Легенды Алтая

Таня 5
           О горе Белуха
Давно это было. В одной из долин реки Катунь поселился трудолюбивый народ, мирный, незлобный. Земледелием да рыболовством занимались, не забывали и о дарах природы, занимались собирательством. Счастливые жили. Но случилась беда.

В сторону долины двинулся большой ледник, началось похолодание. Земля не стала давать больше урожая. Назревал холод и голод. Люди надумали уйти из этой долины, стали они в путь собираться. Наутро договорились в путь тронуться. Однако ночью вдруг все загрохотало, затряслось, люди забились в страхе в своих аилах. К утру все стихло. Выйдя из своих аилов, люди были поражены. На пути ледника стояли горы. На вершине самой высокой горы лежали снег и лед. И так красиво сияла ее белая вершина, что люди назвали ее Белухой.

А в долине снова наступило тепло. Люди остались там жить, преклоняясь перед своей спасительницей, называя Белуху госпожой.


Легенда о горе Белуха
В очень давние времена среди племен Горного Алтая пронесся слух, что в алтайских лесах появилось странное чудовище из снега и льда – снежный человек, которого почему-то называли Белое Ухо, вероятно, из-за того, что одно ухо у него было белее снега.

Предводитель одного из племен имел несметные богатства. Услышал он о снежном человеке и, чтобы прославиться среди остальных предводителей и удивить их, решил завладеть чудовищем. Он объявил, что тот, кто поймает снежного человека, получит щедрую награду - половину его богатств.

Десятки богатырей бросились на поиски этого загадочного существа. Много дней и ночей они искали его по горам и лесам, пока, наконец, не нашли. Долго ловили охотники Белое Ухо, который яростно оборонялся и не желал сдаваться врагам, потому что привык жить на свободе. Тогда, видя, что не взять им снежного человека живым, богатыри убили его, надеясь, что и за мертвого они получат награду. Упал снежный человек на землю, подставив солнечным лучам ослепительно белое ухо. Подошли богатыри, чтобы унести его, но, как ни могучи они были, а поднять чудовище не смогли, пришлось возвращаться им с пустыми руками.

В том месте, где упал Белое Ухо, выросла высокая гора. Ее вершина всегда покрыта снегом и торчит, словно ухо. Люди, глядя на эту гору, назвали ее Белухой, в память о гордом снежном человеке.

                Озеро Ая.

В Алтайском районе есть одно озеро природного происхождения – это красивейшее озеро Ая. Расположено оно на горе, вода в нем теплая и чистая. Уникальность озера породила множество легенд о нем.

             Людоед Дельбеген
Давно это было. Тогда на земле жили удивительные животные, добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные, и люди-людоеды. В этих краях жил кровожадный людоед Дельбеген. Много добрых людей погибло от него. С грустью и гневом смотрела сверху вниз на деяния Дельбегена Луна. В одну из ночей, когда Дельбегень творил свои грязные дела, Луна не вытерпела и спустилась в долину. Схватила она людоеда и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз в Катунь. Поднялись высокие волны и залили вмятину, которая возникла на том месте, куда опускалась Луна. Так образовалось озеро.

Спасенный род людской в память о тех давних событиях назвал это озеро Ая, что означает «Луна». В том месте, куда Луна сбросила людоеда, появились пороги, которые трудно проплыть. Это злой Дельбеген до сих пор делает зло людям.



             Почему озеро называется Ая
Легенда гласит, что девушка любила молодого человека, и тот отвечал взаимностью. Но не суждено было быть продолжению их любви. Девушка, узнав о том, что родители хотят ее выдать замуж за богатого, но не любимого человека, взошла вместе со своим возлюбленным на самую высокую скалу на берегу озера, куда они всегда ходили гулять вдвоем, и бросилась в озеро. Молодой человек растерялся, а, поняв, что он навсегда потерял подругу, долго кричал «А я? А я? А я?». Отсюда и пошло название озера.

         Легенда об озере Ая
Давным-давно в одном селении жила девушка. Однажды она пошла в лес за ягодами и вдруг в малине увидела раненого медведя. Очень испугалась девушка, но медведь смотрел на нее так жалобно, что страх девушки прошел. Пожалела она его, перевязала рану животному своим платком и стала каждый день ходить в лес навещать медведя.

У этой девушки был жених, и платок, который девушка отдала медведю, он ей подарил. Стал замечать жених, что нет у его невесты подаренного им платка, стала холодна с ним его возлюбленная и отлучается очень часто в лес. Решил он проследить, зачем же девушка бывает в лесу, и быстро нашел ее в обществе медведя. Не понравилось юноше, что его невеста очень ласково и нежно разговаривала с медведем. Увидел он на диком звере свой подарок - платок, и охватила юношу страшная ревность. Вскинул он ружье и застрелил хозяина леса.

Обагрился медвежьей кровью платок девушки. Подняла она его, прижала к сердцу, обезумела от горя и с громким горестным криком: «А я?!», «А я?!» – побежала в лес. На пути ее встало озеро. Но девушка, будучи вся в слезах, не заметила его, кинулась в воду прозрачную и утонула с криком: «А я?!».

Давно это было, но с той поры в местах, где бежала девушка, и капала медвежья кровь с платка, растет красная ягода, а озеро называется Ая.

           Озеро Ая и Дельбеген
В давние времена летал над землей злой дух Дельбеген. Он любил делать зло людям. Однажды, чтобы сделать очередное зло, Дельбеген украл у людей Луну. Наступила тьма, ночью люди не могли ничего увидеть в кромешной тьме, а многие прежде охотились только ночью. Но Луна сбежала от Дельбегеня к людям, поднялась в небо и снова принесла людям радость. Но чем больше радовались люди, тем свирепее становился Дельбеген. Он снова украл Луну и спрятал ее в глубокой расщелине в горах, поставил сторожить Луну брата, сестру, мать и отца.

Родственникам Дельбегеня было стыдно, что он приносит зло людям. Поэтому сестра Дельбегеня, охраняя Луну с юга, прячется от людей за голубым покрывалом. Отец Дельбегеня – Шаман, спрятался в горах, и увидеть его можно с трех возвышенностей. Мать Дельбегеня – скала Баба Яга. С восточной стороны ее можно увидеть только с одной точки. Но самым хитрым оказался северный брат Дельбегеня – Бабыр. Он так ловко спрятался, что его можно увидеть только в полнолунную ночь. До сих пор они караулят Луну и сами прячутся от людей. А расщелина, куда Дельбеген спрятал Луну, заполнилась со временем водой и называется озером по имени Луны – Ая.

            Об озере Ая
Давно это было. Тогда на земле жили удивительные животные, добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные и люди-людоеды. В этих краях жил кровожадный Дельбеген. Много добрых людей погубил этот злодей. С грустью и горечью смотрела сверху Луна на его деяния. В одну из ночей, когда Дельбеген творил свои грязные дела, Луна спустилась в долину, схватила людоеда, и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз, в Катунь. Поднялись высокие волны и залили долину, вода стекалась в чашу – вмятину, которая образовалась на месте, куда опускалась Луна. Так образовалось озеро. А спасенные люди назвали это озеро Ая, что означает «Луна». В том месте, куда Луна сбросила людоеда, образовались пороги, которые трудно проплыть. Это злой Дельбеген до сих пор делает зло людям.


             Откуда появились горы.


         Об образовании горы Сегенду-Туу
Одна из легенд о богатыре Сартыкпае так рассказывает.

Взглянул богатырь Сартыкпай вниз по реке Катунь и увидел, что путь бурливой реки Катунь преграждается утесом около устья реки Чемал. Снял тут Сартыкпай с плеч свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу вниз по реке, сказав: «Пусть будет прямая дорога». Стрела ударилась в Чемальский утес, пробила его и расколола на два куска. Один кусок упал пониже реки Чемал. На нем вырос красивый сосновый бор Бешнек, другая половина – Сегенду-Туу, до сих пор стоит над Катунью.

                О змеиной горе
Говорят, что есть в нашем районе гора и название ее необычное – Змеиная. И названа она так из-за многочисленных различных тварей, населявших ее ранее. Однако я слышал древнюю легенду, связанную с именем этой горы…

У подножия горы в давние-давние времена жило племя людей, вождем которого был храбрый воин, но он почему-то был женоненавистником и никогда не женился. Да и в войско свое он набирал юношей, которые не были женаты. Ну, а если кто-то из юношей и хотел жениться, то он должен был на руках занести свою любимую на вершину горы. И не дай Бог, если он устанет и уронит свою невесту, тогда она превращалась в змею и уползала в горы. Оказывается, вождь племени был колдуном. Долго это было так, и род уж начал стареть. И вот однажды самый младший сын бедного пастуха решил попытать счастье. Он взял свою любимую на руки и понес ее по кручам, по узкой тропинке, вверх. Труден путь, вот-вот выронит он девушку, но девушка сильно любила парня и потихоньку, то рукой, то ногой помогала юноше. И вот они счастливые стоят на вершине. Вождь со злости, что его колдовство исчезло, превратился тоже в змею – щитомордника – раньше не было их у нас. А гору и до сей поры Змеиной величают.

           О горе Белый Камень
Недалеко от села Усть-Кан расположена гора Белый камень. Белого в ней ничего нет, а белизна эта напрямую связана с сединой, то есть с возрастом горы. Он у этой горы–бабушки исчисляется примерно в двадцать тысяч лет! Видимо, это и стало основанием для легенды.

Поселился в этом месте, где стоит гора Белый камень, злой дух Алмыс. Все живое, что попадалось на его пути, он хватал и уносил к горе. Гора открывалась, Алмыс прятал туда очередную жертву. Там он забирал у несчастных жизнь, тем самым сохраняя себе вечную молодость. Он оборачивался то красивым юношей, то молодой девушкой, заманивал молодых людей, уводил к горе, больше их уже никто не видел. Не брезговал Алмыс и скотом, крал лошадей, коров, овец, коз. Люди давно поняли, что их преследует злой дух, но выследить и поймать его было невозможно. Отчаяние и страх поселились в этих местах.

Это продолжалось, пока в семье самого бедного пастуха не подрос последыш – сын Кан. Ему исполнилось уже шесть лет, а родители из страха за его жизнь никогда не выпускали его из юрты. Кан рос и никогда не видел солнце, горы, траву, деревья и цветы. Зверей видел только убитыми, когда братья и отец приносили их с охоты. Кан думал, что на земле живут только отец, мать, братья и он. Он не знал страха, никто не говорил ему и про злого духа Алмыса. Кан резво носился с игрушечным дротиком по юрте и вдруг увидел солнечный свет. Это мать забыла запереть юрту. Мальчик выбежал на улицу и его охватила радость от увиденного вокруг. Золотые солнечные лучи в реке и озере, дивным ковром рассыпались цветы, бабочки и птицы в траве, на деревьях. Кан побежал, стараясь увидеть все новые и еще более прекрасные чудеса, и тут его внимание привлекла большая гора. Кан подумал, что это большая юрта и вошел внутрь. Мальчик не боялся, смело шел вперед и в глубине пещеры увидел чудовище. Но так как принял его за очередное великолепное чудо, на какие успел насмотреться, пока бегал по долине, то широко, дружелюбно и радостно улыбнулся злому Алмысу… И в то же мгновение смелая, радостная улыбка ребенка убила чудовище. Зло и страх погибают от смелости. А возраста у смелости не бывает.

Радость вернулась в стойбище людей. Она всегда рядышком со смелостью ходит. С того момента страшную гору стали называть Белой, потому что свет победил тьму.

            О скале Бичикту-Бом
Жили рядом два пастуха Каракол и Урсул. Были они закадычными друзьями, и горе, и радость делили пополам, помогали друг другу в лихие времена. А когда на охоте одному везло, а другому нет, то и добычу пополам делить приходилось. Надо было и хану подать платить, и детей кормить, вот дружба и выручала их. У обоих, и у Каракола, и у Урсула, отцам на радость, по сыну выросло. У юношей уже усы стали пробиваться, на девушек поглядывать стали. А дружили так же, как их отцы – крепко и надежно, словно братья родные. И отцы, и сыновья места, где жили и охотились, да рыбу ловили, знали так хорошо, что ночью каждое дерево узнать могли.

Но с каких-то пор стало в тех местах твориться непонятное. Идут, к примеру, юноши по берегу реки, как вдруг прямо на песке объявится перед ними красивый цветок. Они бросятся к нему, а цветок исчезнет, словно его вовсе не было. Или сидят, отдыхают на поляне, а рядом голубка белая сядет. А только кто к ней обернется – тут же исчезнет. Даже боязно юношам стало. Что за чудеса, с чего они взялись? Думали, гадали, да так ни к чему и не пришли. Отцам рассказали. Старые охотники только посмеялись над сыновьями.

Вскоре юноши шли по берегу озера и вновь увидели красивый цветок. Подходить не стали, спрятались за скалу. Оттуда увидели, как цветок обернулся красавицей. Девушка взяла прутик и, убедившись, что ее никто не видит, стала им рисовать всякие узоры на песке. Оба юноши, конечно же, влюбились в красивую колдунью.

С того дня вместе они никогда уже не ходили. Охотились отдельно, втайне надеялся каждый встретить где-нибудь заколдованную красавицу. Оба юноши рассказали отцам об этом. Посерьезнели старики, но встречаться начали реже, потом и вовсе рассорились. А юноши, каждый теперь один, все продолжали искать встречу со своей необычной любовью.

Однажды по лесной просеке они шли навстречу друг другу с разных концов, сами того не зная. А когда друг друга увидели, тотчас меж ними затрепетал алым цветом красивый цветок. Юноши замерли от неожиданной встречи. Цветок же обернулся белой голубкой. Она полетела низко над землей, а юноши бросились следом. Отцы Урсул и Каракол, почувствовав, что их сыновья в беде, бросились их догонять. Урсул был сильнее Каракола и убежал вперед. А когда силы их иссякли, старики превратились в воду и продолжали погоню реками.

Белая голубка летела и смеялась над бегущими за ней юношами. Она летела низко и не заметила скалу на своем пути. Ударившись грудью о скалу, она разбилась. Тотчас же скала покрылась разными рисунками, теми самыми, какие рисовала на песке заколдованная красавица. Перед изумленными юношами, как живые, по скале разбежались диковинные звери, цветы, деревья. Зачарованные этим зрелищем юноши стояли так долго, что превратились один в марала, другой в лося.

«Писаная» скала Бичикту-Бом в Онгудайском районе Горного Алтая есть на самом деле. Она находится на левом берегу реки Каракол в двух километрах от места впадения ее в реку Урсул. На нее нанесены более сотни рисунков. Эта знаменитая галерея алтайских писаниц – один из замечательных памятников древнего изобразительного искусства. Относится она к VI - VIII векам нашей эры, к периоду господства на Алтае кочевников – тюрков. По легенде ночью Бичикту-Бом охраняет Черный Марал – сын Урсула, а днем стережет Белый Лось – сын Каракола.

               Гора Золотая
Богатством разных полезных ископаемых славен Алтайский район, в том числе и золотом. А где золото, там и всевозможные делишки творятся. Эту легенду из поколения в поколение в нашем районе передавали.

Еще во времена Чингиз-Хана за селом Нижнекаянча, что в Алтайском районе, было много золотых копий (рудников, приисков - кто как назовет). На этих копях в тяжелейших условиях работало много рабов, которые пополняли ненасытную казну Чингиз-Хана золотом. Рабы терпели-терпели и подняли мятеж. Испугался Чингиз-Хан, что восстание рабов будет трудно подавить, да и приказал залить копи водой. Все погибли. В настоящее время на месте бывших копий болота, да небольшое озеро - Клюквенным прозывается. Недалеко гора «Золотая», как памятник тех давних лет стоит.

А в селе Нижнекаянча нет-нет, да и провалится в шурф старых копий кто-нибудь. Не все, наверное, шахты были затоплены. Может быть, жители этого села – потомки тех, кто уцелел в те страшные дни. Но об этом уже другая история.

         Зеленый дракон
Плывя по Катуни в Алтайском районе на левобережье реки интересную гору увидеть можно, похожую на дракона лежащего. Места там раньше дикие были, медведей, да и другой живности, много было. И из уст в уста молва такая передается.

Давным-давно в этих местах дракон появился и в расщелинах этих гор жил. Сплавщиков леса поджидал, плоты их переворачивал, да людей поедал. Раньше-то по Катуни много леса сплавляли. Но помелела с тех пор Катунь, да и леса меньше стало. Нечем питаться дракону стало, так и умер от голода, лежа в расщелине. Но людишек сплавных до сих пор поджидает: засмотрятся на гору интересную, да забудут про камни, да пороги – тут переворот и случится. А гора эта «Зеленым драконом» и прозывается.

        Истэбе – «не зевай»
В районе Телецкого озера есть бурная речка Истэбе, левее её впадения – одноименная гора, на склоне которой видно 5 больших борозд. Эти, без крупной растительности борозды, образовались вследствие ежегодно скатывающихся лавин. Но впечатление такое, что кто-то огромной когтистой лапой пробороздил склон горы.

Легенда говорит, что очень давно появился на Алтае злой дух: люди боялись выйти из юрт, громко говорить, начались болезни и голод. Дошедшие до отчаяния люди обратились за помощью к солнцу. Но когда оно приблизилось к земле, всё стало выгорать от его жгучих лучей, и солнце ушло обратно. Люди обратились к луне, но с её приближением стало всё мерзнуть, и луна ушла обратно. Тогда люди обратили свои мольбы к богатырю Сартакпаю. Выслушав их, Сартакпай стал ждать удобного случая. Однажды, после нападения на селение, Ильбегень сытно поел и заснул на вершине горы, обхватив её своими когтистыми лапами. Сартыпкай подкрался, схватил Ильбегеня своей могучей рукой за шиворот и рванул так, что не успевшие разжаться когти пробороздили по склону, оставив глубокие следы. Стал подымать Сартыпкай Ильбегеня, но тот оказался очень тяжелым. Обшарив его рукой, богатырь обнаружил на поясе громадный кремень, из которого Ильбегень высекал огонь, закуривая трубку. Оторвал Сартыкпай кремень, бросил его на землю, а самого Ильбагеня швырнул с такой силой, что от него не осталось и следа. Не стало злого духа, только кремень, что упал на землю рядом с Каменным заливом, напоминает о нём по сей день. Это огромный камень Ильбегень-Таш – камень злого духа.


Собрал Афанасьев Владимир Михайлович.