Золотое сечение - билет в чёрный ящик. Часть 2

Владимир Мальчевский
Часть 1: http://stihi.ru/2018/06/23/6278
Часть 2.

Правило первое: любое действие как реакцию на изменение в окружающей среде обитания следует понимать как БИО ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ  ДЛЯ действующего субъекта.
Реакцией считается любое взаимодействие с предметом, предварительно оценённым как опасным (способствующим смерти)
или полезным (способствующим выживанию) - избавлением от него или приближением его к своему бытию). Это - закон биоцелесообразности: живое обречено выживать.

Дикари, например, могли бы, может быть, украсть и утащить в джунгли компьютер, но это совсем не значит, что они смогут им воспользоваться.
Его функции не входят в их интересы и пока ещё неосознанные потребности, напрямую зависящие от образования. Та же история и с мозгом В. Ленина, изъятым из черепа, расслоенным на какие-то группы клеток… для чего? ЧТО таким первобытным подходом можно узнать, какую информацию считать с мёртвой ткани? Что, съев Кука, дикари стали специалистами по мореплаванию и носителями его культуры и знаний?
А положив умирающего на весы(!) можно определить... что, - качество и содержание его улетевшей "души"? Если бы Иван Павлов учёл факт привыкания любого организма к любой ситуации, то никакой "динамический стереотип" он бы не утвердил как правило реакции, а Менделеев, вспомнив систему осей координат, преподаваемую в школе, не искал бы свою таблицу элементов целых "пять лет неотступного думания".
И это – 21-й век «развития научного мышления»!

"Настанет час, и человек сможет объять единой формулой всё Мироздание, включая и самого себя"./Циолковский/.Но так как мы имеем дело только с отражённой нашей психикой действительностью, я бы сказал:"Настанет час и человек сможет заключить в единую формулу самого себя, включая всё живущее в нём Мироздание."

Удивительно то, что за всю историю мысли никто, нигде и никогда не додумался задать себе простейший вопрос:
«А если отключить все 5 рецепторов, ЧТО останется?»
И если грамотно обдумать, то станет ясно одно: НИЧЕГО.
Организм не будет знать даже то, что он существует.
Так в чём же столь искомый всеми мыслителями смысл жизни?

Кто-то говорит, что смысл - в достижении счастья:

"Пройдёт много лет, и поймёт мой студент,
что формулы счастья в учебниках нет.
Есть в книгах твоих много истин других,
но формула счастья - одна на двоих."

Одна - это точно, но только не на двоих, а на всех.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ СУММА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Арифметическая сумма. Сумма формул, где оценки со знаком (+) есть
результат соотношения наличного с фоном себе подобных, записанном в чёрном ящике машины подсознания, с его неотступной ПОТРЕБНОСТЬЮ в расширении - обретении новых ориентиров для выживания в непредвиденных ситуациях, т. е. - непрерываемый никогда, даже во сне расчёт ВЕРОЯТНОСТИ событий и реакции на них. И это - область кибернетики.

"Кибернетика - чертовщина. Буржуазная лженаука". /Иосиф. Сталин./
                (Большая советская энциклопедия).

"Психология - лженаука. Психологии нет". /Александр Невзоров./

Но тогда что делать с фразой "Познай себя - и познаешь небо"?

Психология есть, просто психологов нет, так как нет науки из-за отсутствия ПРЕДМЕТА изучения. Здесь мы сталкиваемся с замкнутым кругом, т. к. эмоция - стимул познания... самой себя.

"Стимул" - доска с гвоздями, привязанная к хвосту осла, чтобы он не стоял на месте. (А впереди на палке - морковка недосягаемая. Ослу остаётся только внушить себе, что морковки нет). И это - тоже психология. Да ещё какая! Для многих людей много чего "нет".

Давайте не будем себе лгать. Это безнравственно и недостойно.

Что значит фраза "зри в корень"? Или фраза "взять быка за рога"?
А значит - начать с НАЧАЛА. С первого кирпичика фундамента нашей человеческой жизни - жизни нашего организма без наворотов вроде "сознания", "души" и прочих лишённых точного определения факторов.
Пять рецепторов нашего организма - это пять коней, везущих  колесницу нашего тела (на древних рисунках). Управляет лошадьми мальчик-возница - контроль над эмоциями, т. е. ум. А в колеснице стоит вооружённый разум, понимающий, что можно умно творить неразумное. Это - нравственность как высший уровень развития человека, и Иерархия Разума - стержень всего Мироздания во всех его ипостасях и измерениях. Он и определяет ЦЕЛЬ жизни. Так в чём же цель как смысл жизни?

Вас устроит "цивилизация" на фантастическом уровне технологий, если все её жители - безграмотные трусы и рабы, лишённые совести?

Все науки - количественная категория взаимодействий "объектов" изучения, определяемых как область познания: физика, химия, математика. И лишь эмоция - КАТЕГОРИЯ КАЧЕСТВА всех предметов и действий по отношению к ним: "хорошо - плохо". Это - критерий бытия и стимул познания себя и, может быть, неба. Если успеем.

Все науки - психические процессы. Методология психики человека,
её СОБСТВЕННЫЕ методы познания Мира.
"Объективность" - иллюзия, но тоже - метод создания уверенности в
качестве и количестве предметов изучения и самого себя на их фоне, как и наоборот. "Поиск Истины"... где? Там, до рецепторов? Но ДО рецепторов - только нечто: доступная человеку отражённая ими волновая информация, превращённая в звук, цвет,
контур, объём, вес, фактуру и т.д. - признаки созданного предмета-образа. Искомая Истина - такой же образ, причём, у каждого, разумеется, - свой, личный, СУБЪЕКТИВНЫЙ. И это - Истинно, потому что сумма субъективного не есть объект, а только общественное подсознательное как, например, цвета светофора, с которыми никто не спорит, а принимает как должное, подчиняясь их "объективной" команде -
опять же во имя выживания, что БИОЦЕЛЕСООБРАЗНО.
Вот и получается, что ФОРМУЛА -
единственный метод как язык "объективности", не являющийся субъективным мнением одного человека. Он моментально становится неоспоримым общественным достоянием разума. Это и есть причина заблуждения тех, кто считает математику объективной наукой, а не способом выражения практической значимости знаний.

*

Вот и настала пора пригласить Вас в кино. Не откажете? Если Вам знакома наука бионика, 
вход обеспечен. Только здесь Вас ждёт "Бионика-наоборот". Попробуем познать некоторые принципы работы подсознания, сравнив их с уже известными инженерными конструкциями, созданными человеком, по сути всегда моделирующим МАШИННОСТЬ его работы, т. к. мы есть машинная цивилизация: между ПОТРЕБНОСТЬЮ и её удовлетворением в нашем мире стоит ТЕХНОЛОГИЯ. Нам нужно поговорить, - мы изобретаем телефон, нам надо быстро переместиться, мы строим самолёт... Весь наш технический мир - сумма и система материализованных потребностей. Но этот кинотеатр построен не нами,
а самой Природой, а потому нам придётся расшифровать её методологию новым гносеологическим приёмом - БИОНИКОЙ НАОБОРОТ.
Представьте себе тёмный кинозал нашего мозга под крепкой костяной крышей, где экран
как раз-то и представляет собой наше "Золотое сечение" с точками-кинопроекторами F3 и F4, как и бывает в залах панорамных кинотеатров. На рисунке 1 на это можно посмотреть сверху, "с потолка".  Сидя в зале, мы не помним о количестве кадров в минуту, если забыть и самого Зенона, который знал о "покадровости" восприятия, о чём совершенно справедливо рассказано в статье академика Ярбуса "Радуга из 0-цвета". Воспринимая действительность как киноплёнку с определённым количеством кадров в секунду, глазной аппарат посылает сигналы в мозг. Эти сигналы – яркие разноцветные полосы  от
точек F3 и F4 через весь зал до экрана. Эти полосы с их переменной интенсивностью, цветом, яркостью - наши ЭМОЦИИ. Однако если в кинопроекции каждый кадр сменяется последующим, в нашем "чёрном ящике" ПРЕДЫДУЩИЙ уходит вглубь экрана
по мере того, как на него накладывается, впечатываясь, ПОСЛЕДУЮЩИЙ. Мы говорим "ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ГЛУБОКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, не догадываясь о знаниях, заложенных в нашем языке. Глубина же впечатления зависит от его ЯРКОСТИ, что наблюдается в кинотеатрах.  А зачем эта глубина, и куда уходит каждый кадр, как он там записывается, рассмотрим на примере:
допустим, Вы когда-то видели (даже боковым зрением, "проездом") кучу песка, крышу дома, фотографию египетской пирамиды на обложке учебника истории… Накладываясь друг на друга, эти объекты сформировали общий АБСТРАКТНЫЙ  ПРИЗНАК–ЭТАЛОН: треугольник. (Линия горизонта заложена как основа подсознания в вестибулярной системе, обеспечивающей устойчивость организма – его положения в пространстве как перпендикуляра). Или Вам попал на глаза арбуз, диск Солнца, блюдо, - Ваш общий абстрактный признак-эталон – ОКРУЖНОСТЬ и т.д. Так формируются абстрактные признаки-эталоны подсознания.
                Ремарка: Является ли правомерным называть науку об эталонах подсознания ГЕОметрией, когда "гео" – земля, сама подвергается расчётам подсознания по тому же принципу?
Точно так же как и вышеперечисленные признаки, ВПЕЧАТЫВАЮТСЯ: и цвет, и фактура  предмета, создавая в сумме ОБРАЗ под тем или иным названием-словом. ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Впечатляющий образ или явление как сумма образов и действий.

1.
Представьте себе, что Вы живёте в деревне Васильевка, где все – Васильевы, все родственники, и все – курносые. Вы заболели, и не можете выйти в поле на работу. Вам остаётся только смотреть в окно, в его ЭКРАН. Вся деревня пройдёт мимо, попав в поле экрана, и Вы знаете, что это будут ПРИВЫЧНЫЕ глаза, носы… - черты лиц. Однако в этой общей массе Вы обязательно выведете самый смешной и самый уродливый курносый нос. Что это будут за носы? Самый маленький – смешон. Самый большой – ужасен в своей дисгармоничности сообразно пропорциям лица или головы. Значит у Вас есть определённый ДИАПАЗОН ПРИВЫЧНОГО – от самого маленького до самого большого. Это будет являться ФОНОМ - ПЛОЩАДЬЮ-диапазоном ВЕРОЯТНОСТИ появления любого привычного носа (в рамках физиологического ФОНА, хранящего всю информацию виденного Вами). Расчёт вероятности - основная функция подсознания, но об этом - позже.
       Если говорить о красоте, то красивым Вы будете считать нос ОПТИМАЛЬНЫЙ, средний. Он и будет Вашим эталоном подсознания в данном диапазоне привычного. Но вот Вы поправились и поехали в город, где отродясь не бывали. Там Вы сталкиваетесь с новым, непривычным, и в данном контексте проблемы, - с горбатым носом. Как обычно изображают актёры, Вы двинетесь за этим человеком, и открыв рот будете какое-то время идти за ним. Какое? А время, необходимое мозгу на усвоение ВНЕФОНОВОГО или НАЛИЧНОГО. Факту появления внефонового элемента соответствует эмоция УДИВЛЕНИЯ.
      
УДИВЛЕНИЕ ЕСТЬ ЭМОЦИЯ, КОНСТАТИРУЮЩАЯ ФАКТ ПОЯВЛЕНИЯ ВНЕФОНОВОГО ЭЛЕМЕНТА, И ЕЁ СИЛА ПРЯМОПРОПОРЦИОНАЛЬНА СТЕПЕНИ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ФОНА, и  измеряется его площадью отклонения или расширения рамок привычного.

О главном: прежде всего стоит уяснить, что же такое биоцелесообразность на простом примере:
курение небиоцелесообразно, так как наносит явный вред здоровью. Это факт.
Однако оно помогает «сменить занятие» ради отдыха от напряжённого труда, являясь своеобразной эмоциональной отдушиной, как любая смена занятий, не отвлекающая от проблемы, а наоборот помогающая сосредоточиться, сменив положение, пусть просто физическое. В том и биоцелесообразность подобных смен мест, занятий, впечатлений.
Чаще курят люди напряжённого труда. Кроме того, курение «способствует» общению,
соответствию коллективу курящих – их общности как ГАРАНТИИ ВЫЖИВАНИЯ в рамках разнообразия поведения окружающих. «Вписаться в коллектив» чаще тянет подростков из-за отсутствия уверенности в себе, что конечно БИОЛОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО как и желание бросить курить чаще в возрасте, уже с накопленным опытом бытия без нужды в ориентации на таком примитивном уровне и частичной потере здоровья. Биоцелесообразность в науке – гносеологический метод, принцип познания процессов внутри нашего мозга, в его подсознании.
 
Расширение фона БИОЦЕЛЕСООБРАЗНО, а потому всегда есть явление ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, способствующее ориентации субъекта в бесконечно меняющейся среде обитания или ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ как СУММЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К СУБЪЕКТУ. Степень же отклонения от фона измеряется здесь в процентах, количеством пикселей, если хотите. Время, требующееся на усвоение такого добавления к ФОНУ зависит тоже от площади добавления или отклонения. Перемножьте пиксели на (t) и получите СИЛУ  ЭМОЦИИ (удивления), приводящую в данное движение не только машину-мозг, но под его командой и весь организм. Кстати, красивым теперь Вы будете считать опять же оптимальность - прямой "греческий" нос. Вот так и меняется, расширяясь, ФОН подсознания. Предварительно скажу, что ФОН - физиологическая конструкция нашего мозга, занимающая бо`льшую его часть подобно жёсткому диску. Ошибка считать, что 95% мозга якобы не задействовано. В природе, руководствующейся принципом экономии "минимум средств для максимума цели", нет и не может быть ничего лишнего, тем более, такой высокоорганизованной материи, как мозг, где кроме оперативной памяти есть ещё и активно-пассивный физиологический фон, занимающий пресловутые 95% подобно хард-дискам в компьютере с хранящимися там файлами камеры наблюдения - нашим зрительным аппаратом. Это - архив памяти  как записи подсознания, из которой НИЧЕГО и НИКОГДА не исчезает и не стирается.


ФОН
 "Противоречие есть критерий Истины,
отсутствие противоречия есть  критерий
заблуждения".
              Г. Гегель.   


"Познание есть методологическое разрушение противоречий, возникающих в нашем мозге,
и только в нём".
/С. Н. Меркулов/.

В работе академика А. Л. Ярбуса "Радуга из нуль-цвета" говорится о противоречии, где, с одной стороны, неподвижный тест-объект "обязан вызывать нуль-цвет" на том участке сетчатки, куда попадает изображение. С другой стороны, зрительная система НЕ ЖЕЛАЕТ С ЭТИМ СЧИТАТЬСЯ и подменяет нуль-цвет другим – зависящим от ФОНА изображения, т.е. – ГЕНЕРИРУЕТ цвет.
В статье "Формула красоты" С.Н. Меркулов пишет: "Отражающий механизм восприятия двойственен: он одновременно активный и пассивный, или скажем иначе, актуальный и потенциальный". При появлении любого объекта в поле зрения человека фоновые подобия "выбегают" навстречу, и если наличный хуже своих фоновых подобий, он оценивается отрицательно(-), как неспособствующий расширению ФОНА, и наоборот, что соответствует принципу биоцелесообразности. Соотношение же, где наличное ставится в числитель, а фон – в знаменатель, есть не что иное, как ОЦЕНКА наличного. Плюс или минус: удерживать данный объект или отстранить его. А это – и стимул к действию. Здесь важно понять, что притягивание предмета или отталкивание его, как СПОСОБСТВУЮЩЕГО ВЫЖИВАНИЮ  или  ПРИБЛИЖАЮЩЕГО  К СМЕРТИ (непосредственно или опосредствованно) есть оценка ВРЕДНО-ПОЛЕЗНО. Так осуществляется расширение ориентиров – ОРИЕНТАЦИЯ в меняющейся среде обитания - биологической и социальной. ПОТРЕБНОСТЬ в расширении ФОНА – основная суммарная потребность человека. Интерес к жизни, любознательность, жажда познания во всех направлениях, в том числе и работа над собой.
В своих "5-и лекциях по психоанализу" Зигмунд Фрейд приходит к выводу о ПЕРВИЧНОСТИ человеческого стремления к УДОВОЛЬСТВИЮ. Но удовольствие комплексно, как любая ОЦЕНКА, и порой это - очень сложная сумма элементарного.
Нехватка того или иного элемента в организме может стать причиной гибели, но сам организм при этом ничего не почувствует, кроме, может быть, общего недомогания, при том, - в последней стадии. Но с помощью анализа крови, например, можно определить опасный дисбаланс и пополнить его соответствующим недостающим элементом, чем и спасти жизнь. Пациент же при этом не почувствует РАДОСТИ выздоровления. Почему?  А потому, что в яблоке, например, есть все те же самые элементы из таблицы Менделеева, что и в груше, тем не менее разные люди отдают предпочтение разным плодам, говоря, что этот плод им ПО ВКУСУ. Но вкус и есть причина удовольствия. "Вкусен" комплекс, элемент безвкусен. ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНА.
Следовательно удовольствие – тоже. А первичным может быть только элементарное. Потому
удовольствие как таковое (со всеми названиями всех самых сложных комплексов  не может быть предметом фундаментальных исследований как фундамента поведения).

Проблема комплексов – популярна,
но Вы простите, господин Фрейд,
они – вторичны,
и – не секрет.
Первичное – элементарно.

... Парит над практикой эйфория
удач, открытий и точных фраз.
Парит как музыка Чик Кория.

Зачем копыта,
когда – «Пегас»?


__________________________________
Рубрика "Философские
зарисовки".

В процессе размышлений я заметил интересный факт: чем слабее научная база той или иной концепции, тем больше в ней "красивой литературы", что стимулируя незатихающий интерес к проблеме, порождает огромное количество интерпретаций, толкований, школ и т.д.  Но количество не есть качество, господа.  Здесь Зигмунд Фрейд напоминает Льва Толстого, которому Владимир Соловьёв сказал, что не стоило из хорошего писателя превращаться в плохого философа.

2.

Есть древняя китайская притча о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной.
Профессор Симонов, Лауреат Государственной премии в области психологии, в своей книге под названием "Что такое эмоция" приходит к выводу, что она – "компенсатор
нехватки знаний по достижению цели", т.к. подсказывает одной из лягушек (активной и эмоциональной) выход из положения, в то время как пассивная решила, что способа выбраться у неё нет, и тихо утонула. Активность и эмоциональность позволяет взбить лапками масло и, оттолкнувшись от него, спастись.   


Врач – учёный.
Учёных – слушаю:
"Читали притчу о двух лягушках? –
в сосуд, мол, - две,
а назад – одна.

Красивая притча.
А потому – верна.
В красоте – и правда. А как иначе!"

Шепчу:
«Ваш труд... (Вы - не скрипач Эйнштейн)
отличен так же,
как от мудреца Мазаччо
очень красивый Монтень.

Притчи мужества суть несут,
они – науки иного рода;
попали бы Ваши лягушки в сосуд,
где – не сметана, а тонкий лёд...
Вот.
И хлебали б воду.

Теперь вода, как всегда, -
из книг,
смотришь в книгу,
и видишь... фильм:
кадры мчат, а вперёд - ни сдвига:
завис вопрос -
над волной дельфин.

_________________________________
Поэма "Нулевой житель".


Проломив лёд, активная лягушка утащила бы с собой и подругу. Пассивная, как она представлена в притче, могла бы не шевелясь дождаться, когда лёд станет покрепче, к утру, например, и выпрыгнуть. И этот факт тоже можно было бы назвать компенсацией нехватки знаний... Но так ли это?
Если спросить физиолога:"ЗАЧЕМ эмоции?", он будет вынужден отвечать не на ЭТОТ вопрос, не в ЭТОМ контексте. А на вопрос "ЧТО такое эмоция" придётся переспросить:"Где?". Но мы же слышали, и не раз, что  "в правильно поставленном вопросе – половина ответа". Будучи уже болен и, находясь в больнице, Альберт Эйнштейн
принимал уколы. Медсестра, обслуживающая его, однажды не вышла на работу, и вместо неё пришёл сам врач.
- Э, да Вы пол сменили!- шутя воскликнул Эйнштейн. Сумасшедший, - подумает кто-то. А дело в том, что он видел мир ФУНКЦИОНАЛЬНО. Укол сменил пол. Укол – функция, а потому стоит во главе. ЗАЧЕМ – вопрос ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, действия. И "ЗАЧЕМ нужны человеку эмоции" – единственно верная его постановка. Я уже говорил о СИЛЕ эмоции, о том, что она лишь усиливает действие – убыстряет его из-за высокой ОЦЕНКИ его необходимости, так как является СУДЬЁЙ в вопросе важности потребности на данный момент времени в её постоянном конфликте с другими - в борьбе за средства удовлетворения, суммой которых и является человеческий организм. И при огромном количестве человеческих потребностей, существующих ОДНОМОМЕНТНО, ЭМОЦИЯ - РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ их ПРИОРИТЕТОВ, чтобы не размениваться на постоянную диктатуру мелочей. Но СИЛА – область физики. Вот мы и пришли к единственно верной трактовке проблемы.

"Психология - область физики".
                /Герман Гессе. "Степной волк"/


ПСИХОЛОГИЯ ЕСТЬ ОБЛАСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ. Раздел "СИЛА".

Психологию в сегодняшнем её положении понимают как часть биологии, что и не позволяет ей развиваться из-за подмены вопроса "ЗАЧЕМ" вопросом "КАК".
Невольно представляется картина, где человек разобрал на кирпичи здание Большого театра, забыв давным давно весь репертуар, а с ним - и назначение здания, тщательно пронумеровал их и, разложив по всей площади в определённом, причём – удобном для его "научно наработанного, современного" понимания порядке,
засел на века в позе Роденовского  "Мыслителя" с целью понять... "ЗАЧЕМ" он был построен. Это напоминает комичную ситуацию с "изучением" мозга В. И. Ленина, мозга, разобранного и разложенного на составные, не имеющие НИКАКИХ характеристик, лишённые функциональности и хоть каких-нибудь известных связей между собой. Мёртвое не есть живое, существующее только на фоне мёртвого! Мёртвое БЕССИЛЬНО, оно - вне функций и в процессах не участвует. Но ГАРМОНИЯ ЕСТЬ ЕДИНСТВО ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО ВО ИМЯ ЕГО ФУНКЦИИ, так как вне функции нет ни гармонии, ни единства. Нелетающий самолёт не есть самолёт.

3.
Итак:
   Эмоция есть оценка ситуации на данный момент времени и единственный стимул к действию по изменению действительности относительно субъекта действия от (-) к (+).
   Эмоция есть сила неравнодушия, приводящая в действие машину-мозг.
   Эмоция – показатель степени важности потребности на данный момент времени.
   Эмоция – судья в конфликте потребностей, имеющих каждая свой удельный вес, так как каждая располагает собственными биологическими часами, временем (t), отпущенным на её удовлетворение.

Потребность есть требование организма, направленное на пополнение его биохимического постоянства – единственного условия существования. Неудовлетворение потребности по истечению отпущенного организмом времени на её удовлетворение приводит к смерти. И не зависимо от того, ЧТО лежит в основе жизни на любой планете, в любом уголке космоса, в любом измерении, единственным критерием любого ДЕЙСТВИЯ является ЭМОЦИЯ, как АБСОЛЮТНЫЙ КРИТЕРИЙ БЫТИЯ ВСЕГО ЖИВОГО ВО ВСЕЛЕННОЙ. Она - единствееный метод САМОПОЗНАНИЯ МАТЕРИИ с целью САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Индикатор целесообразности.

К О Н Ф Л И К Т

Сила жизни - конфликт потребностей,
и у каждой – удельный вес.
Дебри страха, пожары ревности,
кто – с мечтой в душе, а кто – без.

Сила жизни – конфликт потребностей,
И - свои часы у любой:
биовремя – строитель ЦЕННОСТЕЙ
тех, что властвуют над тобой.

Вероятность удовлетворения –
это не бесконечный путь;

перемноженная на время,
эта С И Л А взрывает грудь!

И по нервам снуют химеры,
и желаниям—нет границ!
... И мерцают в трёхмерных сферах
индикаторы наших лиц.



__________________________________
Рубрика "Гносео-логос".

 
4.
Людям, не сталкивавшимся ранее с проблемами такого порядка, может показаться с одной стороны, что я ничего нового не сказал. Тогда поищите в словарях эти определения, в том числе – точную формулировку "Золотого сечения", гармонии, эмоции, потребности... и "ИСТИНЫ", столь часто упоминаемого философами слова; ведь если эмоция есть ОЦЕНКА предмета и любого явления, то истина для человека есть эмоциональный образ, сумма оценок стоящая не над, а наряду с остальными по своей конструкции. Задумайтесь, сколько энергии умов потрачено зря на бесполезность её "поиска"! Вне эмоций НИЧЕГО НЕТ кроме как информации к ним.
Если предлагаемую мною тему представить поэтапно, то она в своей основе  - давно назревшее предположение, превратившееся, наконец, в гипотезу, которая в процессе исследования только подтверждается обнаружением фактов, методов подхода и находками, выстраиваясь в непривычно сложную систему, охватывающую восемь областей познания и саму гносеологию в её известных и заново открывающихся методах и путях познания.

Следует уяснить главный отправной пункт: ОЦЕНКА как сумма данных с рецепторов есть ДЛЯ человека сам ОБЪЕКТ: цвет, температура, форма, абстрактность-конкретность, звук, (при взаимодействии с другими объектами), размер, запах, вес - всё это ОЦЕНКИ поступающей на рецепторы ИНФОРМАЦИИ. Мир вне эмоций - никакой, независимо от того, насколько сложный комплекс данных его составляет. ЭМОЦИЯ есть КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ в первую очередь. Подобно тому, как мы говорим: "орёл", "воробей", "птица", понимая, что и орёл, и воробей, и птица - категория "ПТИЦА" как вид, так же и в мире физики и ощущения, и чувства, и эмоции составляют одну общую категорию - ЭМОЦИЯ - категорию СИЛЫ, подобно тому, как и раздел "электричество", и "тепло", и "сила" могут войти в одну категорию "СИЛА". ОЦЕНКА-стимул-СИЛА - вот цепь явлений, которую необходимо изучить в таком неожиданном ракурсе. Представьте себе, что пока все люди спали, кто-то поменял местами рецепторы "сладкое" и "солёное". За столом все посчитают, что перепутаны упаковки. И сомнений не будет ни у кого. Их на самом деле "вернут" "соответствующим" продуктам и ничего не изменится! Люди будут потреблять сладкую "соль" и солёный "сахар".
Нас учили тому, что "звук есть колебания"... чего? Посудите сами.
Человек бьёт по колоколу.
Явление 1: масса колокольного языка + масса самого колокола и его структура уже определяют и силу "звука", и его окраску, но это ещё не звук, хотя всё вполне описуемо физически.
Явление 2: среда может иметь разную плотность, и это - другая формула физического выражения.
Явление 3: перепонка может отсутствовать (вопрос не о субъективной случайности, о принципиальном отсутствии перепонок или слуховых аппаратов вообще у всего человечества как вида), и звука НЕ БУДЕТ, но если она в норме, то в норме ли нерв, соединяющий её с участком мозга, который, в свою очередь тоже может быть нарушен. Звука тогда не будет опять. Вся эта цепь явлений, переходящих одно в другое по самым строгим параметрам, ещё не гарантия, как видите, отвечающая вышеупомянутому высказыванию. А с другой стороны, всю эту цепочку можно миновать, просто подействовав электродом на тот участок мозга, где возникает звук колокола (который соответствовал бы информации всей цепочки). И будет звук! Безо всякого колокола и среды. ЗВУК есть ЭМОЦИЯ. Как оценка явления (или действия электрода). Но если этот звук - выстрел, Вы пригнётесь не рассуждая, потому что ОЦЕНКА - стимул и руководство к действию, подобно тому, что мы не стали бы изучать данное явление, будь мы все с рождения лишены слуховых аппаратов. Норма есть норма, какой бы она ни была.
Нельзя не прокомментировать банальную всемирную «истину» о 5-ти(?) процентной занятости мозга, так как исходя из вышеприведённой формулировки гармонии, в Природе ничего лишнего не было и нет:
фон не может быть не физиологическим, это сложная организация на клеточном уровне,
и исходя из сложности процессов, занимает БО`ЛЬШУЮ часть мозга, одновременно являясь и пассивным хранилищем информации, записанной в подсознании, и активным генератором эмоциональных оценок и образов с коэффициентом полезного действия... больше 400% по приблизительным расчётам.
Глубокое ВПЕЧАТЛЕНИЕ зависит не от количества точек и линий на холсте, а их расположения по законам композиции с учётом врождённого "Золотого сечения", (Например, в абстрактной живописи) способной мобилизовать зрителя не только на какие-то действия, но и на выбор профессии художника  и, следовательно, на образ жизни. Сильные эмоции вызывает настоящее искусство, т. к. оно - способ обмена эмоциональной энергией подобно электротрансформатору, способ зарядки. В детстве после просмотра какого-либо хорошего фильма невозможно успокоиться очень длительное время, и даже "заболеть" тем или иным образом, характером героя. А это значит, что рассчитав законы искусств, можно, создав такую программу, получать эмоции МАШИННО и трансформировать их в действительность, используя искусственно созданный НЕОГРАНИЧЕННЫЙ ФОН.


О Б   Э М О Ц И И

Ты говоришь,
«Я – то, я – это...»,
себя деля или дробя.
Жива лишь СУММА всех ответов –
твоя эмоция себя,
твоя эмоция Планеты,
твоя эмоция жены,
оценки тьмы, оценки света,
того, что – явь, того, что – сны.

Ты – добрый гость своих оценок
наук, религий, зла, добра... –
с тобой оценка откровенна
сегодня, завтра и вчера.

_________________________________
Планета - большая (относительно нашего тела),Солнце - ещё больше, но тоже - относительно нас. Холод - относительно температуры 36/6 гр. и т.д. А что можно сказать о "Боге" относительно нас?
Людям, склонным к религиозному восприятию действительности стоит понять сначала, что в переводе с греческого - от слова "АМОВЕРЕ", т. е. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в русском языке имеет место антоним "НЕИМОВЕРНЫЙ": не поддающийся оценке, непредставляемый, не являющийся ОБРАЗОМ, без-о`бразный. Т. е. предмет несравнимый, внефоновый. А следовательно мы не имеем дело ни с чем кроме ОБРАЗОВ - тех или иных предметов, сформировавшихся в нашем мозге, и только в нём! "БОГ" - тот же самый эмоциональный ОБРАЗ как сумма наших (индивидуальных в каждом отдельном случае) потребностей - СОЗДАННЫЙ НАШИМ ПОДСОЗНАНИЕМ запасной ориентир для выживания, "гарант" повышения силы воли в экстремальных ситуациях. Образ-помощник из области психотерапии, самовнушения, которое тоже в этом смысле БИОЦЕЛЕСООБРАЗНО. Но компенсаторов нехватки знания не существует и быть не может: знание незаменимо ничем! Потому Рим и строил Академии, и все дороги вели к нему. Бог ни в коем случае не есть ОБЪЕКТ, т. к. предшествующей фактической информации не существует.
Мы вообще имеем дело только с тем, что живёт в голове, не являясь "объектом" вне нас. Повторяю; вне нашего мозга МИР НИКАКОЙ.

Одно из общих заблуждений в области психологии - подразделять эмоции на "стенические" и "астенические", т. е. побуждающие к действию или проявляющиеся как бездействие, relax. Но если эти факторы рассматривать в рамках причинно-следственной связи, то действие и бездействие - просто индивидуальные  проявления эмоций, которые следует подразделять только на положительные и отрицательные. Сдав трудный экзамен, студент может и пуститься в пляс, и свалиться с облегчением на диван, не в силах шевельнуться. Это Вам знакомо, читатель. То же самое и с отрицательными. Диалектика незыблема. Один из её законов - закон борьбы и единства противоположностей. Пример тому - электроразетка, где плюс и минус  - причина возникновения энергии, слияние полов - причина деторождения, я уже не говорю о полюсах в их громадном физическом, историческом и философском значении. Все столкновения плюсов с минусами - источники жизненной энергии.  В русском Алфавите от А до Я как от плюса к минусу в кульминации стоит "Р" (Ра) - вибРАЦИЯ, РАЦИО - расчёт, точность, ясность и потому бесспорность знания (язык формул читается всеми, невзирая на национальность и знание языков). Мир устроен так.
Освобождаясь от отрицательных эмоций (потенций) мы построили цивилизацию. Тогда какова же роль положительных эмоций именно в фундаментальном понимании?
Я могу с полной уверенностью сказать, что ответ на этот вопрос не посетит никого ни в ближайшее время, ни в дальнейшем. Пусть это останется моим личным секретом
или, как можно сказать, молчаливым ответом на всеобщее ответное молчание читателей (вопросы в контексте подобных тем не возникают только в атрофированных умах) и замалчивание всяких АД-министраторов, считающих себя венцами высшего, (но, к сожалению, рабского) разума.
Кстати, ведущим компонентом управления техническими объектами будущего могла бы служить эмоциональная энергия, легко поддающаяся аккумулированию и трансформации.

Хотите увидеть формулу эмоции? Пожалуйста. A = Vt. Вот и всё. Перевожу: Сила неравнодушия, приводящая в движение машину-мозг равна произведению вероятности удовлетворения потребности на время, отпущенное на её удовлетворение. Расчётом вероятности будущих ситуаций мозг занят постоянно, даже когда мы спим. Он учитывает малейшие изменения в привычной окружающей обстановке, о чём ум и не подозревает, что ускользает от внимания. Не буду приводить примеры, хотя они потрясающе интересны, и могли бы служить самопознанию каждого из нас, удивляя и радуя.

К ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
ЭМОЦИЙ

День равнодушного
равен часу.
День ребёнка-
длиною в год.
У всех Эмоции – своя Масса,

Пространство, Время,
и их расчёт.

Там – площадь давленья
с удельным весом,
и ускорения роль своя...

Всё зависит от интереса –
диапазона твоего «Я».

_______________________

Так что, не только Исаака Ньютона следует беспокоить, но придётся постучаться и в дверь автора Теории относительности, и к самому Тесла. Если доживём, конечно, благодаря активности наших "спонсоров" вроде Моргана.

Кому не совсем понятно, напомню, что вся Вселенная - чья-то материализованная потребность, и у неё тоже есть своё время удовлетворения. С уменьшением времени сила эмоции растёт (попробуйте долго не есть или не идти в туалет, и Вы умрёте от голода или отравления организма), при уменьшении вероятности удовлетворения (время упущено, и Вы не сможете поступить в институт) она падает: не успели что-то до поры, и перестанете хотеть. Мы уже не читаем, нам многое стало неинтересным... Что остаётся? Телесная Триада: добыча, размножение и сон (досуг) - условия и функция мира животных и насекомых.

В каких бы формах и измерениях ни текла жизнь, будь она человеческой,  биомеханической, кремниевой, андроидной и т. д. - разумной, везде критерием действия является оценка "хорошо" или "плохо".
Это и есть, повторяю, абсолютный критерий бытия всего живого во Вселенной. Она же и стимул к действию. Я бы мог, как и хотел, написать гораздо больше, но судя по равнодушию читателей, тему закрываю. Голос странника в пустыне, о которой столько было сказано... Если Миру не интересно ЭТО, мне не интересен Мир, в котором приоритет крови значимее приоритета разума, изучающего законы Природы с глубоким уважением к ней, а не стремящегося их оседлать; разума, действующего СВОБОДНО: вне зависимости от Рас, национальностей, родов, пород, всевозможных биоконструкций Вселенной, следовательно -  ЛУЧШЕГО НА ФОНЕ ОБЫДЕННОГО. Разум есть тот самый творческий, рациональный путь к знаку "ПЛЮС" из минусовой среды всяческих заземлений и заземлённостей, неподвижностей "измов" и религий как продукта недоразвитости и ограниченности человеческих и прочих умов.
В заключение должен сказать, вернувшись к изначальной теме, что У каждого рецептора есть свой собственное "Золотое сечение", выражающееся математически, т. к. "Поверить алгеброй ГАРМОНИЮ" - фраза бессмертная и точная. Исследователи не представляют, КАКИЕ горизонты познания откроются им! Пожелаем же учёным доброго пути на этой благословенной стезе.

Часть 1 : http://stihi.ru/2020/02/29/1609
Часть 2 : :http://www.stihi.ru/2009/08/26/6093

                Владимир Мальчевский. 2009 год.