Возвращение в царство Пл. Гл. 23 Гибель динозавров

Андрей Рябоконь
   
 
 
 
            Глава 23.              Гибель    динозавров   

 
 
 
 
  Хорошо ребёнку на Земле... Родители только сетуют – сколько лишних
слов он схватывает в школе или на улице, включая визор или путешествия.
  А  ведь  земной  ребёнок  –  счастливый  человек.   
У него избыток информации,которая льётся на него со всех сторон. И вся облечена в слова.
А что у нас? Полдюжины взрослых, которые обходятся тысячью слов…      
 
                Кир Булычёв,  роман «Посёлок»    


 
 

 - Давайте по порядку – сказал Папочкин. – Позднемеловая эпоха Мезозойской
 эры началась масштабнейшей трансгрессией моря.   Океаны и моря затопили огромные низменные пространства материков нашей планеты, а прибрежные горы превратились в архипелаги островов. 
Почти на всех территориях Земли установился тёплый влажный климат, в полярных областях зазеленели пальмы.
Это продолжалось миллионы лет – практически до конца Мелового периода. На планете шли обильные дожди, сплошной сезон дождей!
Только представьте себе – дождь без перерыва (ну, почти без перерыв) идёт миллион лет!
Потом ещё миллион лет, потом ещё десять миллионов…   
    - Кошмар! – ужаснулся Гриша. 
 
    - Но, по сути, ведь так и было. Даже в нынешней безводной пустыне Гоби климат был тогда влажным и тёплым. Повсеместно соли кальция уносились грунтовыми водами в реки, озёра, затем в моря и океаны… Короче говоря, вымывание извести из почвы тоже продолжалось долго, миллионы лет.  И в конце Мелового периода почвы настолько обеднели, что динозавры стали испытывать… известковый голод!  Их кости, не получая достаточного количества «строительного материала», становились мягче и легко деформировались под грузом гигантских тел. Это и привело к гибели великанов-ящеров! 
    - Так вот почему скелеты ящеров зачастую обнаруживались в исковерканном, как бы скорченном состоянии, словно после судорог! – воскликнул Каштанов. – Попадаются ведь и отдельные искривленные кости вымерших динозавров. Я слышал, что даже толщина известковой скорлупы яиц динозавров уменьшилась к моменту завершения Мелового периода!   
    - А это ведь особенно страшно для ящеров, – подхватил зоолог, – беззащитное потомство которых в значительной мере обрекалось этим на гибель! Впрочем, счастливые жители Плутонии вымирания, как мы видим, избежали. 
    - Страшно подумать, что творилось на поверхности Земли в те времена – произнёс Макшеев. 
    - Вот именно! Сперва от рахита начали умирать ящеры травоядные. Затем, естественно, и хищные – ведь им просто нечем стало питаться! Не исключено, что катастрофический рахит у динозавров сопровождался и жуткими расстройствами пищеварения, и даже, представьте себе, нервными расстройствами. Всё это ускорило их гибель…   
    - Динозавры становились психами? – удивился Гриша.   
    - А что вы думаете, очень даже может быть, – задумчиво проговорил Боровой. – Если у современных млекопитающих даже внешне «безобидные» стрессы – непривычный шум, например, или длительное пребывание в четырёх стенах у собак, для которых как воздух необходим простор, так сказать, созерцание перспективы, взгляд вдаль – способны вызвать психические расстройства… то что говорить о биохимических катаклизмах, бушующих в каждом отдельно взятом живом организме.
    - Ну а как быть с маленькими динозаврами, – снова спросил Рогацкий. – Для них бессолевая диета, вероятно, была не так страшна? Те же ящерицы или черепахи, которые жили в одно время с динозаврами, благополучно существуют на поверхности Земли и сегодня.
    - Да, отчего погибли динозавры-карлики? – поддержал Гришу Макшеев. 
    - Скорее всего, между мелкими динозаврами и стремительно развивающимися в новых условиях млекопитающими, тоже пока ещё весьма скромных размеров, завязалась жесточайшая схватка – не на жизнь, а на смерть!  Из бескомпромиссной, безжалостной борьбы за место под Солнцем, борьбы за существование млекопитающие (настоящие звери! – причём именно в научном, биологическом смысле этого слова) однозначно вышли победителями. Вытеснив, полностью истребив близких им по размерам динозавров-карликов. А затем уже и некоторые млекопитающие начали увеличиваться в размерах. 
    - Меня такой вопрос интересует, – сказал Каштанов, – насчёт огромных скоплений скелетов и отдельных костей динозавров. Зачастую их обнаруживают на сравнительно малой площади – словно ящеры загодя приходили умирать в одно и то же избранное ими место. Просто фантастика! Только подумайте – ящеры толпой приходят умирать – заранее! – на своё кладбище.  Ну ведь не могли же они обладать столь развитым интеллектом, обременённым к тому же кладбищенским пессимизмом?!   
    - И этому есть объяснение, – ответил Папочкин. – Мне думается, разрешение загадки – в образе жизни многих крупных динозавров. Колоссальная масса тела бронтозавров и, к примеру, диплодоков вряд ли позволяла им свободно и подолгу прогуливаться на суше. Скорее всего, почти всё своё «свободное время» они – буквально – проводили «по уши» в воде.  Ну, пусть не по уши – это я так, для красного словца – но в воде, определённо. Как бегемоты! Вроде компенсации огромного веса, что постоянно тянет к земле, давит на конечности. Пробежать по лужку пару раз в день бегемот ещё может, но он не может неделями обходиться без воды! И в основном – сидит в озере или реке.  За это, кстати, «говорят» и очень слабые зубы крупных травоядных динозавров – такие пригодны лишь для пережёвывания мягких и сочных водных растений...   
    …Опять же, у диплодока ноздри и глаза сдвинуты кверху – тоже как у гиппопотама – чтобы видеть и дышать, выставив из воды лишь голову, даже часть головы. То есть, получается, в прямом смысле:  сидели в воде, забравшись по уши!  Ну, и умирали они в воде, само собой. Ослабевшему или старому животному всё труднее выбираться на сушу.  И если смерть настигала ящера в реке, то сильное течение уносило его в озёра или в моря. Там погибшие динозавры накапливались, образуя стихийное кладбище – «интеллект» здесь, понятно, вовсе ни при чём.  А если море в устьях рек постоянно бурлило из-за каких-то климатических особенностей, частых штормов – ну что ж, тогда волны разрушали тела, скелеты на отдельные части, беспорядочно перемешивая кости. Подобное и обнаруживается на раскопках.   
    - В общем, целевые прогулки на кладбище динозавры не совершали, – подвёл черту разговору Макшеев. 
    - Интересно, а не случись тогда этой… трансгрессии морей и океанов – сейчас мы любовались бы динозаврами во всей их красе? – мечтательно произнёс Гриша. 
 
    - Скорее всего, любоваться было бы некому – слегка усмехнулся Каштанов. – Они вряд ли позволили бы нашим крохотным предкам развиться в полную силу.  Скорее, сейчас маленькие обезьянки – может, и человекообразные «гориллки»! – содержались бы в качестве домашних любимцев у каких-нибудь шибко умных и гуманных велоцирапторов… Или же в клетках зоологических парков, куда по выходным папы-ящеры или мамы-динозавры водят своих малышей развлечься...   
      
...А динозавры-профессора изучали бы разных приматов и грызунов, раскапывая в
Канзасе или Аризоне осадочные породы Юрского периода и
  сравнивая найденные скелетики с «такими глупыми,
    тупыми человечками» из клеток…