хейвенграунд

Орден Поэтов
хейвенграунд

заметка 1

аффектированные пуристы, как выразился Гегель, в русском исполнении, конечно, возразят относительно предлагаемого мной термина хейвенграунд для обозначения феномена русской виртуальной поэзии, и следовало б признать их частную правоту, даже обращая внимание на явную конвективность в каждом национальном языке общего кода, кодовости вообще, тем не менее, поскольку нет достаточно общепринятых предположений о состоянии современной русской поэзии, следует обратить внимание на некоторые параллели современного поэтического массива с достаточно известным в истории нашей поэзии андеграундом.

следует прежде всего заметить, что до сих пор в русском стихотворчестве доминирует вполне легально хорошо известный социалистический реализм, как известно, не только тематически и идеологически, но по художественным параметрам выступающий особым явлением, думаю, антихудожественым,то есть, включающий объекты, произведения, по виду нейтральные, идеологически и тематически, но внутренне ему принадлежащие, рассказывается ли о пейзажах, чувствах, событиях, личных ли, гражданских, - суть соцреализма вовсе не в декларируемых им принципах, с позиции которых представляется мир, а в утверждении той самой беспринципности, которая была и остаётся сутью нашей общественной системы, прежде грубовато и нелепо драпированной лоскутами идеологических штампов, ныне невнятно украшенной якобы само собой разумеющимися общечеловеческими ценностями, теми идеалами, которые на западе  так агрессивно выдаются за реально действующие в социуме запада механизмы, например, политическая демократия, безусловно скрывающая реальную власть элиты, у нас привитый коммунизмом скепсис масс не позволяет власти пользоваться такими ложными предложениями так же эффективно, как на западе ещё и потому, что самой власти приходится в противодействии западной экспансии разрушать иллюзии народовластия - конечно, западного, но, в силу отсутствия особенной концепции, и ее собственных механизмов управления, и это обусловливает генеральную беспринципность нашего гипербюрократического общественно-политического и собственно общественного устройства, и, соответственно, массового искусства, исполняющего те же функции, что и соцреализм, то есть, функции утверждения власти, пусть в нашем исполнении чаще расшатывающего эти механизмы, подрывающего доверие к гипербюрократии, совершенно откровенно в действиях проводящую антиобщественную политику, даже не для укрепления государственности, что отчасти, конечно, имеет место, а для обеспечения обогащения чиновничества, что тем более разрушительно, что нет способа легализации сверхбогатства чиновников, имеется имитация сдерживания обогащения чиновников, что усугубляет пропасть между чиновничеством и народом.
если нынешний соцреализм господствует в пространстве массмедиа традиционных, его функционирование в виртуале ничтожно, и наличие западного влияния здесь лишь фон, законы виртуальности в некотором роде подобны физическим, сейчас пропаганда, в частности, наша, пытается бороться, образно говоря, с гравитацией, её отрицая, поскольку использование ее неизбежно разрушает основу власти - самую беспринципность, так что даже данный ресурс Стихи.ру не в состоянии обеспечить влияние соцреализма, и ему остаётся лишь пытаться оказывать влияние, мало понимая природу с которой имеет дело, в том числе и в стихии массового стихотворчества, где, как в планетной атмосфере, бурлят циклоны и антициклоны виртуальности, и преобладающая тенденция стихийного соцреализма не господствует в силу того, что сама подчинена законам виртуальности, самой по себе чуждой власти как таковой, и это делает несоцреалистические, то есть, не поддерживающие власть в антинародном угаре, тенденции неким особенным, пусть не целостным явлением, имеющим потому сходство с андеграундом, не столько направленным против власти, сколько направленным к исключительным сущностям искусства, к человечности.

в таком представлении нет смысла говорить о скрытности от публики,  давшей определение самого андеграунда, здесь масса произведений доступна всем, цензурные ограничения ничтожны и неэффективны, и отсутствие социального резонанса поэзии, прежде являвшего атрибутом доступного публике искусства, представляется особенным качеством, которое и позволяет мне применит образ неба, прекрасно видимого всеми, но в такой видимости недоступного не только бескрылому контингенту, но и, так сказать, поэтической авиации.
вот что позволяет наметить контуры данного явления, названного мной хейвенграундом.

продолжение возможно

***