Из переписки с игуменом

Николай Рустанович
Из личной переписки с автором игуменом Паисием Савосиным


Николай Рустанович 2 октября 2018 года в 17:03
Почитал немного. И подумал: что читалось бы всё такое гораздо лучше если б только от автора исходило. Ваши успехи и заслуги - они мешают непосредственному восприятию лирики. Читатель предпочитает сам открыть автора, без наводки. Это болезнь такая у многих авторов: спешить представиться трудами своими, перечнями. Вот попробуйте сделать дополнительную страницу под другим именем без реестра заслуг - и удивитесь как изменяется восприятие автора. Эн Руст.

Игумен Паисий Савосин 2 октября 2018 года в 17:32
Сердечно благодарю за внимание )
что ж, возможно, Вы и правы - насчёт "страницы-без-опознавательных-знаков" )
но, честно сказать, нет сейчас ни времени, ни сил, ни - честно сказать - желания возиться с этим
а насчёт того, зачем вообще обозначил свои "координаты"... ну, это просто констатация, точность в ней тоже одно из правил хорошего тона в общении - там, если заметили, есть и констатация того, что светское своё образование я не закончил, что где-то был лишь номинантом, ге-то - лишь в лонге... это похвальба? не думаю, что быть номинантом или попасть в лонг - большое достижение ))
а скрывать всё и оставаться инкогнито свойственно великим
как свт. Филарет митр. Московский иронично замечал одному священнику, "смиренно" подписывавшимся под письмом одним именем, что одним именем может подписываться император, единственный в своём роде человек с таким именем, а всем прочим должно соблюсти точность в указании кто ты, что и откуда
так что... оставлю пока всё, как есть )
кланяюсь Вам )

Николай Рустанович 2 октября 2018 года в 17:37
Ну что ж. ВЫ не в гордыне, раз ответили мне. Спасибо.

Игумен Паисий Савосин 2 октября 2018 года в 20:42
Николай, да что Вы! кто ж свободен от гордости-то... )
и я от неё не свободен ни разу, увы...
гордость - последняя крепость, которую берёт человек; она всю жизнь нас подкарауливает - того и гляди вылезет в каком-нибудь нашем движении
и во мне она отовсюду торчит
но я не теряю надежды )

Николай Рустанович 4 октября 2018 года в 08:52
Милый Игумен! По состоянию я скорей всего светский гуманист и далёк от ваших сфер в которых так наглядна бывает "поповщина" При этом дочь моя Рената почти монашка что ли, с юности религиозна весьма, теперь иконы копирует где-то в Загорске. Таково было влияние мамы, та в братствах состояла. не спорю с ними, скорей развлекаю говоря "все святые с бородками". В жизни я не встречал "батюшек" или "отцов" с которыми мог бы поговорить,
ибо обычно они уклонялись ссылаясь на "велика тайна сия". Никрус, наверняка гордынный.

Игумен Паисий Савосин 4 октября 2018 года в 13:19
Ну... не знаю тех, кто уклонялся от разговоров с Вами, потому не знаю, отчего они так делали...
от себя скажу, что когда мне приходилось уклоняться, я - если глубоко глядеть - делал так по собственной своей слабости, неспособности к ответу, неспособности вглядеться в суть вопрошания - то ли потому, что слишком внезапен вопрос был, а я увлечён был какой-то другой темой; то ли просто душа была в нищем состоянии... ведь общение всегда жертва, жертва внимания
все мы люди, все человеки немощные...
кланяюсь Вам )

Николай Рустанович 5 октября 2018 года в 07:56
Спасибо за внимание, вы первый кто нормально отвечает без идеологической напылённости, без позы, а это даже уважение повышает к "батюшкам". Никрус.

Игумен Паисий Савосин 5 октября 2018 года в 08:02
что ж... рад поддержать нормальную беседу )
но батюшки, нормально разговаривающие, поверьте, отнюдь не редкость, просто Вам как-то, видать, не везло )
кланяюсь )
Николай Рустанович 5 октября 2018 года в 10:43
Все, что в мире: похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская,
не от Бога. Ев. От Иак. 323.

_______________________________________________

Ну что глаза...
Химизма отпечатки?
А заглядишься – и плывешь.
И о любви совсем не врешь,
и в сердце прыгают зайчатки,

и вновь Творец в тебе без спроса
в груди выламывает кость,
и женщина опять сквозь космос
глядит Праматерью, насквозь,

и чувство... вечности... минутной!
И жаль: что христиане лгут, -
мол, красота для нас распутна,
и“похотью очей” клянут.


Игумен Паисий Савосин 5 октября 2018 года в 13:07
Николай, мне интересен Ваш неравнодушный разговор )
что ж, буду отвечать по порядку
ссылочка неточная - это не "Ев. От Иак. 323." )))
это первое послание Иоанна, 2, 16.
а "Ев. От Иак. 232." вообще не существует ))
но текст Вы привели верно, да
только, осмелюсь сказать, всё ж не проникли на полную его глубину
ну сами подумайте... столько поколений, столько людей читали это послание, видели правдивость его... и влюблялись тоже, и свято, и красиво любили!
и никакого противоречия не видели... как? а? Вы подумали, нет?
судя, по легковесному восклицанию в Вашем этом стихотворении, нет (
попытаюсь сказать, в чём Ваша ошибка
собственно, она не только Ваша, ею ошибся ещё, например, Фрейд )
он считал все возникающие в человеке душевные движения естественными, а потому сдерживание их считал началом стрессов, комплексов и т.д.
но и не Фрейд первый сделал эту ошибку, она раньше - в ошибочном западном, католическом понимании того, что произошло с человеком в грехопадении (эту же антропологию наследовали и протестанты и все прочие западные люди)
западные отцы видели в этом событии лишь лишение благодати, и только; а сам человек, как они думали, остался тем же, каким и был от сотворения... они не дали никакого значения словам, что Господь сделал Адаму и Еве "кожаные ризы"... что это такое? просто дублёнка что ли? а кожи где Бог взял? оленя замочил? ))) или опять их из ничего сделал? да что за фокусы, в конце концов! )))
ерунда, конечно )
"кожаные ризы" - это огрубелость, дебелость нашего наличного состояния - и это для того Господь сделал, чтоб затруднить человеку контакт с демонами, поскольку подобное идёт к подобному, а человек стал им подобен, приняв совет демона и отделившись от Бога...
так вот, кроме этого ещё - и очень важное... человеческое естество, попытавшись отделиться от Бога, претерпело страшное повреждение, когда все качества и свойства человеческие стали действовать искажённо, часто хаотично - одним словом, с повреждением, неверно, неточно
и это ещё не всё
человек создан быть храмом
но, отступив от Бога, он не остался один, - человек стал вмещать в себя уже не Бога... а действие демонское
что происходит через помыслы...
читали Вы Достоевского? помните: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей...»
а помыслы - как ключ зажигания, из них растут те или иные состояния человеческие, ума и сердца, самая атмосфера внутренняя в целом ими определяется
так вот, отнюдь не все помыслы, что внутри нас, наши собственные
а Фрейд считал, что они все до единого нам естественны )
увы, большинство из них не наши, и не Божии, а именно демонские
оттого отнюдь не все в нас душевные движения естественные, и тем более не все Божии...
но любовь, безусловно, дар Божий!
да, с этим и никто никогда и не спорит ))
и это правда, что любовь нас превосходит - случается "без спроса", как Вы пишете...
вообще стихотворение-то замечательное, если б не это памфлетическое слабое восклицание в конце
а знаете, отчего оно слабое?
ничто великое не утверждается за счёт противопоставление чему-то, за счёт борьбы с чем-то - не в этом сила действительно великого
а в самой жизни самоценной этого великого явления, без всяких противопоставлений
так что последние три строки чудовищно ослабляют эти Ваши стихи... разве только чтоб это воскликнуть в конце Вы их писали? пф!
где ж о самой любви-то речь, где ж её самой трепетная драгоценность?.. эхехе...
ладно...
так вот, к чему я все антропологические расклады описывал? они объясняют то, что в словах, взятых Вами в эпиграф, заключено
но, если быть внимательным, можно найти в Писании и иные слова
ну вот например: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом". Это из первого послания ап. Петра.
и думаю, нет причин спорить, что в человеке всё определяет "внутреннее дыхание", а не просто внешняя модельная устроенность... разве моделей любят? нет, а вот тех, кто несколько "несимметричен" )
как чудесно говорил Кокто: "красота - хромает"... )
что есть эта "несимметричность", "хромота"? отсылка к совершенному, вздох к небу, великая наша всегдашняя жажда... а кто пытался изобразить себя совершенным и не нуждающимся в этом - выглядит неживой куклой...
так что не сама красота "распутна", как Вы написали ))
а то, как ею пользуются некоторые
и этих "некоторых", увы, всегда было много, оттого апостол Иоанн и обобщил всё так, как в эпиграфе, взятом Вами, значится...
на этом прервусь - и так уже без меры написал )
будьте благополучны )

Николай Рустанович 5 октября 2018 года в 13:28
И все-таки нет в евангелиях ни слова о красоте в прямом смысле, без подстановок других слов, толковательных. Нет слова "красота". А что последние строки того стиха слишком резкие - согласен. Просто я давно уже понял, сам: сходимся по привлекательности, по красоте, а потом морали взыскуем, не бережем точку отсчета встречи.

Николай Рустанович 5 октября 2018 года в 15:13
Видение было...
...Цирк.
Высвеченный манеж.
Я стою в коридоре, по которому обычно выходят артисты.
На манеже вижу приземистого широкоплечего атлета,
он (я вижу его со спины) ворочает тяжести.

Зал постепенно стихает:
атлет должен поднять неимоверную тяжесть.
Все – ждут.
И я вдруг понимаю, –
но знал это и раньше, – знал – всегда, –
это – Христос.

Зачем-то он выходит с манежа в коридор,
быстро проходит мимо, возвращается,
натирает мелом ладони,
остановился передо мной,
смотрит в меня.

Взгляд спокойный и твердый,
ничего лучезарного, иконописного.

Я понимаю и знаю: он идет на смерть,
это его последний выход.
Я и он – мы знаем, –
и знаем это будто бы только мы:
что не выйти на манеж ему нельзя,
там стоит тишина ожидающая.

Он протягивает руку.
Мы задерживаемся ладонями.
Я чувствую – что заплачу.

Чувствую ненужность слов.
Прощальность…

…Помню теплое и прохладное,
легкое и крепкое,
короткое,

ничем не удивляющее
рукопожатие.

……………………………………………………………………………………………………………………………….
ПОЯСНЕНИЕ:
Самое странное в этом видении: я далек от православной идеологии. Не углублялся.
И, накануне встречи, не читал ничего такого,
познавательного и впечатлившего. Но я уверен, что видел именно Христа.
И не было боязни (признака встречи с «бесом»).
И гораздо позже,
из растрепанной книжки на деревенском чердаке, я прочитал у преп. Пахомия:
«Христово пришествие к человеку сопровождается радостью, сердце не чувствует никакого страха, все помышления тотчас исчезают, ум делается очами серафимскими и весь вперяется в созерцание славы Господней…" ("Училище благочестия", т.11, с. 26).
Так, нет ли, – не мне судить.
Игумен Паисий Савосин 5 октября 2018 года в 20:54
пока отвечу кратко, о красоте: есть чудесная книжка - Ольвье Клеман "Отблески света. Богословие красоты":

если интересно - поглядите, может, прояснится тема
а я сам отвечу чуть позже
нужно вчитаться, "дать отстояться и осесть шуму слов" )
Игумен Паисий Савосин 5 октября 2018 года в 20:55
ай, отчего-то Стихира не даёт отобразиться ссылочке... ну, найдёте, эта книжке есть в свободном доступе
Игумен Паисий Савосин 5 октября 2018 года в 21:25
отвечу вначале на первое Ваше, краткое письмо
думаю, "мораль", которую "взыскуем", как Вы пишете, означает ничто иное, как условия хранения того первого дара, первого прикосновения красоты
а иначе она утрачивается
но дар не бывает случайным, а оттого и не утрачивается - нужно лишь уметь вглядеться, и он возрождается
вообще это: встреча-утрата-поиск-восстановление - обычный ход для всего в человеческой деятельности, и для богообщения, и для взаимоотношений, и для творчества, для профессиональной деятельности, для учёбы...
во всём мы проходим такие этапы
кто не прошёл - тот ещё не профи )
Николай Рустанович 6 октября 2018 года в 07:15
"во всём мы проходим такие этапы
кто не прошёл - тот ещё не профи )

1. Быть профи - критериально?
2. Всё живое уклоняется от деградации в равновесие. Закон развития.
Вы уклонялись, а теперь... профи?
3. Мама была глубоко верующая православная, умерла в 90 с лишним, никогда не ходила по врачам, говорила: как будет угодно богу - так и будет. При вскрытии кровь оказалась "как у молодой".
4. Прадед был дьяконом вроде бы, в полтаве. И сепаратистом украинским. За это и прикончили его "коммуняки-профи".
...Паисий, вы не простой служака, и гуманист, сколько времени мне уделяете. Спасибо за редкое внимание со стороны церковников. Никрус, эклектик в религиозности разнообразной.

Игумен Паисий Савосин 6 октября 2018 года в 08:08
вначале напишу на предыдущее
Видение...
ну... возможно... но это не явление, а просто, может быть, Господь так дал о Себе знать
это не явление в полном смысле
вмч. Евстафию Плакиде Христос дал о Себе знать через оленя )
но ясно, что это не явление собственно... Христос - богочеловек, воплотившийся Бог, и совершенный человек, но не олень ) и фокусами не занимается ))
а так-то святые отцы для скромной точности советовали при из ряда вон выходящих явлениях (подобного рода): "не благословляй и не кляни" - т.е. не говори сразу: о, это от Бога! но также и не говору: фу, это от диавола! говори: я не знаю, что это
так будет сдержаннее и верней
а со временем Господь объяснит, что это было

дальше отвечаю на последнее
"профи" понятнее всего при "профессиональном выгорании" - вот кто не прошёл его, всё ж оставаясь добросовестным врачом/педагогом/психологом/священником и т.д. - особенно это касается "социальных" профессий - тот ещё... эээ... несколько в высокопарных о себе мнениях витает ))
я видел настоящих профи, и это - великое
а в остальных областях - жизни христианской, взаимоотношений - там можно поискать и более подходящее слово
что значит "критериально"?
а так... мы души возделанные или нет? мы подростки несмысленные или человеки, на которых можно положиться? вот в чём вещь...
если обо мне - то нет, я ещё не вполне профи ) я ещё в пути
относительно третьего пункта мне сказать нечего
относительно последнего пункта... коммуняки - не "профи"
впрочем, если Вам не нравится или наоборот, "нравится" это слово - воля Ваша ))
Николай Рустанович 6 октября 2018 года в 08:15
Прочитал. Заметил и некоторую неуверенность в посылах... Посылы, которые уверенные, сразу достают. Никрус, слабоумный, ибо читаю нынче "ангельскую медицину", "будущее тела" (Мерфи, толстенный том) и даже "Добротолюбие". Интерес - ко всему, и всё - как бы мимо пролетает в яму безвидную...

Николай Рустанович 6 октября 2018 года в 08:46
Паисий! Я почитал что такое игумен. И удивился, что вы при своей занятости уделяете мне внимание. Сказано же: с неразумными не вдавайся в прения. Никрус, благодарный за соучастие в Стихире.
...Христос просил не называть «отцами»
служителей церковных, а «отцы» -
не назовешь — сверлят глазами,
носы воротят, гордецы.
им мало сана.

Николай Рустанович 6 октября 2018 года в 10:18
Паисию Савосину, игумену. Возмути!

...Возмути меня, жизни моей утоленье!
Я безумцем забыться хочу...
Не узнать никогда
пустоты
обольщенья,
и бессилья трагизма,
которым плачу
по счетам
постоянного
пораженья...

Игумен Паисий Савосин 6 октября 2018 года в 12:00
ох Николай, Николай... и охота Вам в чужих немощах-то копаться? ))
что Вы поповские наши недостатки всё ворошите? мы из мира пришли, не с Луны спустились, и каково состояние общества, таковы и мы... странно, право, чес слово, неуж не ясно? ))
а "отец"... ну, так у апостола Павла: "хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов..." (1 Кор. 4, 15)
так что не в полном смысле именовать отцами можно
точно также, как всякий человек может быть "богом по благодати" (именно с маленькой буквы), это и в евангелии Христос повторяет слова прор. Давида: "аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси"...

а насчёт "возмути"... о, нет уж )
как раз лучше наоборот: "стяжи дух мирен" (прп. Серафим Саровский)
а возмущённом водоёме ничего не видать, ну прост ни зги )

Николай Рустанович 7 октября 2018 года в 08:34
Великому Паисию С. - от ничтожного червя мира сего. И от Дракона с плавниками.
"Наши недостатки ворошите", так пишете. Да ведь потому и ворошу что не хочется их. У меня от встреч с религиозниками всегда было тягостное настроение, от навязчивого занудства, но от переписки с вами - нет такового настроения. И самое лучшее - общаться стихами, без цитат. Поскольку у меня прошло увлечение, начавшееся после прочтения евангелия от Матфея, где-то лет 20 с лишним, прочтение вызвало, хорошо помню, что-то близкое к слезам от радости встречи, в те годы и доступа не было ко многому, а потом стал вникать в разные переводы и "смутился" от трактовок. А потом получилось что стал располагаться к буддизму, ничего толком не понимая, с ощущением что многое сразу понимаю. В общем, я даже слегка завидую что вы так целево состоялись. Я ведь тоже метал поступить в семинарию, но потом узнал что там дисциплина жуткая, ниже травы надо стать и "возроптал духом", поступил просто на Философский в МГУ. Так что... не серчайте на меня. Жизнь - продолжается. Никрус.


Игумен Паисий Савосин 7 октября 2018 года в 11:23
не-не-не, ни в коем случае! никаких "великих" )))
и да, вот именно что жизнь продолжается!
мир Вам! )
кланяюсь )

Игумен Паисий Савосин 7 октября 2018 года в 11:25
а то, что Вы пережили тогда, при встрече с Евангелием, как думаю, подлинное )
и это не исчезает