На повесть Натальи Бондаренко Тамарочка

Вячеслав Харитонов 2
   Как заявляет сама Наталья Бондаренко, в основу написания её рукописи новой книги "Тамарочка" легли воспоминания Тамары Васильевны Петровой, вдовы нашего земляка Виктора Гавриловича Петрова, проходившего службу и потерявшего здоровье на первой советской атомной подводной лодке "К-19" и похороненного в Сызрани на аллее почётных захоронений. Они о непростой судьбе её семьи. Петровы всей своей жизнью доказали, как в любых самых сложных жизненных ситуациях можно и нужно оставаться настоящими людьми, беззаветно и бескорыстно любить и дружить, служить Родине и трудиться на её благо.
   Автор определила жанр своего произведения как непридуманная повесть. И сомневаться в этом не приходится, поскольку степень достоверности описываемых событий обусловлена личными встречами с главной героиней, с которой её свела работа в городской службе семьи, а также работа над очерками о героях-подводниках. Довольно ёмко и рельефно показан в повести сельский быт, на фоне которого развивается действие и решаются судьбы жителей деревни Боровой, затерянной на просторах Пензенской губернии. Уже с самого начала внимание читателей должны захватить картины патриархальных отношений в местных семьях, сватовства не по любви, а по нелепой случайности, и самой свадьбы. Брак Клавдии, матери Тамарочки, с казалось бы таким перспективным женихом-бухгалтером и единственным на три села гармонистом Василием, однако не любимым ею, стал причиной её преждевременного ухода из жизни из-за добровольной простуды и "грудной болезни" - воспаления лёгких. После этого трёхлетняя девочка-сиротка воспитывалась у разных няней и мам, а также в детдоме, прошла через скитания и испытания голодом, побоями и безотцовщиной. И всё это при живом отце. Отец, правда, навещал её в детдоме, после чего пропадал на долгие годы. Были, конечно, и радости - участие в художественной самодеятельности, походы, уход за домашним скотом и птицей, принадлежащими детдому. Но по-настоящему стать на ноги Тамарочке поможет учёба в Московском институте им. Губкина.
   Разобраться в хитросплетениях личной жизни главной героини и её семейных отношениях, я думаю, читатель постарается сам. Замечу только, что в них Тамарочка всегда демонстрировала образец жертвенности и подлинного человеколюбия как к близким, так и ко всем остальным людям. Она в конце концов сблизилась с отцом, а в лице его новой жены обрела ещё одну маму - Нину. Намного ранее до этого её воспитывала другая очень уж кратковременная жена отца - мама Шура. Тамарочка заботилась обо всех троих до самой их кончины. Позже одна за другой умерли и обе его жены.
   Интересны и поучительны события, описанные в главе "Два Анатолия". Оба парня претендовали на руку Тамарочки, но по разным причинам этого союза не сложилось. А вот с Виктором Петровым всё срослось. И неудивительно, ведь воспитывали его дедушка с бабушкой в Новой Рачейке, где Виктор и впитал в себя сельский уклад и близкое к Тамариному отношение к жизни. Поэтому и она так живо откликнулась на его письмо с флота, куда его забрали на службу, в котором он сетовал на кончину деда и родителей. В отпуск собрала подарки моряку и махнула в Ленинград, где во время трёхдневного увольнения в ходе прогулок и экскурсий по самым знаменитым и красивым местам города-героя они и сблизились по-настоящему. А когда подводник сам навестит Тому в Жирновске, её подруга Клавдя с истинно комсомольским напором убедит их расписаться и даже поможет с получением отдельной комнаты в коммунальной кватире. "Незамутнённость и чистота душ, невинность - вот и всё было их богатство" пишет Бондаренко.
   Далее её ждала трудная и беспокойная судьба морячки, ждущей мужа из дальних и долгих походов. Во время одного из них в Северной Атлантике  произойдёт серьёзная авария на "К-19", о чём даже наши недоброжелатели американцы снимут достойный фильм, воздав должное мужеству её экипажа. А у нас это ЧП настолько засекретят, что участники его, в том числе и старшина второй статьи Виктор Петров, не будут знать, как и где им лечиться от радиации. Супруги также переживали оттого, что у них нет детей. И как же радовались, когда им удалось усыновить пятилетнего малыша Алёшку, мать которого лишили родительских прав, а его должны были передать из детсада в детдом! Они дадут ему хорошее воспитание. Однако и его судьба не будет обойдена испытаниями. В девятнадцать лет он вернётся домой из Афганистана, где служил санинструктором, контуженный и с рашатанной психикой. А у Тамары прибавится забот по возврату его к нормальной жизни. И Алёша в итоге закончит культпросветучилище, станет звукорежиссёром, женится и будет сам содержать семью.
   Но куда как больше забот предстоит ей в связи с лечением мужа, о чём красноречиво повествуется в главе "До последнего дня". Трогательно рассказывается о связанных с этим переездах и о последних знаках внимания любящих супругов друг к другу. И после похорон Виктора, будучи активным коммунистом и членом "Союза Чернобыль", Тамара Васильевна ещё не раз проявит заботу и милосердие к людям, оказавшимся в тяжёлом положении. Словом, "жила Тамарочка по совести, по чести, не ища для себя никаких выгод. Не имея в жизни родительского тепла, она щедро одаривала теплом и заботой всех, кто встречался на её жизненном пути". А это значит, что и каждый из прочитавших повесть Натальи Бондаренко вольно или невольно сопоставит судьбу главной героини с собственной судьбой и судьбами своих близких и сделает для себя безусловно полезные выводы.

                Вячеслав Харитонов, член Союза писателей РФ.
Вячеслав ХАРИТОНОВ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ АРТЁМКА

Наталья Бондаренко.
Артёмкины истории и мамины сказки.
Сызрань, "Ваш взгляд". 2008.

   Белинский В.Г., рассуждая в своё время о литературе для детей, писал: "Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело, им решается участь человека". В то же время великий критик выдвигал в качестве основополагающих требований не искажать действительность и избегать сентенций, поскольку "нравоучений не любят и взрослые, а дети просто ненавидят, как и всё сухое и мёртвое". Классик напутствовал литераторов, вставших на путь детской литературы: "... пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочитал и взрослый".
   И, на мой взгляд, в эту довольно строгую программу вполне укладывается творчество бесспорно  талантливого автора "Артёмкиных историй" Натальи Бондаренко. Главные герои их - Артёмка и ребята из его окружения - показаны в широком спектре всевозможных жизненных ситуаций, что позволяет автору высвечивать те или иные чёрточки их характеров.
   Рассказы написаны занимательно, добротным и доступным для понимания ребёнка языком. Повествование идёт от первого лица, т.е. от лица самого Артёмки, что подчёркивает его достоверность. Истории и ситуации, в которые попадают герои Натальи Бондаренко, как правило, забавны и поучительны. Они лишены лобовой менторской морали и назойливых сентенций. Доверяя своему читателю, автор предоставляет ему право самостоятельно поразмышлять над поступками своих героев и сделать соответствующие выводы.
   Волжанин Артёмка живёт пусть и в небольшом городе, но в довольно благополучной и по современным понятиям "продвинутой" семье. Родители, люди интеллигентные и чуткие к детским запросам, хотя и не потакают во всём своему ребёнку, всё же предоставляют ему широкие возможности для развития его интересов.
   Дитя своего времени, Артёмка накоротке с компьютером, позволяющим заглядывать в виртуальный мир, знаком с Интернетом, что, однако, не мешает ему оставаться живым, а порой и проказливым, любознательным мальчишкой, трепетно относящимся к родным, друзьям и всем окружающим, а особенно - к "братьям нашим меньшим".
   Духовный мир ребёнка показан в развитии, от рождения и до школы. Что же касается места действия описываемых событий, то они происходят как в семейной обстановке, так и в детском саду или школьном классе, в городе или в деревне, где живут в ладу с окружающей природой и в кругу непритязательных сельских забот дедушка с бабушкой Артёмки, а порой и на просторе раздольной Волги с её стихией  (рассказ "Настоящие путешественники") и красотами ("Лучшая экспедиция на свете"), 
и даже на побережье Балтийского, Красного и Чёрного морей.Из таких рассказов, словно из россыпей цветных камешков, слагается целостная мозаика, в которой проступают черты растущей личности ребёнка. И, судя по всему, на её развитии благотворно сказываются гены, переданные в наследство Артёмке дотошным и любознательным прадедом Савелием из рассказа "Что же замышляла ужиха?" Не потому ль так любопытен и наблюдателен и правнук? Правда его люболытство сочетается с детским нетерпением, что нередко приводит к разного рода казусам и разочарованиям. Так, в рассказе "Кукушечка" в подаренном отцу "теремке" оказавается не настоящая, а механическая кукушка, не идущая ни в какое сравнение с живой, обитающей где-то в лесу.
   Развитию любознательности Артёмки способствуют и окружающие. Так, в рассказе "Карта мира" его отец и сестрёнка Алька азартно "играют в карту", т.е. загадывают
друг другу и разгадывают самые большие или самые маленькие города, реки и т.д. Кстати, изучают они по карте и свой родной край - Самарскую область. В большинстве других рассказов тоже довольно ощутим познавательный момент, столь необходимый в детской литературе. А, как известно, дети лучше познают мир через игру.
   Можно порадоваться за Артёмку, трепетно и неординарно относящегося к своей сестрёнке. Мы довольно живо представляем её по рассказам брата. С юмором изображает он, например, Алинку вместе  с её закадычной подругой Инкой в рассказе "Модницы".
   В серии рассказов о животных проявляется тяга мальчика ко всему живому, что не удивительно, ведь его мать - биолог. Преданно относится он и к друзьям (рассказы "Дружба", "Скутер", "Санька", "Аслан").
   Можно ещё много рассуждать об "Артёмкиных историях" и их авторе, но лучше самому юному, да и взрослому читателю с головой окунуться в пёстрый и интересный мир отрока и подростка и поразмыслить вместе с ним над его - да и только ли его - проблемами и заботами, а автору от души пожелать дальнейших творческих успехов и поисков в благородном стремлении "сеять умное, доброе, вечное".

Журнал "Волга - XXI век" №6 2021. Стр.188-189.





""


но   , на