На пыльном чердаке деревенского дома 3

Павел Вегов
                Павел Вегов
…Поволжским моим
землякам-одноклассникам
         посвящается…

                НА ПЫЛЬНОМ ЧЕРДАКЕ ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМА

                (часть 3)

                Нет знания без познания…

      Рукописи неизвестного поэта, что оказались в руках Валентины, а потом и в моих, хранились, несомненно, только его женой, бабушкой Наташи, со ссыльных времён, как память о муже. Да, возможно, и сыном, который своё детство да юность провёл с отцом да матерью в ссыльных местах Западной Сибири. Хранились рукописи эти, в числе других мест, и на чердаке одного из деревенских домов на нашей малой родине.
 
      Пережили они в своё время и события 1905-го года, пережили и две революции второго десятилетия века – февральскую да октябрьскую, пережили становление советской власти в ссыльных поселениях далёкой Сибири, да выжили там; пережили жестокие войны двадцатого века, и по жизненной случайности оказались потом и в нашей приволжской деревне, в руках у Валентины…

      Сознаюсь, не смог удержаться от желания хотя бы в какой-то степени понять, хотя бы в общих чертах, состояние внутреннего мира автора и причины отображения им эмоциональных настроений в этих неожиданно появившихся поэтических рукописях.
 
      Найти тематическую информацию по совершенно далёким от моего понимания вопросам, конечно же, нужно было искать в профессиональных источниках. Что происходило в мире поэзии в те времена, в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века, каково было литературное да поэтическое искусство в России?
 
      Так что заставила меня непредсказуемо возникшая вдруг ситуация жизни погрузиться с помощью источников информации в новые познания. И «погружение» это в значительной степени позволило в какой-то мере и понять, и объяснить себе реальную возможность действительной оригинальности творческих попыток человека, которого договорились мы для определённости называть «нашим героем-поэтом».
Познал я таким вот образом, что юность-то деда Наташи, по указанным возле его стихов датам, приходилась на период «серебряного века» в развитии как западной, так и российской культуры.

      Вот что литературоведы говорят нам о литературе и поэзии в те периоды давних, трудных, бурлящих лет девятнадцатого да начала двадцатого века. Этот период получил название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России, которая была связана с появлением новых течений в этой области искусства: символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой. Молодые поэты объёктивно следовали и новой литературной моде, и новым течениям.
 
      А юность-то, да и вся жизнь деда Наташи, коль он двигался по жизни по поэтическому пути, и приходилась на период этого «серебряного века» в развитии российской культуры!

                Серебряный век

      «Серебряный век» - так был назван рубеж 19 – 20 веков, время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
 
      Вот только небольшая часть писателей и поэтов «серебряного века», имена которых, несомненно, живы и знакомы большинству представителей общества сегодняшнего интеллектуального мира: А.Ахматова, К.Бальмонт, А.Белый, А.Блок, Н.Булгаков, И.Бунин, Н.Гумилёв, М.Горький, С.Есенин, А.Куприн, В.Маяковский, Б.Пастернак, А.Толстой, М.Цветаева, А.Чехов…

      Этот период имел очень большие особенности, приведшие к стремительному развитию в России культуры так называемого модернизма. По оценке специалистов, это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей».

      Среди поэтов появилось огромное количество направлений и групп по их творческому выражению. И модернисты, и символисты, и акмеисты, и декаденты, ещё и футуристы, имажинисты… Каждый представитель такого якобы независимого и самостоятельного вида искусства и таланта, как поэзия, считал себя способным и активным выражать и доказывать другим правоту и величие своего подхода к видению существующего мира и к его движению.

                От реализма к модернизму

      Наряду с продолжением развития реализма, что последова-тельно воплощали Толстой, Чехов, Горький и другие, появилось и в России новое, упомянутое выше, направление – модернизм.

      Модернизм - от французского слова "новейший, современ-ный". Модернисты верили в божественную преобразующую творящую роль искусства, в её абсолютное воздействие на умы и чувства людей, в возможность их изменения и исправления.
Первым и самым крупным течением модернизма был символизм. Символизм – это литературное художественное направление, которое считало целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы, впечатления и чувства.
Начало самоопределению символизма в России было положено Д. С. Мережковским, и это был 1892 год. Он признал, назвал и возвысил мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

      Лидером символизма стал и В. Брюсов. Но символизм оказался неоднородным течением, внутри него оформилось несколько самостоятельных группировок. В русском символизме принято выделять две основные группы поэтов: "старшие" символисты: Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Кузмин, Мерликовский, Гиппиус, и "младшие" символисты: Блок, Белый, Иванов.

      В издательской жизни символистов существовали две группы: петербургские и московские. Это неизбежно перешло в конфликт, сказавшийся на всё поэтическое сообщество России, в том числе и на учебные заведения, готовящие поэтические кадры.

      Московская группа, лидером которой был  Брюсов, считали главным принципом литературы - "искусство для искусства".
      Петербургская группа, во главе которой были Мережковский и Гиппиус, отстаивали приоритет религиозно-философских поисков в символизме. Они считали себя подлинными символистами, и своих оппонентов считали декадентами. В символизме принимались такие отношения между поэтом и его аудиторией: поэт обращался в своих стихах не ко всем, а именно к читателю, как к творцу.
 
      Возникновение новых течений, новых определений выразительности и чувственных образов поэзии не мешало, не останавливало её проникновение в интеллектуальную среду общества. Поэзия жила, к ней стремились, в неё приходили молодые таланты. Так, например, даже 1913 год определяется как год важной вехи в истории отечественной поэзии двадцатого века. В этом году вышли в свет книги стихов Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Ивана Бунина, Спиридона Дрожжина, Василия Каменского, Василия Комаровского, Алексея Кручёных, Сергея Клычкова, Николая Клюева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Владимира Нарбута, Игоря Северянина, Велимира Хлебникова, Марины Цветаевой, Вадима Шершеневича и других видных поэтов.
                (продолжение следует…)
                П.Вегов, Москва,
                декабрь 2017 года