Фауст-2

Археолит
« Фауст-2 »

Незаконченный сценарий по мотивам "Фауста" Гёте



Сцена 1. Кабинет Фауста.
Обстановка, приближенная к готической, захламленность, полумрак. Посреди сцены – массивный стол, на столе - кубок с ядом. За ним на стене - зеркало. Сбоку сцены на стене мелом нарисована пентаграмма (возможно - с подписью "Потусторонним вход воспрещен").

(Фауст - с длинной седой бородой, в мантии, сидит за столом; рядом, на заднем плане стоит Мефистофель)


(Ф, занудно-патетически)
Мне скучно жить. Мне стало скучно жить.
Передо мной - тупая безнадега.
На что остаток жизни положить -
Не знаю… и осталось-то немного…

Энтузиазм научный мой иссяк
От многолетних разочарований,
Кругом непаханая целина познанья -
Но я пути не выберу никак.

Я сделал многое и многого достиг,
Я стал светилом для ученой братии,
Срывая жилы, вылез я на пик -
И что теперь? - бездействие, апатия…

И вот живу теперь возней мышиной -
К чему, мол, новое? - перебирай что есть…
Как неохота нисходить с вершины
И в терни неизведанного лезть.

Блаженны, кто в дороге помирали,
Кто до конца не отходил от дел,
Моя же жизнь никчемна… не пора ли
Пути земному положить предел?

(Смотрит на кубок с ядом)
Отпить из кубка роковой глоток,
Старухе-смерти ринуться в объятья
Хотел уж я… - вот, черт меня отвлек.
(оборачивается к М)
А ты зачем ко мне явился, кстати?

(М)
Профессор, вы собрались тут травиться -
(цитирует)
"…пути земному положить предел…"
По вашу душу я спешил явиться -
(кивает на пентаграмму)
Да пентаграмку, вот, не углядел.

(Ф, с горечью)
Вот так. Великий и премудрый я
Не нужен боле ни земле, ни аду…
Им, видишь ли, нужна душа моя,
Что ж, нате… - яду, яду мне!…

(М, перехватывает кубок)
                Не надо,
Не надо делать глупостей поспешных,
Осиротив германскую науку,
(Встряхнув Ф за плечи, внушающе)
Ты столько еще можешь!
(Ф, вяло)
                Да?
(М)
                Конечно!
(указывая на пентаграмму)

 Ну например, стереть вот эту штуку...

(Ф)
Что, символ?… Чем тебе мешает он?
(М)
Да есть у нас, чертей, такой закон -
Каким путем вошел, таким обязан
И выходить - а мне сей путь заказан...

(Ф, злорадно, оживляясь)
Так ты здесь заперт!… Ты здесь заперт ведь!
И ежли я помру - тебе сидеть
С душой моей, да с телом моим бренным,
И ждать, пока не рухнут эти стены,
Или уборщица сюда не забредет…
Да только это ж ведь произойдет
Ну, где-нибудь так, через три столетья…

(М, в сторону)
Как это ни смешно, но это так.
С тоски успею тут осатанеть я
(жалобно)
Профессор! Вы бы стёрли этот знак!

(Ф)
Зачем стирать? Успеется, однако…
(размышляет)
Что, так вот взять, да выпустить чертяку?
Иль пусть он в этом склепе погниет
В хандре, как гнил я весь последний год.

(задумчиво прохаживаясь по сцене)
А может я судьбу поймал за хвост?…
(оборачивается на М)
Но что мне делать с этою судьбою?

(подходит к столу, вытаскивает бутыль, подливая кубок яду, смотря на просвет уровень жидкости) 
Что, дьявол, поторгуемся с тобою
За волю-то?
(М, в сторону)
                Да, а дедок непрост.
(вслух, с возмущением)
Как это низко!
(Ф)
                Пользуюсь моментом.
(М)
Шантаж - он не к лицу интеллигентам!

(Ф, демонстративно собирается выпить яд, М перехватывает)
(М)
Однако же готов поторговаться я,
Итак, чего изволите, мой друг?
У нас ведущая организация
По части всяческих сомнительных услуг.

Хотите горы серебра и злата?...

(Ф не проявляет интереса; пауза, М озирается кругом, замечает  всякие колбы, сваленные  в углу)
…хотите, к гиблому эксперименту
Приделаем такие результаты,
Что с зависти усохнут оппоненты?
…И будет вас толпа качать, ликуя!…
Хотите, пакость сотворим кому какую?
(Ф)
Не-е… для меня все это - пройденный этап.
(М)
Чего ж те надобно, почтенный эскулап?

(Ф, задумчиво)
А в самом деле, что ж мне пожелать?
К чему мой беспокойный разум рвется? -
Да ни к чему - уснуть… уснуть и спать…
Должно быть, это старостью зовется.

Устал гонять за шустрым миражом
Последних-распоследних достижений
Научной мысли… там, за рубежом…
И всё - погряз в застое и броженьи.

Нас, старых сумрачных германских гениев
Теснят в науке шайки молодежи…
Но я ж не маразматик, тем не менее…
Эх, если бы мне сделаться моложе!..

(воодушевляясь)
Мне б сбросить лет…

(оборачивается, замечает себя в зеркале)
                …не будем уточнять,
Да со студенческой скамьи начать
По новой жизнь, изжитую до дна…
А, черт?…
(М)
                Есть комбинация одна.

Коль хочется, профессор, вам опять
Всю сладость сессий снова испытать,
Не спать ночами, все зубрить чего-то,
Пересдавать по десять раз зачеты,
Жрать беляши в столовке на обед,
Дремать на лекции под заунывный бред,
Пожалуйста – осуществим затею,
Но наши к вам условья таковы:
Когда вам это все осточертеет,
И ад учебе предпочтете вы,
Когда в канун экзамена сомненья
Охватят вас, захочется кричать:
"Постой, замри, остановись, мгновенье,
мне сто страниц всего лишь дочитать!…"
Я буду рядом - дайте только знать, -
Чтоб душу с вас немедленно принять.

(Ф, задумчиво)
Ну что же, мне и так туда дорога…
Что я теряю?.. - нам в раю не быть;
Так поиграем в молодость немного…
В какой же ВУЗ смогу я поступить?

(М)
Каких щас ВУЗов только нет на свете,
Каких там факультетов только нет!
Вот в нашем древнем Университете
Не так давно открыли факультет…

(Щелкает пальцами, из-за кулис вылетает "Справочник МГУ". М пролистывает, с трудом читает)

"…Фундаментальной Медицинской Мысли,
Глобального Познанья Бытия".
(Сует справочник Ф-у)
Читайте… ну?… Ну что вы сразу скисли?

(Ф, тыча в справочник, недоверчиво)
И что же, там вот мог бы быть и я?

(М, торжественно)
Да, доктор Фауст, это в нашей власти!
(Ф)
За что же это мне такая честь?
(М)
Ну… с замдеканом по учебной части
У нас там связи кой-какие есть...

(Ф, разглядывая справочник) 
Но вот еще тогда вопросы сразу:
Чему ж там учат? Что там за диплом?
Какие там клинические базы?
Куда распределение потом?

(М)
Ну что у вас за мелочный подход!
Упертому везде пути найдутся,
А нет, так он их сам себе пробьет…
Зануды, вроде вас, переведутся

(Ф, с энтузиазмом)
Что ж, к черту колебанья и унынье!…

(замечает себя в зеркале; оборачивается на слегка обиженного М)

Но… мне б вот только справить внешний вид…

(М)
Пластическая хирургия ныне
Ну прямо-таки чудеса творит,
У нас таких специалистов много, -
Ад, он вообще талантами богат,
Хирурги поступают к нам - от бога,
Они и мумию омолодят

(Ф, глядя в зеркало, саркастически)
За комплимент спасибо…
(М)
                Да ну чё там!
Ща быстренько оформим документ,
Вот подмахнете договорчик с чертом -
И все - профессор Фауст! - Вы студент.

(Ф задумчиво разглаживает бороду; М, захватывает бороду Ф, оценивающе)

Бородку почерней да покороче,
(тянет Ф за морщины, тычет кулаком в живот)
Как следует подтянем тут и тут,
Омолодим на полную… а впрочем…
И так сойдешь - там и таких берут.

(Ф)
Не… старость моя мне не дорога,
Мне годы что-то не пошли во благо,
(задумчиво глядя на рога М)
Все, надо брать удачу за рога,
Давай, тащи сюда свою бумагу.

(М вытаскивает ворох бумаг бухгалтерского вида; одну бумагу сует Ф-у)

Ну, для начала, вот тебе анкета…
(Ф)
А что потом?
(М, шлепает на стол кипу бумаг)
                - потом еще вот это,
Здесь договора нашего условья,
Так… заполнять разборчиво… и кровью.

(Ф, откладывает перо; достает из стола систему для капельницы, с неохотой собирается пунктировать себе вену, ворчливо)
Нельзя как раньше - каплю - и готово?
(М)
Увы - давно не делаем такого

(саркастически, выкладывая на стол все новые бумаги)
Бюрократизм у нас теперь - вот так.
Отчетности, как видишь, усиленье…
Учет отпущенных материальных благ
На принятую душу населенья.

Так, заполняем паспортную часть,
Все званья, должности, места работы,
Награды, титулы…
(Ф)
                Тьфу, чтоб тебе пропасть!
Ну, Фауст… - Генрих Герман Вольфганг Отто
Карл Дитрих фон дер Кохер, ван Бильрот -
Имен да титулов одних невпроворот,
Ну а уж что касается регалий,
Да всяких званий - орденов - медалей,
Так их за сотню плодотворных лет
Скопилось столько - прямо спасу нет.

И если пробежаться кратко, быстро
По послужному списку моему -
Профессор, доктор всяческих наук…
(загибая пальцы )
Магистр… магистр… магистр… еще магистр…
В РейхсАкадемии Наук - членкорр,
Да академик РАМН с давнишних пор,
В НИИ Схоластики я был директор,
Да в паре ВУЗиков -  проректор,
Я магию, алхимию постиг,
Я автор множества статей и книг,
Заслуженный астролог и гадатель,
Да всяких разных обществ председатель,
Да кучи всяких премий лауреат…
(М)
Прекрасно - так пиши их все подряд.

(Ф, раздражаясь)
Я - врач-целитель мирового класса…

(вариант  - запнувшись, роется в столе, доставая ворохи грамот, свидетельств и пр., находит и напяливает армейскую форменную кепку песочного цвета, переделанную под ландскнехтский шлем – на 3 размера больше, с рогами и прорезями для глаз)

В Тевтонском войске я - ландскнехт запаса,
Я был призером в рыцарских турнирах,
Я - кмс по бою на рапирах…
Герой я феодального труда!
Мне что, перечислять все это?
(М, примеряя перед зеркалом рогатую кепку Ф)
                - Да.

(Ф, махнув рукой, накладывает жгут на левую руку, пунктирует вену, пишет)

(М)
Ростовочку на обороте сразу:
Размах мечтаний… ширина души…
Размер тщеславия…
(Ф, в тон)
                …размер противогаза…
(М, констатирует)
Ему смешно.  Пиши, давай, пиши!

(Ф пишет; М, подсовывает еще лист)
Здесь - автобиография. В деталях.

(Ф ожесточенно пишет. М заглядывает в написанное)
Про отступы бы вы не забывали -
(отмеряет пальцами в документе)
Два сантиметра слева, сверху - пять;
А то придется все переписать.

(Ф зависает в легком ступоре. М подсовывает еще лист)

Сам договор диктую - пишем быстро:
(бодро диктует) "Я, Фауст, Генрих Герман…

(Ф медленно, озверело встает; М, сбиваясь, пятясь) …фон… магистр…"

(Ф, срываясь, несколько истерично)
Не хватит мне ни крови, ни здоровья
На этот твой диктант трехчасовой!

(М, тоном замполита, с патетическим замедлением к концу фразы)
А абитуриенты, что, не кровью
Вступительный экзамен пишут свой?!!!

(Занавес)



Сц-2. Цитология

(Обстановка: лекция Ч. по цитологии в антураже ББА с элементами средневекового собора. Экран с цитологическими слайдами, свет выключен, темные силуэты студентов, на столах - свечи. Возможно -. приглушенная органная музыка)

В потемках вваливаются заметно помолодевший Ф и М.

(Ф)
Вот, опоздали…
(М)
               Экая беда...
(Ф, в темноте спотыкается обо что-то)
Вот черт!… Да нам сюда вообще?..
(М, тянет Ф за рукав на свободное место)
                -Сюда,
(Ф, раздраженно)
Таскаться будешь так за мной повсюду?
(М)
Таков уж уговор наш, так что буду.
(Ф, озираясь)
Мы где это, в соборе что ли?
(М)
                Нет,
Здесь храм науки, - ББА иначе,
Здесь просто постоянно гасят свет -
(кивает на экран)
Чтоб ярче светоч знания маячил,

Здесь проповедь, две пары, по ците,

(появляется Ч (или - на экране возникает тень - профиль, напоминающий Ч.)

Епископ кафедральный - сам читает…
А паства – кто-то пишет в темноте,
(пуская бумажный самолетик)
Кто дурака валять предпочитает…


(цитологические слайды и/или цейтраферная съемка под органную музыку - и т.п.)

Вариант лекции Ч. (по лекциям Ю.М. Васильева) - возможно, в сопровождении соответствующих цитологических слайдов)


Быть, иль не быть - вот в чём вопрос?
В митоз идтить, иль в апоптоз?
Быть лишь одной из миллиардов клеток,
Присущих телу?.. Быть одним из многих
Структурных элементиков убогих,

Функциональную долдонить роль,
Жить под диктат гормонов, цитокинов,
Терпеть иммунный над собой контроль,
И, в срок урочный апоптозом сгинув,

В статистах отыграв своё на сцене,
С судьбой, расписанною наперёд,
Уйти, не доставлять другим хлопот… -
Иль надо оказать сопротивленье?

И всё-тки вспомнить, от кого идёт
Твой высокодифференцированный род,
И что такое стволовая клетка, -
Вернуться к фенотипу предка…

Судьбу свою построив по-иному,
Вцепившись в одноклеточную жизть
Восстать, вооружиться, разрастись,
Используя весь арсенал генома,

Преобразиться в атипичный вид
Подразогнать митоза круговертье,
Теломеразой Хейфликов лимит
Переломить - и обрести бессмертье…

Впиваться филлоподиями в поры,
Металлопротеазой матрикс взрезав,
И на мембранах выставить маркёры
Времён эпохи эмбриогенеза…
Так в организме возникает рак,
И эффективность падает леченья
От промедленья долгого… - но тише…

----------------------------------------------------------


(Ф)
…Так, вот что, чёрт, давай потише будем,
Ещё услышит…
(Глас Ч)
              Молодые люди!
Там, на галёрке - вы, и ваш сосед,

(м.б. на столами появляется рука с указкой, тычет в Ф и М)

Вы здесь зачем? – учиться, или нет?
Вы опоздали, - так сидели б тише,
И не мешали б тем, кто внемлет, пишет,
Нет - знай себе, болтаете дуэтом…
Я вас запомнил - помните об этом!
Не можете вести себя прилично -
Прочь, коль вам мой предмет неинтересен,
Но на экзамене, на зимней мессе,
Я исповедовать вас буду лично.

(Занавес)


Сцена 3. Латынь

Обстановка: комната в общаге, пара коек (раскладушки -?), стол…, М валяется на койке. Задняя часть сцены отгорожена занавесом. Входит злой Ф)

(М)
Так, доктор, что за вид, что за унынье?
(ревниво)
Ты, что, отдать собрался Богу душу?
(Ф швыряет в него сумкой, М, уворачиваясь, скатывается с койки)
Что, неужели ж пролетел с латынью
В который раз?...
(Ф, раздраженно)
                Догадливый ты, слушай!
Неделю! Дни и ночи напролет!
Весь этот бред строчил я, как дурак…
Нашла - за три минуты, -

(тычет куда-то в середину разодранной надвое толстенной тетради)
                - вот здесь вот
Я, вишь ли, стрелочку провел не так
От "Da" к "Suppositorium rectale",
(показывает от одной половины тетради к другой)

А стало быть,
(имитируя противный голос)
                "логическую связь
Меж ними до конца не осознали,
Все переделать…". А тетрадку - хрясь!
(имитирует раздирание тетради)

 (Ф заваливается на другую койку, носом к стенке. М пролистывает разодранную тетрадь)

(М)
И что, все заново? — да, это неприятно...
Профессор! - Понимаю вашу грусть,

(глядя на обрывки в тетради, задумчиво, как бы что-то вспоминая)
Я сам общался с ней неоднократно,
И знаешь, Фауст, - я её боюсь...

(Ф, с новым приступом злости)
Я на латыни говорил когда-то,
И нате, дожил… За каки грехи?!
Да на латыни я писал трактаты
А в молодости даже и стихи,

Да, я когда-то молод был, и боек -
Я ж не всегда был старый изувер,
Писал лихие песни для попоек,
Экспромтом, во хмелю… - ну, например:

(хватает гитару, дурным голосом на блатных аккордах затягивает «Gaudeamus»)

(обрывает)
И я, латинский автор и поэт,
Сижу, пишу страниц на полтораста
Бессмысленный, однообразный бред

(брезгливо поднимает за угол обложки учебник Чернявского)
По пакостной книжонке… нет, все, баста,

(зловеще-истерически, с безумным блеском в глазах)
Перепишу! Пусть ночи не посплю!
Но ежли вновь не сдам, то на экзамене

(Вываливает на стол огромный ворох исписанных и разодранных тетрадей по латыни)
Все это притащу и - запалю!
А там - гори оно все синим пламенем!..

(М)
Нет, доктор, обойдемся без скандала.
Да разве ж мы такие тут одни ли?
Вот погляди -

(Занавес медленно поднимается, за ним - полумрак, вид на общажные комнаты, в коих – студенты, застывшие в различных статичных позах, сидят корпеют над латынью)

(Ф)
               - О, готы! О, вандалы! -
Почто латынь недоискоренили?!!

(Занавес)
 


Сц 4. Физ-ра. Соревнования по лыжам на Большом газоне, оттепель.
Обстановка: По сцене редко раскиданы куски ваты или бумаги с мишурой и т.п. - имитация стаявшего снега. Можно что-то вроде елки воткнуть.

Выходит Ф, на лыжах, в старом лыжном костюме, свитере, вязаной шапке набекрень, с криво завязанным номером. Идет с трудом, неустойчиво, до середины сцены)

(Ф, лирично)
Весна… Уже и март к концу идет...
Большой газон... Земля и талый лед,
И под ногами слякотная жижа… -
Что делаю я тут, обутый в лыжи?!
Но нет - я здесь не из блаженной дури,
Весне подвластно все на свете, но -
Не расписание по физкультуре…
Пусть оттепель, пусть ноль - здесь все равно
Идут соревнования у нас,
Здесь - лыжный кросс на десять километров,
И Гидромет нам в этом не указ, -
Что нам осадки, градусы и ветры!

(восторженно озираясь вокруг)
Забыв на час столицы суету,
Где, как не здесь заметишь мимоходом
Нехитрую всю эту красоту
Паршивого, но всё ж - клочка природы,
(вдохновенно)
Ей изумляться я не устаю,
Весна! - я здесь, оторван от учебы,
И в талые сугробы брошен, чтобы
Вдруг осознать гармонию…

(одна лыжа проскальзывает назад, Ф, раскорячившись, с выражением)
                …Твою…!!!

(Сзади крик "Хоп", стремительно пробегает лыжник, по виду – 1 разряд-кмс; Ф пропуская его, снова проскальзывает, заваливается с лыжни, одна лыжа отстегивается)

(Ф, желчно)
Во - кмс шмыгнул с нахальным видом...
(с горечью)
Мы им лишь подпираем пьедестал!
А мой разряд…- спасибо, что не стал
Пока что третьей группы инвалидом...
Да прямо на лыжне вот тут не помер,
На мне одежки – свитер, вот, да номер,
А ветры здесь промозглые такие,
А много ль надо мне до пневмонии?..

На льду отдача,  на снегу – подлип,
На спуске грохнулся – весь (бок) отшиб,
Да лыжи – дрянь подсунули в Манеже:
Крепления не держат, стертый кант…
Да я вообще по лыжам дилетант –
Ходил два раза в год, а то и реже,
Соревнованья!… - дернул ж меня черт,
Я - 3-й курс, я ж сдал давно зачет!..

Но как всегда – если не я, то кто же?
(Обводит зал укоризненным взглядом)
Есть люди посильнее, помоложе,
Да только на черта ж им надо это –
Корячиться во славу факультета...

(пауза, Ф проходит чуть подальше; как вариант -  из-за кулис слышится запись подбадривающих криков З.Н.)

Но все - предфинишный пошел подъемчик плавный,
Уж слышен голос Зинаиды Николавны,
Уж финиш близится – мне главное дойти
Хоть как-нибудь, да не подохнуть по пути,
И пусть мокрицей полз я тут порою,
Встречать меня там будут, как героя,
Мне за участие одно – хвала и честь…
Там можно будет наконец-то сесть,
И с тихой гордостью, что всю десятку выжал,
Напялить куртку, и отбросить лыжи…

(мечтательно)
Там бутерброды с колбасой десертной,
Чай с облепихою нальют… посмертно…
Через неделю будут результаты,
И факультет окажется десятым!
И выйдет, что не зря я маюсь так,
Что сделали мы все-тки Биофак!


 

Сцена 5. Лекция по физике.
(Аудитория в НИИ ФХМ. Сидит первый курс, ждет лекцию, лектор задерживается минут на 40 Через заднюю верхнюю дверь вваливаются опоздавшие Ф и М)

(М)
Ты погляди-ка, первый курс сидит,
Какой наивно-целеустремленный вид!
Нет, полюбуйся ты на эту молодежь,
А ведь и ты когда-то был на них похож,
Не остудил пока что их энтузиазм
Ни зрелый опыт и ни старческий маразм,
Ждут слова мудрого, научных откровений
О тайной сущности физических явлений
(смотрит на часы)
Уже, пожалуй, 45 минут
Сидят вот так, и терпеливо ждут,
Когда же лекция начнется, наконец,
Да только что-то не торопится мудрец…

А ну-к, займем мы пусто место мудрецово,
И эту лекцию прочтем им образцово.
А что? - его обличье мне принять несложно,

(заходит за кулисы, чтобы изменить облик - усы, прическа…(подмена исполнителя, либо - грим)

Ну а усы – их и подделать можно,
Повадку, речь его скопируем мы тоже,
И внешнюю, и внутреннюю суть…
(Ф)
А в метафизике ты смыслишь что-нибудь?
(М)
Я - в метафизике?! …
(появляется в гриме Д...-ова.)
                …что, разве не похоже?..

Всегда ль тот, кто других чему-то учит,
На самом деле знает это дело лучше?
Тут что ведь главное? – поубежденней врать,
А ну-ка, дай-ка мне свою тетрадь,

(выхватывает тетрадь у Ф, листает)
Чего вы там писали в прошлый раз? -
Так… уравненье Шредингера… – класс,
Сейчас по этим первокурсничкам по свежим,
Вчерашним школьникам, мы Шредингером врежем!
А вы займите место в бельетаже,
Сейчас мы вам на практике покажем,
Как может наш брат черт, когда захочет
Мозги заканифолить, заморочить
Вот это племя незнакомое, младое,
Им жажду знаний утолить бурдою,
Заместо мудрости целебного нектара
Подсунуть им обойный клейстер старый,
Отбить к учебе всякой всякую охоту,
И мысли бешеный поток загнать в болото.

(Вальяжно выходит на кафедру, раскладывает тетрадь Ф.)

(в сторону)
Мы, черти, речь толкать горазды, знаете.
И лекцию начнем с публичной порки.

(после паузы, строгим тоном, подражая Ч. из сц. 2, на Ф и сонного студента рядом с Ф)

Так, молодые люди на галерке,
Вы почему опаздываете?
Вы, вы, который спит, и ваш сосед…

(студентка в очках, с другого края аудитории, непререкаемым официальным тоном)
Вы извините, но у нас обед.

(М, немного теряется, затем угрожающе-спокойным назидательным тоном)

А без обеда вам никак не обойтись?..
Поймите же, ведь вы ж уже не дети,
Вы учитесь на сложном факультете,
Вы сами выбрали такую жизнь,

И если в ней хотите что-нибудь добиться,
Должны вы полностью в учебу углубиться,
Сейчас должны вы, аки схимник во скиту,
Презрев житейскую пустую суету -
Обеды, праздники, танцульки там, и прочие
Мирские радости, должны вы дни и ночи
Сидеть, глубокомысленно трудясь,
Постичь пытаясь то, что отродясь
Мозг человеческий вместить не в состояньи,
Или попроще поискать себе призванье...

(Отворачивается к доске, как бы собираясь что-то на ней писать, и снова поворачивается к аудитории)

Полезней два семестра умерщвленья плоти,
И груз бо… э-э… знаний до скончанья дней,
Чем вы сейчас хоть что-то не поймёте
Из метафизики… Не разберетесь в ней.

(Отворачивается к доске, потом опять поворачивается к аудитории, указующий жест на Ф и сонного студента.)
Я, так и быть, не изгоняю вас,
Но это в первый и последний раз.

(Пауза; М задумчиво прохаживается перед доской)

Вперед в науке надо двигаться с оглядкой
На путь свой пройденный… так что повторим кратко,
Минут на сорок... пятьдесят... на час,
Всё то, что проходили в прошлый раз.
Итак, записываем: “виды орбиталей…”

(в аудитории поднимается галдеж)

(М)
Да знаю я, что вам это читали!
Вы это поняли все?... Да? Вы так считаете?
Сейчас посмотрим мы, как вы все это знаете…

(рисует на доске формулу Шредингера, сверяясь с тетрадью Ф; или – сдергивает занавеску с уже нарисованной формулы)

Знакома формула? А смысл ее и вывод
Щас нам поведает…

(проходит медленным взглядом по списку, потом по первым рядам, тычет в одну из студенток  с внешностью, несовместимой с каким-либо знанием физики)
                …ну, скажем, вы вот.

(Студентка выходит к доске и молчит, уставившись на формулу; пауза)

(М)
Ну, что молчите вы? Мы ждем ответа.
(Студентка, потерянно)
Что отвечать?..
(М)
                Ну, все, что знаете про это,
Спокойно, обстоятельно, без паники…

(пауза)
Не знаете? Так надо и сказать.
Хотя уж это вы должны бы знать,
Это ж основы!... –  Пусть и квантовой механики…

(пауза)

(М)
Не надо тут минут молчания, терзаний…

(тягостная пауза)

(М, ко всей аудитории)
Да, господа… Ваш уровень познаний
Ну просто изумляет, честно слово…
Ваш прошлый курс был более толковый.

(в сторону)
Барышня в ауте, - ну что ж, добьем для верности…
(вслух)
Ну вы определитесь хоть в размерности

(вырисовывает формулу с подставленными числовыми значениями и какой-нибудь дикой размерностью, с древними и несистемными единицами - динами, миллиграм-процентами, аршинами и вершками, фунтами и унциями, иероглифами и т.п.)

Что в несистемных единицах нанесёно,
Мне надо, чтобы вы всё в СИ перевели,
Дана вам в унциях здесь масса электрона,
Диаметр ядра – в китайских ли.
(пауза)
Нули, размерность... - что, по-вашему, пустяк?
Всё это ж очень важные моменты…

(внезапно резко оборачивается, тычет в задремавшего было студента)

Вот еще раз моргнёшь надолго так…
(в аудиторию)
Вас всех касается, товарищи студенты.
(в сторону)
Как говорил знакомый мой, психолог в штатском,
Знаток загадочной души солдатской...

(пауза, М обводит строгим взором аудиторию)

А Л...-нко болтает, вон, с Полиной…
Вон тот опаздывает... Эти, значит, спят…
Мы недовольны вашей дисциплиной.
И вынесем вопрос на деканат.

(пауза, М нервно расхаживает по кафедре)
Не понимаете таких простых вещей!
Ну как же можем двигаться мы далее?
Да повторять нам надо все вообще!
Так, все записывают: “Виды орбиталей…”

(Все начинают записывать)
(М, в сторону)
Santa simplicitas! – Знай, лекцию строчат,
И беса в лекторе никак не различат...

(Занавес)

...

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Концовка-эпилог
(Стилизация под “Нотрдам”)

(ария Замдекана по научной части)(в характерном свитере?)

В целом, выступленье состоялось,
Видно, что артисты все старались,
И… конечно можно бы им всем поставить “пять”,
Но должен я немного позанудствовать,

Не все актеры ориентировались в роли,
Порой такую отсебятину пороли…
И… вы слишком затянули со вступлением,
И я не видел сцен с участием моим,
И выступать перед аудиторией,
Вам надо поуверенней и побыстрей,

И сколько раз я говорил вам на собраньи,
Чтоб декорации готовили заранее,
Чтоб… на репетицию пораньше приходили,
И чтоб на сцене вы за временем следили, -
Ваш срок истек, но вы задерживали зал,
Уж я и кашлял, и часы вам показал,
Нет - вы продолжаете свой нудный текст читать,
И весь регламент нам срываете опять,
А ведь у нас еще два выступленья тут;
Олег Стефанович, прошу вас, - пять минут...

«»»»»»»»»»»»»»»»»
(ария ОСМ) (вариант - в академической 4-уголке и черной мантии поверх костюма)

Ин-тернет опутал всю планету,
Нет… врачу житья без Интернету,
Бред… Для большинства врачей все это - дикий бред,
Они не знают, что такое Интернет..

Но жить нам выпало в эпоху перемен,
В глобализацию сейчас всеобщий крен,
И… щас информация определяет жизнь,
И без компьютера врачу не обойтись,
Вот расшифруют человеческий геном,
Но без компьютра вам не разобраться в нем,

Сейчас найти любые сведенья - пустяк,
Но большинство врачей не представляют, как,
Хоть… идёт в Медлайне рябь от всех последних веяний,
И догм проверенных набор лежит в Кохрейне,
Теперь научной жизни свой недолгий век
Не надо коротать в пыли библиотек,

(ВБК встает и многозначительно покашливает, намекая на регламент)

Про телемедицину не могу не спеть,
За телемедициной будущее ведь,
Да!… - Ведь с ней доходит из Москвы и из Европы
В любую глушь передовой врачебный опыт,
И пусть в глуши порой лекарств с бинтами нет,
Не помешает из Германии совет…

«»»»»»»»»»»»»»»»»»
(ария Замдекана по учебной части)(в аккуратном костюме при аккуратном галстуке)

Нет… у современной молодежи
Дис-циплины, и культуры тоже,
И… тот контингент, что к нам на факультет идет -
Не исключенье, а скорей наоборот...

Нет воспитания на них ну ни следа,
Они опаздывают всюду и всегда,
Да! - В одежде уличной расхаживают тут,
Где ни появятся, свинарник разведут,
И… успехи падают, задолжности растут,
А кое-кто не посещает попросту,
И на занятьях постоянный гул стоит,
И я уже не говорю про внешний вид...

За дисциплину я как следует возьмусь,
За образец возьму любой военный ВУЗ,
И наведу в течении ближайших дней
Здесь, в пятом корпусе порядок внутренний,

Мы с отмечанием процесс наладим четко,
И что ни пропуск, то вам будет отработка
Мы вас принудим посещать любой предмет -
А чем мы хуже, чем Второй и Первый Мед?..
 
И чтоб ходили здесь не так, как в кабаке,
А в сменке, в шапочке, в халате, в галстуке,
Вот… А те, кто опоздают или насорят,
Нести у двери будут суточный наряд,
И если это всё проймёт ещё не всех,
Построим гауптвахту в пятом корпусе,

По дисциплине будет зам. учереждён,
И этот пост займёт полковник Фарион,
Тогда, зеленым строем походив чуток,
Поймёте вы, что я ещё не так уж строг...

«»»»»»»
(втроем)
А факультету скоро будет десять лет,
И далеко у нас не худший факультет,
Мир… Мир медицинский знает нас уже, и чтит,
И с Биофаком нас не путают почти,
А к двадцати годам, тогда уж точно всем,
Покажем мы, на  что способен ..-М.