И вновь продолжается бой. Рецензия

Блямс
(Владимир Ильин. Куб со стертыми гранями. “Эксмо-Пресс”, 2000.)

Не могу представить книгу В. Ильина, в которой бы не сталкивались интересы тайных служб или не менее тайных обществ и не лилась кровь бочками.
Нет, что можно против этого иметь? Обостряет сюжет, придает ему динамичность… Нормально. Тем более, что пишет Ильин нормальную же фантастику, что ныне редкость. Что-то все больше по фэнтези народ ударяет. А редкость… кто долетит до середины Днепра? Правильно, редкая птица.
Итак, человечество решило, что нехорошо умирать внезапно. И создало хардеров. Людей без роду и племени, рожденных в пробирке, но при этом безусловно преданных человеческим интересам, себя от человечества не отделяющих, да еще и обладающих неким прибором, при помощи которого можно вернуться на несколько секунд назад во времени и исправить ситуацию. А если хардера убьют? Ну и что, – прибор сам вернет тело в недалекое прошлое, где хардер еще жив. Можно спасать людей, можно ликвидировать причины катастроф, можно… много чего можно.
Но люди относятся к хардерам… настороженно, скажем так. Ценят их, но не любят. А кто, собственно, любил бы сверхчеловека? А тут их целый клан!
Кстати, совсем недавно по историческим меркам люди уже создавали себе помощников – этаких роботов-умельцев. Для выполнения тяжелых и неприятных работ. Потом их уничтожать пришлось. Из самых благих побуждений при этом. Люди поняли, что надо все делать самим, иначе прогресс остановится, а то и вспять повернет.
Так что хардеры у кого-то в зубах уже навязли.
Но одно дело – робота уничтожить, – три закона Азимова помните? – и совсем другое – юберменша. Поэтому тайное общество “Меч” ( а хардеровская организация называется “Щит”, кстати говоря, – нет-нет, никаких Кожевниковых!) пошло другим путем. Придумало такой приборчик тапа хардеровского, но вот возвращать он может человека уже не на секунды, а на недели и месяцы. Причем целью себе общество поставило – снабдить такими приборами все человечество. В идеале, конечно.
Естественно, драка. Естественно, “мечи” считают хардеров мерзавцами, монополизировавшими самое благое изобретение за историю человечества, а хардеры своих противников – безответственными олухами, которые дают ребенку не спички даже, а гранату.
Естественно, хватает и крови.
Не буду останавливаться на очевидном “проколе” автора: возвращение хотя бы одного человека на недели назад изменит отнюдь не только его судьбу и судьбу его близких. Это Ильиным просто оставлено за кадром. Чистый социологический эксперимент: что будет, если…
Книга убеждает. Но, что особенно ценно, больше оставляет вопросов, чем отвечает на них. И вопросов действительно стоящих, а не “Кто убийца?” или “А почему герой разлюбил жену?”.
Книга стоит прочтения.