьи от несчастных случаев и несут им хорошее здоровье, также они  символизируют деньги.
 По китайским повеpьям, одуванчики являются маленькими гномиками добpого  духа земли. Особенно популярен одуванчик у влюбленных.
 Есть поверье, что если положить под кровать корень этого растения, то брачный союз будет удачным, и потомство не заставит себя долго ждать. Также из цветков варят приворотное варенье, а  еголистья обладают возбуждающим свойством. Девушки любят гадать на венках, сплетенных из одуванчиков и пущенных по реке. Чей венок не утонет, ту и ждет в ближайшее время свадьба.
 Одна из них рассказывает, что одуванчики были детьми Солнца и Луны. В их обязанности входило зажигать на небе каждую ночь лампы, но они то забывали, то ленились. Рассердилась Луна и наслала на них сильный ветер, который сдул их на землю. Но, отец-Солнце пожалел неразумных детей своих и придал им подобие маленьких солнышек, чтобы светили они на земле также ярко, как солнце светит на небе. Одуванчики же до сих пор скучают о родителях и, превращаясь в пушинки, стараются попасть обратно на небеса при помощи ветра, который когда-то принёс их на землю.
  Еще одна легенда рассказывает, что как-то богиня цветов спустилась с неба, чтобы выбрать любимый цветок. Ей хотелось, чтобы цветок мог расти повсюду и не требовал постоянного ухода. Сначала взор богини упал на розу, но та захотела жить в роскошном саду, и чтобы её лелеяли ежедневно не менее дюжины садовников. Тюльпан тоже потребовал ухода и восхищения. Даже фиалка сказала, что она не может жить без внимания и любви. Богиня ходила от цветка к цветку и слышала похожие ответы. И лишь одуванчик, который она поначалу даже не заметила, сказал, что готов жить везде, где есть дети, потому что их шумные игры и смех сродни его искромётному характеру. Обрадовалась богиня и воскликнула: «Вот мой любимый цветок!» и расселила одуванчик по всей планете. Теперь растёт он на полянках, в скверах, парках, дворах и на обочинах дорог, радуясь смеху детей и принося людям радость с весны до осени. Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть самую известную легенду об Одуванчике. В давние времена на берегу Большой реки была маленькая деревушка. На самом ее краю стоял крошечный домик, похожий на теремок. В нем жила миловидная девочка. Она пасла козу и торговала молоком. В зеленом платье и золотисто-желтой косынке она с деревянным подойником обходила дома и каждому, кто желал, наливала молока в кувшин. Девочка была похожа на добрую фею. Веселая и улыбчивая, она для каждого находила доброе слово и каждому приносила благую весть: желала здоровья больным, мирила повздоривших супругов, а девушкам предсказывала скорое и счастливое замужество. Может быть, поэтому ее всюду и ждали с нетерпением, ибо ее приветливая улыбка несла солнце и весну даже в самые мрачные дома. Люди прозвали ее за это Молочницей - Отдуваночкой, так как она "отдувала", отгоняла от них тяжелые мысли и плохое настроение. Прозвище это звучало так мило, что ничуть не обижало девочку. Повзрослела Молочница - Отдуваночка и горячо полюбила Жаворонка за его песню без слов. Эта песня волновала ее до глубины души. Весь мир зазвучал для девушки песней Жаворонка. Тряхнет ли козочка головой, зазвенит ли на шее у нее бубенчик, а девушка уже бежит посмотреть, не летит ли Жаворонок над прогоном. Свистнет ли на старой липе иволга, Молочница - Отдуваночка сразу же спешит на этот зов, думая, что ее ждет Жаворонок. И по ночам ей снились его песня и призыв.
Счастье переполняло сердце девушки. Но длилось оно недолго. Она сама разрушила свою большую любовь. Ей захотелось узнать слова песни Жаворонка. Он опустился к ней из поднебесья и пропел: "Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч". Охватило девушку желание удержать любимого, оставить его рядом с собой навсегда, и бросилась она к нему с мольбой об этом. Но, вольная птица, Жаворонок взмыл в небо и улетел. Только теперь Молочница-Отдуваночка поняла, что, захотев лишить Жаворонка свободы, потеряла его любовь. В отчаянии она взмахнула косынкой, и выпало из нее несколько золотых монеток. И полетели золотые, закружились на сильном, ураганном ветру с Большой реки. Долго бушевал ветер и разносил золотые по всему свету. Там, где они падали, весной появлялось много золотистых цветов, которые люди с тех пор стали называть просто одуванчиками. А Жаворонок кружит над ними и поет свою песню без слов.
 И в заключение - притча, справедливая не только для этих цветов. Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что на ней  выросли одуванчики. Как только он ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали  расти. И тогда он написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все, что делал, и закончил письмо вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте,  что делать?»  Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Здесь пахнет хлебом из дымящих труб.
Растёт полынь у расписных окошек.
И крепок в прочных брёвнах старый сруб,
И будит по утрам визг здешних кошек.

В углу давно пылится туесок.
И всё как раньше, прялка в доме, пяльцы.
Поверья и легенды, здесь на срок,
Приходят к нам, как тот песок сквозь пальцы.

Петух привычно сядет на плетень.
И от ворон, черно там на деревьях.
Гануля - баба, ладная, не лень, 
Ходить к соседям часто по деревне.

Весна пришла – глаза вовсю слепят,
заквохтали все разом пять несушек.
Решила Ганна выходить цыплят,
И стал выбирать для них пеструшек.

Павлинку, окрас рыжий с чернотой,
Та, что была ей по сердцу, любила.
На место, ей дозволила одной,
Все яйца от несушек подложила.

И вот, когда у время вышел срок,
На радость бабке из яиц цыплята
Повылупнялись, в жёлтый хохолок,
Все ладные, для Ганнушки – услада.

И бегают по хате и клюют,
что, попадя под клювик подвернётся.
И к бабке то прижмутся, то прильнут,
То просто рядом с нею соберутся.

«Пора расширить птичий «кругозор»
Пущу, скорей из хаты на поправку», -
Решила: «Кыш, кыш, кыш, на двор, на двор!
Песок поройте, пощипите травку!»

И, чтоб наседке ограничить путь,
И, чтоб она к соседям не сбежала
За лапку привязала, да к столбу,
И во дворе своём гулять сказала.

Но сразу, всё пошло как-то не так,
Лишь только Ганна скрылась от приплода,
Наседка лапкой дёрнула, и в такт,
Верёвочка порвалась, ждёт свобода…

Наседка ввысь взлетела на забор,
Манит простор, чужие веси, дали…
Цыплята вслед за ней через зазор
Пролезли, их лишь только и видали…

Старательно копаются в траве,
В навозе поклевали подзамёршем.
Не чаяли, что встреча ждёт в беде:
Их тут подкараулил чёрный коршун!

Увидев то, Павлинка: «Кто, Куда?!», -
Отчаянно кудахча, стала рваться, 
«Беда, цыплятки, коршун здесь, беда!
Всем в рассыпную! Надо нам спасаться!»

И кинулись цыплята кто, куда,
Попрятались среди травы и грядок.
Наседка же бесстрашно (как всегда)
На коршуна рванула без оглядок.

Неравны силы, первой пала мать,
За ней цыплята в клочья перья, тельца
Хватилась Ганна, стала их искать,
Нашла же только пучки пёстрых перьев.

Заметила, где травы луговы,
Смыкаются в весенней подготовке.
Цветочки зреют нежно средь травы -
в пушистые и жёлтые головки!

И с той поры, весною, с солнцем встав,
Как только дождик смочит землю сочно!
Взжелтеет ОДУВАНЧИК среди трав,
Цветок, любимый девушек веночный.