Степка

Анна Кузнецова 12
Этот листочек с «семейного древа» поведает историю одной судьбы начала девятнадцатого века.
   После смерти молодой матери Марии осталось трое деток. Немилостиво поступила судьба с детьми, разбросав их по разным краям. Младших девочек отец забрал с собой в город Ирбит к родне. Погоревав чуток, отец отпустил в дальнюю деревню к тетке девятилетнего Степана.
   Мальчику очень трудно давалась разлука с сестрами Шурой, крошечной Нюшей и отцом.
   Сестра отца была одинока. Нрава она была крутого и часто наказывала мальчика дополнительной работой.  От родителей ей досталось большое хозяйство, и многие деревенские ей помогали, а она их щедро одаривала и кормила. Степка  тетке был крайне необходим.
   А в свободные часы мальчик уединялся или уходил на берег речушки и на песке рисовал сюжеты, сказочные фигурки или профили знакомых людей. Почему-то никогда не хотелось рисовать профиль тетки. Это была не злая обида за наказания,
а какая-то месть за непонимание души и желаний Степки.
   Прошло несколько лет. Очень богатый дядька, из семьи бывших кулаков, женился на тетке, и Степку отослали в другую волость учиться.
   Учителя заметили большое старание мальчика к рисованию и помогли
перейти в художественное училище. За учебу платила теперь замужняя богатая тетка.
   На каникулах Степан вновь батрачил у тетки и рисовал уже почти грамотные пейзажи. Любимое место в камышах у реки всегда ждало Степку. Бумаги у тетки не водилось, рисовал на песке,
на бересте, на бревнах, на досках  и… на украденных у тетки простынях. Вместо красок Степка использовал уголь, ягоды, морковь, листья ольхи, кору деревьев и некоторые травы. Крепко попадало Степану за простыни, но тетка перед деревенскими хвасталась рисунками и изредка поглаживала мальчика по голове.
А еще любил Степан играть на расческе и гармошке, привезенной мужем тетки. Степка сам научился играть кадриль, а потом стал свои «музыки» придумывать.
   В деревне зауважали подростка. Один хромой старичок даже соорудил для Степана деревянную рамку, похожую на мольберт,  чтоб простыни и разные лоскуты можно было натягивать. Степка ликовал: рисовать стало легче.
   И тут случился пожар. Это был явный поджог. Бедняки в деревнях не очень жаловали богатеньких, хоть  и кормились за их счет. В пожаре погиб и муж тетки, и все добро, что было нажито с большим трудом. Тетка была благодарна Богу за то, что из пожара смогли спасти скотину и лошадь.
   Учиться Степан больше не поехал. Он стал тетке помогать отстраивать дом заново. Приехал из Ирбита и отец Степана помочь сестре.
   Через несколько лет в отстроенном доме состоялась встреча Степана и двух его младших сестер Шуры и Нюши. Девчата приехали помочь тетке с сенокосом. Это была единственная встреча подросших троих детей Ивана.
   Незаметно в трудах мелькали годы. О том, что отец Степана трагически ушел из жизни, а девочки попали в детдом, тетка не сказала племяннику, уже понимая его очень ранимую душу.
   Наступил страшный сорок первый…
Степана призвали в армию. Провожали его всей деревней… С гармошкой…
   Письмо тетке принесли из сельсовета.
Степан Иванович Розанов пропал без вести…
   Рисунки, наброски, пейзажи на лоскутах и простынях долго хранились у тетки, а потом и у младшей сестры Нюши…
                *****