О Чижиках. версия. строфа

Владимир Смирнов-Антипушкин
          Забыв и рощу и свободу,
          Невольный чижик надо мной
          Зерно клюет и брызжет воду,
          И песнью тешится живой.
                ПУШКИН
          - Чижик-пыжик, где ты был?
          - На Фонтанке водку пил!
                НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
          - Кому повезет, у того и петух снесет, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!
          ЖЕГЛОВ - ФОКСУ, "Место встречи"

И ныне там река Фонтанка
мутна под Чижиком своим,
а Чижик (Пыжик - ?) - всё о пьянке -
духовной жаждою томим
Он, как "Советский заключенный"...
Встает свободы просвещенной
над ним прекрасная заря
("100 грамм" по манию Царя,
которого "горят" ботфорты!)...
...Представь - ОНА БЫЛА ВЕРНА(!),
не брызж слюной - взыскуй зерна(!),
а коль зерно от Бенкендорфа,
любой Питух что хошь снесет,
как Чижик-Пыжик - Наше Всё...
___
КОЛЛАЖА: статуэтка Чижика-пыжика над Фонтанкой + голова П.
___
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ: Вначале была книжечка Сергея Гандлевского "Бездумное былое", а та-а-ам:
"Мне самому не верится, но именно эта одна-единственная строфа стала окончательной причиной охлаждения 20-летней дружбы:
Забыв и рощу и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюет и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
Я эти строки сильно люблю, и когда Петя сказал мне по телефону, что собирается говорить по их поводу на одном литературном сборище, я поинтересовался, что именно. Вайль ответил, что понимает это четверостишие как антиромантическое, утверждающее главенство "воды" и "зерна" - "прозы жизни"; а песни приложатся, хоть бы и в клетке.
Будто будничное перечисление первой строки не подразумевает жизненной драмы, и не слышна нота обращенного автором на самого себя насмешливого отчаяния."
Спокойствие, только спокойствие, тов. Гандлевский и иже с ним, - и драма подразумевается, и нота "насмешливого отчаяния" слышна...
Только за рога и в стойло никто не тянул! Никто не мешал сидеть в Михайловском с Няней Родионовной и с "Милой поломойкой" Калашниковой да "в стол" что хошь писать!
Но! Это драма ВСЕХ Художников! Те, которых мы знаем, выбрали, как Товарищ Сухов, - "лучше, конечно, помучиться". Потому их и знаем. Каждый выбирает для себя - дело-то житейское.
Исключения, чтоб правило подтверждать, типа ренегата Рембо, имеются. Некоторые ушлые Зоилы говорят, правда, что Верлен за него писал. Темное дело. Как с нашим "Коньком-горбунком"...
Конечно, спорно предполагать, что коварный П специально такой коммерческий ход выдумал: в золотую клетку сесть, обиженного изображая, и денюшки загребать... Но "ход" получился убойный - попробуй-ка не напечатать Любимого Поэта Царя да за любую сумасшедшую сумму (даже цензурные точки оплачивать требовал) - не в соцсетях же Царю-Бедолаге шариться!
И Женушку свою Он Царю не подкладывал, как иные-многие. Наоборот - против был ("не кокетничай с Царем!"). Так - Запретный плод...
И опять карман готовь для новых царских милостей.
А что деньги ляжку жгли - это всех Нуворишей болезнь. Ладно - карты, но зачем же золотые монеты в речку бросать? А любил. Батюшку своего скуповатого злил этим ужасно. Правда, не в Фонтанку, наверное, а в Мойку (рифмуется с Георгием Зуевым "Течет река Мойка"). Жил там П в Доме на набережной да и помер.
предоставим Мертвым хоронить своих Мертвецов, в Чижик (бронзовый) вечно жив на Фонтанке... И Дом 3-го Отделения тож там стоял. Подожгли в 1917.
А "Советский заключенный" -  потому, что "простой" и потому, что Товарищ Сталин - Большой Ученый и в языкознаньи знал толк не менее Н1.
Еще параллели можно провести меж "горящих ботфортов" и "сияющих голенищ"!
Насчет "была верна", наверное следует добавить - "возможно". Некоторые Счетоводы, вычитая 9 месяцев от дня рождения последней его дочери иногда в "михайловское сидение" П попадают. Некоторые Очевидцы вспоминают, что ребенок она была на редкость крупный(?!), а некоторые утверждают, что во взрослом виде была "вылитый П"(?!).
К Чижику эти женские дела имеют лишь то отношение, что, коль сомневаешься в Жене, хватай Ее в охапку да лети из "золотой клетки" в то же Михайловское, да на цепь Ее сажай, как Прадедушка Абрам Петрович - свою, да поучи хорошенько чем потяжелее, но брюха не отбивая, по домостроевской инструкции, короче. Или выгони ссаной тряпкой. К ней, правда, Дантес через Геккерна реально сватался, а быть "Брошенным мужем" П ой как не хотелось. И Рогоносцем быть не хотелось, но в "свет" свою Корову от выводил, как на работу. И оставить Ее Веселой (а не безутешной) Вдовой не хотелось тоже (см. письма П к ее Матушке)!!!
Да что ж это за Чижик такой. неведомый науке?! И то Ему не так, и эо - не этак! Похоже - Наше Всё и хотел ВСЕГО! Но - "съесть-то Он съесть, да кто ж Ему дасть?!".
Бенкендорф помянут не ради заполнения пустого места. О те поры народишко с бедами своими шел почему-то в основном именно к Б, как прям к Михал Иванычу Калинину (не к Берии!). Не был исключением и П. А Б - человек жизне- и женолюбивый, рассеянный (мог и утерять челобитную, и жандармов не на ту Черную речку послать!) и до всякой канцелярии не охочий (Мне бы саблю да коня) - спихивал всю эту лабуду Царю(!) (вхож был). Ну и Дубельт с фон Фоком не дремали. Хватило ума у Б толковых заместителей завесть и спать спокойно (это Вересаеву, "дурость" Б доказующего, на заметку).
Об отношениях П и Б мнения бытуют разные и даже противоположные: от "корешами они были, и у Б только головушка и болела как бы драгоценному П помочь" (подобное что-то Дмитрий Олейников озвучил) до "Грубый и тупой Солдафон-Держиморда смел со Всем Нашим П свысока говорить!" (подобного Вересаев придерживался).
Истина, думается, как всегда - посередине. Б был старше П и по лЕтам (на 16 лет) и по эполетам (неисчислимо), и по масонским степеням. А еще Б был Человеком Светским и вел себя соответственно (в свете). Как же должен был смотреть превосходный во всех отношениях Светский Лев на недовоспитанного масонского Волчонка (Луфтона), который и на балы без трусов(!) ходит (Бабы-т всё примечали), и к 13-летней честной молдаванской Боярышне в окно на лошади может въехать (Доброжелатели-т всё доносили), и вообще - п а е т(!)?
В стихах Б действительно мало смыслил (тут уж с Вересаевым не поспоришь), но по долгу службы терпел их и благонадежность поверял как умел. Но! смотреть на мизерабля П иначе как свысока и без амикошонства по тому же долгу просто права не имел! Хоть приличий и держался. Отсюда и карабасо-барабасовские пени, типа: "К крайнему моему удивлению, услышал я, что вы внезапно рассудили уехать в Москву, не предваря меня, согласно с сделанным между нами условием, о сей поездке. Поступок сей принуждает меня вас просить... и т.д."
Может, таковое звучало для гиперобидчивого П и обидно, но, думается, эти увещевания более похожи на вразумления Непутевого Воспитанника Мудрым Воспитателем, чем на вправление мозгов Проштрафившемуся Поднадзорному Уголовнику Участковым Инспектором.
Думается, - слегка за шалости бранил, но в Летний сад гулять... пускал.
Конкретно - "Если ему нужны деньги, Государь готов ему помочь, пусть мне скажет, если нужно дома побывать, то может взять отпуск на 4 месяца".
КОНКРЕТНО - дал Он П для Матушки Г "справочку", что Врагом Народа они с Н1 П не считают: "Его Величество Император, в совершенном отеческом попечении о вас, милостивый государь, удостоил поручить мне, генералу Б - не как шефу жандармов, а как человеку, к которому Ему угодно относиться с доверием, - наблюдать за вами и руководительствовать своими советами; НИКОГДА НИКАКАЯ ПОЛИЦИЯ НЕ ПОЛУЧАЛА РАСПОРЯЖЕНИЯ СЛЕДИТЬ ЗА ВАМИ."(!!!!!)
Во как красиво Б врать умел. И не по дурости, тов. Вересаев, а по здравому размышлению, что "гончаровский" хомут потяжелее и понадежнее пресловутых "тяжких оков выйдет!
КОНКРЕТНО - удовлетворил ходатайство П о переводе поручика Льва П в действующую армию: перевели в Польшу (куда тот и хотел) штабс-капитаном!
КОНКРЕТНО - удовлетворил ходатайство П о напечатании трудов бедствующего Гос. Преступника Кюхельбекера: напечатали в типографии 3-го Отделения(!), где и "Годунова" П в авральном режиме печатали(!).
ЕЩЕ КОНКРЕТНЕЕ - Олейников: "Летом 1832 Б лично "пробивал" выплату жалованья П, принятому на гос. службу "с дозволением рыться в архивах". Благодаря Б новоиспеченный сотрудник Коллегии иностранных дел был включен в смету расходов и получил всю задолженность за прошедшее со дня назначения время. Б же определил и сумму жалованья 5000р.
Понимал Старый Греховодник, что надо "заниматься любовью, а не войнами (революциями)", а на "любовь" денюшки нужны. Сам-то Б под конец жизни от Н1 500 000 "на лечение" получил, романы закрутил, да не вынесла душа Жандарма нагрузок - помер Слуга Царю, Отец Поэтам.
А коли помер, так и хватит о нем "КОНКРЕЦИЙ". Ясно уже - Конкретный Он Пацан был!
П же Ему соответственные реверансы высылал в письме от 24.03.1830, например: "Мой Генерал! Если до настоящего времени я не впал в немилость, то обязан этим не знанию своих прав и обязанностей, но единственно вашей личной ко мне благосклонности."
Думается, тов. Гандлевскому, с которого мы, если кто помнит, начали, со стенаниями о необыкновенном жизненном драматизме и насмешливом отчаянии, приключившимися с П, надо б слегка нажать на тормоза...
         - -- -
"А вот пива, товарищ начальник, не сбросят небось ни раза..."
___
КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ:
Сергей Гандлевский, "Бездумное былое".
Дмитрий Олейников, "Пушкинисты, опустите ваши пушки".
Викентий Вересаев, "Спутники Пушкина", статейка "Александр Христофорович Бенкендорф".
Юз Алешковский, "Песня о Сталине" ("Товарищ  Сталин, вы...")
Осип Мандельштам, "Мы живем, под собою не чуя страны..."
Песенка про Чижика-Пыжика.