Как уходили гении. Константин Бальмонт

Генрих Ужегов
                (1867-1942)

…Мне открылось, что времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.

                К. Бальмонт

     Русский поэт Константин Бальмонт родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии 4 июня 1867 года.
     Отец Бальмонта, из старого дворянского рода, был председателем земской управы в г. Шуе. В детстве Константин Дмитриевич отличался неуравновешенным характером, покушался на самоубийство. Учился сначала в шуйской, потом во владимирской гимназии, вспоминал о них с проклятиями. В 1886 году поступил на юридический факультет Московского университета, откуда был исключен за участие в беспорядках; занимался историей, философией, литературой и филологией.
    Молодому человеку хорошо давались иностранные языки. Он владеет не только большинством европейских, но и восточными языками. Несмотря на то, что Бальмонт, по его собственным словам, в юности больше всего интересовался общественными вопросами, интерес этот, при всей его искренности, был поверхностным. В 1890 году  после неудачного первого брака, он пытается покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна, после чего следует длительное лечение. Но  попытка самоубийства приводит его к прозрению, в корне изменившему мировоззрение Бальмонта. По его словам, он "научился великолепной сказке жизни, понял ее святую неприкосновенность. И когда, наконец, встал, его душа стала вольной как ветер в поле, никто уже над ней не был властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом".
       В  этом же 1890 году в Ярославле выходит первая книга Бальмонта - "Сборник стихотворений". Второй сборник  — «Под северным небом» — в 1894 г. В  этих первых книгах молодого поэта  преобладают мотивы гражданской скорби, но  в них он одновременно  выступает как один из зачинателей символизма.
    Революция 1905 года захватила его, но скорее как эстета. На происходящие события он откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907).  Он напечатал за границей ряд революционных стихотворений, своей бледностью свидетельствовавших, что истинная стихия его творчества — вне политики. «Красные» стихи Бальмонта   поддерживающие революционное движение   («Песни мстителя») лишили его возможности вернуться в Россию.
      Но поэт недолго увлекался политикой, скоро забыл о революции и отправился путешествовать. 
      Он  совершил несколько кругосветных путешествий, побывал в Египте, Греции, Мексике и Океании.
      Свои впечатления от путешествий Бальмонт  описал их в очерковых прозаических книгах.
   Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «золотого руно», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок.
       Почти восемь лет (1905 по 1913 г) вследствие репрессий самодержавия он жил за границей и получил возможность вернуться на родину   только после  амнистии 1913 г  (в связи с 300-летием дома Романовых)  В это время он, в основном,  занимался переводами. Много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».    
            В мае  Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).
      Первую мировую войну он воспринял как «злое кол¬довство», однако  в творчестве  поэта  военные события прямого отражения  не нашли.
      Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).
     К Февральской революции 1917 г. поэт отнесся вос¬торженно, прославлял ее стихами. Но затем стал терять свою «революционность», Он всё больше разочаровывался   существующими  в России  порядками.  (ст. «Народная воля» 1917, стихотворение «К обезумевшей» 1917 г.).
     В статье «Революционер я или нет» 1918 г. Бальмонт выразил свое отношение к Октябрьской революции, где представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность и т.д.
    Бальмонт покинул Россию в июне 1920 г. Вместе с ним уехали Елена Цветковская, дочь Мирра и А.Н. Иванова, дальняя родственница Бальмонта.
    Выезд ему устроил его верный друг поэт Балтрушайтис, бывший литовским посланником в Москве, – и тем самым спас его. "Бальмонт в то время нищенствовал и голодал в Москве, на себе таскал дровишки из разобранного забора и непременно надерзил бы какой-нибудь "особе" – мало ли чем это могло кончиться".
     Обосновавшись во Франции, Бальмонт и Цветковская оказались в трудных условиях. Литературные гонорары приносили гроши; основная и постоянная поддержка исходила от других государств, создавших в 1920-е гг. фонды помощи русским писателям. Бальмонт был в числе тех, кто пользовался этими ежемесячными субсидиями. Время от времени поступали деньги от меценатов или поклонников. Тем не менее, средств не хватало. Особенно если принять во внимание, что Бальмонту приходилось заботиться еще о трех женщинах...

                ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

    Весной 1935 г. Бальмонт в связи с тяжелым нервным заболеванием попадает в госпиталь. «Мы в беде великой и в нищете полной, — пишет Е.К. Цветковская. —  И у Константина Дмитриевича нет ни ночной рубашки приличной, ни ночных туфель, ни пижамы. Гибнем, дорогой друг, если можете, помогите, посоветуйте.  Помогите вырвать из метельной тьмы Солнечного».
   В конце 1936 г. Бальмонт и Цветковская перебираются в Нуази-ле-Гран под Парижем в эмигрантский приют «Русский Дом», устроенный Матерью Марией).
      В 1940–1942 гг. Бальмонт совсем не покидает Нуази-ле-Гран. Здесь он и умирает 23 декабря 1942 г.
   Похоронен он был  на местном кладбище.  Ни поэтов, ни поклонников  на похоронах  не было. Шел сильный дождь. Когда гроб стали опускать в могилу, она оказалась наполненной водой, и гроб всплыл. Его пришлось придерживать шестом, пока засыпали могилу.
      Через год скончалась его гражданская жена, Елена Константиновна Цветковская, дочь генерала К. Г. Цветковского, спутница жизни Бальмонта (формально Бальмонт не был разведен со своей второй женой Е.А. Андреевой). Она похоронена здесь же. На надгробии написано: Елена Бальмонт. Так, после своей смерти, она взяла фамилию мужа.

      В 15 минутах езды от Парижа находится ничем не примечательный городишко Нуази-ле-Гран. Здесь, на чужбине, нашел свое вечное пристанище величайший поэт серебряного века русской литературы, Константин Дмитриевич Бальмонт.
   Туристы, приезжающие сюда, с большим трудом могут найти могилу поэта. Во-первых, потому, что в Нуази-ле-Гран два кладбища, старое и новое. Бальмонт похоронен на старом. Во-вторых, кладбище в Нуази не такой уж и посещаемый туристами объект, поэтому здесь нет служителя, любезно раздающего план-схему с указанием захоронений великий людей (как, скажем, в Сент-Женевьев-де-Буа).
После поисков – шаг за шагом, могила за могилой,  в дальнем углу  кладбища можно увидеть могилу поэта.
В 1984 году  выглядела она  приблизительно так:
   
Крест, давно уже оторванный от своего основания, стоит прислоненный к плите... Очень символично – Бальмонт также был оторван от своих корней и умер в нищете, всеми забытый.

                ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БАЛЬМОНТА

                42 - ЗАГАДОЧНОЕ ЧИСЛО БАЛЬМОНТА
* В  1942 году умерла его первая жена Лариса Михайловна Гарелина (1864-1942).
* Бальмонта из всех стран, намечаемых для посещения, особо интересовал Египет. К поездке он тщательно готовился, прочитал множество книг об этой стране. И вот он посещает "край Озириса", тот самый, который вспомнит у колодца в 1909 году, когда ему исполнилось 42 года.
* Через 42 года после рождения поэта  умирает его мать Вера Николаевна, урожденная Лебедева (1843-1909).
* Книга "Край Озириса", написанная Бальмонтом после путешествия, завершается очерком "Слово египетского Старца" - 42 наставления отца сыну из древнеегипетской книги на папирусе - "Книги мертвых".
* Интересно, что Бальмонт родился через 42 года после восстания декабристов. Он до конца своей жизни в душе считал себя революционером, бунтарем. И его заслуги перед революционным движением не были уж такими мнимыми, как иногда хотят представить. В 1905 году, по воспоминаниям Екатерины Алексеевны, он "все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезал на тумбы. На университетском дворе полиция стащила его с тумбы и хотела арестовать, но студенты отбили".
* Сотрудничая в антиправительственном журнале "Красное знамя", издаваемом в Париже, он напечатал там 42 стихотворения. Среди них были и пророческие, например, "Наш царь" и "Николаю Последнему".
*Именно на 42-м году жизни (вторая половина 1908 и первая половина 1909 г.) поэт ощутил себя в состоянии кризиса. Поэтический сборник, выпущенный в это время, - "Хоровод времени" - стал "хороводом", кружением памяти во времени и пространстве, повторением мотивов, образов предыдущих сборников: "Жар-птица", "Птицы в воздухе", "Зеленый вертоград". Что сразу было замечено критикой.
В это же время (1909 г.) издательством "Скорпион" был выпущен последний, десятый том Полного собрания стихов Бальмонта. Поэт переходит на прозу и пишет ряд автобиографических рассказов.
* Фантастическая влюбчивость поэта известна. "Последним романом" назвала Екатерина Алексеевна дружбу Бальмонта с больной юной поэтессой Таней Осиповой, жившей в Финляндии. Два года обменивался поэт с Таней письмами, стихами, цветами, поддерживая волю двадцатилетней девушки в борьбе за жизнь. Эта история любви нашла отражение в очерке поэта "Весна пришла", опубликованном в журнале "Перезвоны" за 1929 год, в 42-м номере.
* «В эмиграции в Париже Бальмонты поселились в небольшой меблированной квартире, -
вспоминала писательница Н. Тэффи. - Окно в столовой было всегда завешено толстой бурой портьерой, потому что поэт случайно разбил стекло. Вставить новое стекло не имело никакого смысла, - оно легко могло снова разбиться. Поэтому в комнате было всегда темно и холодно. «Ужасная квартира, - говорил он. - Нет стекла, и дует». В «ужасной квартире» жила с ними их молоденькая дочка Мирра (названная так в память Мирры Лохвицкой, одной из трех признаваемых Бальмонтом поэтесс), существо очень оригинальное, часто удивлявшее своими странностями. Как-то в детстве разделась она совсем голая и залезла под стол, и никакими уговорами нельзя было ее оттуда вытащить. Родители решили, что это, вероятно, какая-то болезнь и вызвали доктора. Доктор, внимательно посмотрев на Елену, спросил «Вы, очевидно, ее мать» - «Да». - Еще внимательнее на Бальмонта «А вы отец» - «М-м-м-да». Доктор развел руками «Ну, так чего же вы от нее хотите..»

ИЗ СТИХОВ К. БАЛЬМОНТА

* * *
Она отдалась без упрека,
Она целовала без слов.
- Как темное море глубоко,
Как дышат края облаков!

Она не твердила: "Не надо",
Обетов она не ждала.
- Как сладостно дышит прохлада,
Как тает вечерняя мгла!

Она не страшилась возмездья,
Она не боялась утрат.
- Как сказочно светят созвездья,
Как звезды бессмертно горят!

ОСЕНЬ ("Поспевает брусника...")

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.