Богословские школы послеапостольского времени

Алексей Романович Луговой
1. Школа апостола Павла

Богословие этой школы охарактеризовано дальнейшей интерпретацией учения апостола Павла. Для понимания основных богословских "догматов" этой школы нужно вкратце расмотреть содержание псевдоэпиграфов - посланий, приписываемых Павлу как автору.
     2-е Фессалоникийцам: Здесь прослеживается интерпретация (дальнейшее развитие темы) эсхатологических взглядов самого апостола, упомянутых в 1-ом Фессалоникийцам (аутентичном послании апостола). В этом псевдоэпиграфе впервые упоминается антихрист, который в аутентичных посланиях Павла не фигурирует вовсе. В качестве противостояния антихристу по 2-ому Фессалоникийцам имеется сила (власть), которая его сдерживает.
     Колоссянам и Ефесянам: Ударение в этих посланиях поставлено особенным образом во-первых на учении о Церкви, которое усиливает различие в Церкви между телом Христа и главой. если для Павла была важна сама община как тело Христа, то в этих псевдоэпигафах важна Церковь в общении со Христом, сквозь время. Здесь главенствуюет уже возвышенный Христос. Во-вторых здесь важно развитие темы крещения. Когда у Павла крещение означало быть со-распятым и со-умершим с Христом, а воскресение предвиделось лишь в будущем времени, то в Колоссянам и Ефесянам крещение означает уже главным образом быть со-воскресшим с Христом уже сейчас.
     Тимофею и Титу: Главными мыслями в этих псевдоэпиграфах являются высказывания о порядке в церкви и увещевания. Здесь всё по-немногу начинает напоминать образование церковной структуры, иерархии, самосознания Церкви.

2. Иудео-христианские богословские концепции

К так называемой школе иудео-христианской богословской концепции относятся следующие книги Нового Завета: послание Иякова, 1-ое послание апостола Петра, послание Евреям, Апокалипсис.
Главным образом характерным для такого богословия являются следующие факты: Увещевания по отношению к церковной организации; Бог - Отец, Судия, неискушающий; Христос - Господь, возвышеный, вернётся снова; Мудрость (София) - снизошла свыше, живёт в нас.

3. Концептия синоптических Евангелий и Деяний апостолов

Здесь очень важно рассматривать Евангелия не в отдельности, а совместно (синхронный анализ).
Особую важность имеют следующие тенденции: учение о Боге не несёт ничего нового, всё взято ит Ветхого Завета. Иоанн Креститель является предтечей Христа. Исусу Христу евангелисты присваивают множество званий и аттрибутов : Сын Божий, Сын Человеческий, Сын Давида, Мессия, Святый Божий, Посланный и Пришедший от Бога, Господь. Также важны качества, которыми был уполномочен Исус: проповедник, целитель. Центральной вестью Евангелий являются Христовы страдания, смерть, воскресение и вознесение. Кроме этого Христос открывает тайну Царствия Божьего, которую дано понять лишь избранным. После вознесения Он оставил на земле учеников-апостолов, их последователей и учеников и тем самым Церковь, которая подвергается искушению в мире.

4. Школа апостола Иоанна

Так называемая школа апостола Иоанна особым образом повествует о страданиях, смерти, воскресении Христа. Можно почти утверждать, что эта тематика занимает практически всё Евангелие от Иоанна. Однако главная мысль при этом это то, что вочеловечение Христа является спасительным откровением. И в плане этого спасительного откровения жизнь Христа увенчена Его страданием, смертью и воскресением. Евангелие от Иоанна преподносит читателю эот план спасения очень ясно и понятно. Также у Иоанна ясно выражена и развита пневматология ("учение о Духе"). Об этом говорят такие слова как Утешитель, который будет присутствовать с верующими вместо христа. Выражена мысль о третъей ипостаси. В эсхатологическом аспекте также имеется разница в богословии Иоанна по отношению к трём другим евангелистам. Если в синоптических Евангелиях речь о будущем, как о страшном судном, то у Иоанна оно великолепное будущее в спасении со Христом. Об ученннии о Церкви (экклесиологии) у Иоанна практически ничего не упоминается.

___

Понятие "школа" в приведённых примерах несёт совсем другую основополагающую черту, чем это понятие сегодня. Хоть и не исключены школы как организопванные группы християнских учеников, однако в основном здесь имеются в виду так называемые "богословские школы", поддерживаемые компетенцией весомых християнских богословов античного мира и существующие параллельно.