Посвящённые в песню

Музыковед Ирина Нестерова
Концерты этнического квартета из Тувы «Хуун-Хуур-Ту» во всём мире пользуются громадным успехом. Гастроли по всему миру в самых престижных концертных залах при полных аншлагах не оставляют музыкантам группы ни малейшего шанса на передышку. Впрочем, побывав на концерте группы в реальном времени, убеждаешься, что это не обычный концерт, а ритуальное действо. Горловое тувинское пение является древнейшим памятником человеческой феноменальности.

Сохранить себя – всегда было первейшей задачей любого народа: обороняться от врагов, растить детей, сохранять уклад жизни предыдущих поколений. В укладе жизни всегда скрыто от посторонних глаз довольно много. В Туве сейчас минус 57t°. Тувинцы, как тысячи лет назад, живут в юртах, и это трудно себе представить, находясь в двухстах километрах от Москвы. Тува – уникальный по своим природным условиям край – горы, степи, тайга и могучий Энисай, так тувинцы величают Енисей, пограничье с Монголией. Для европейца – край света, для тувинца – Центр Азии, прародина цивилизаций, корень жизни.

хуун-хуур-ту 1

Пока над загадками древних племён гуннов и скифов ломают головы  поколения археологов и историков, верные древним народным традициям  музыканты своим пением и игрой на древнейших музыкальных инструментах выворачивают душу непосвящённым. Непостижимая в своей необъятности душевная память тувинского народа хранит в себе сокровища, которые современной цивилизации ещё предстоит осознать. За «семью печатями» держит народ Тувы свою душевную мудрость. Время и расстояние помогают ему сохранить себя в своей первозданной чистоте. Магический символ вращающегося в огненной спирали Солнца взяли для своего имени музыканты группы «Хуун-Хуур-Ту». Лучи сквозь облака, солнцеворот, динамика вращения всего живого в безостановочном круговороте– это в полной мере отражает содержание музыкальных композиций тувинцев, даже когда в песне речь идёт о самых обыденных вещах: о дружбе человека и коня, о мечте охотника, о сильнейшей тяге к домашнему очагу, о красоте цветущих степей…

Тувинская народная музыка несёт в себе сопричастность всему сущему. Горловое пение — это мощнейшая вибрация души не одного человека, а целого народа. Лишь единицы избранных и посвящённых достигают вершин этого непостижимого разумом искусства. Эпические сказы древней Тувы повествуют о возможностях человека, о его силе и бессилии перед лицом Времени, о магической реальности одухотворённой природы.

В православной культуре есть понятие «святой дух». Азиатские народы говорят – «небесный ветер». И то, и другое означает связь. Небесный ветер перелистывает страницы тысячелетий, а душевная память народа хранит содержание этих страниц. Каждое слово, сказанное на концерте ведущим Саян Бапа, наполнено связью поколений: «Фольклор самодостаточен. В него надо как можно меньше вмешиваться». Традиция коллективного пения и  импровизации у тувинцев составляют основу народной музыкальной культуры. Протяжные песни бескрайних степей и ритмичные, динамичные скаковые, где стук копыт коня и стук сердца всадника резонируют в единстве, медитативны и завораживающе притягательны. Инструменты в руках мастеров оживают и слышится то ржание коня, то пение птиц, то вздохи ветра – вся звуковая палитра живой природы. «У природы очень тихий голос», — это говорил Альберт Эйнштейн. У природы очень тихий голос: музыканты группы «Хуун-Хуур-Ту» водили слушателей тайными таёжными тропами, пускали стрелы в невидимые непосвящённому глазу мишени, разрушая стереотипы восприятия музыки. Кукушка куковала тихо-тихо, пару раз ухнул филин, ворон каркнул и стих, а шелест вековых лиственниц унёс с собой небесный ветер. Глухие удары большого барабана «кенгирге» мерно выбивали формулу, понятную лишь посвящённым и вводя в транс застигнутых врасплох. Всесильная магия звука одерживала верх над разумом.

Хуун-Хуур-Ту – это голос глубинных недр азиатской России. Кочевая жизнь привычна музыкантам группы. Но видится в гастрольно-концертном графике ещё и парламентёрская составляющая – налаживать связи не умом, а через душу. У древних славян тоже есть практики «ладить окружение». Расстояния в России велики, а корень един.
Древние народы проклятием, страшным врагом считали забвение, отсутствие родовой памяти. Песня как хлеб и зрелище – это не новое слово в культуре, это её истинная суть. Музыканты группы «Хуун-Хуур-Ту» удостоенные многих славных званий и наград ладят связь времён. Кайгал-оол Ховалыг – старейший участник группы, хранитель родовой памяти своего народа, доносит смыслы песен через многотембровый голос: от низкочастотных горловых, взятых из утробы земли, до высоких небесно-недосягаемых, а между ними свой, человеческий голос, охотника, табунщика-кочевника, шамана. Самый молодой участник группы Радик Тюлюш – мастер хоомея, уникального искусства, когда исполнитель извлекает одновременно два или даже три звука своим голосом, то есть расщепляет звук по вертикали. Виртуозное владение четырехструнным смычковым бызаанчы и вертикальной флейтой «шоор» являет вместе с голосом неповторимое многоузорное шитье музыкального полотна, сотканного из нитей душевной памяти своего народа. Алексей Сарыглар – живое сердце «Хуун-Хуур-Ту». Большой барабан «кенгире», копыта коня «дуюглар» включают слушателя в иной ход времени. Это лежит за гранью слов в области непознаваемого человеческим умом. Саян Бапа от имени всей группы поблагодарил рязанцев за тёплый приём. Сердечный разум музыкальных композиций «Хуун-Хуур-Ту» — это лучшее, то, что может подарить человеку надежду на духовное возрождение, дав жизнь росткам новых цивилизаций.

9 марта 2016