Хранители веры

Наталья Лешукова
Хранителем веры православной, несмотря на долгие мрачные годы гонений и истребления любого религиозно-нравственного явления на нашей российской земле, всегда являлся сам русский народ. Точнее сказать, русский народ является носителем генетического кода хранителя православной веры, гражданина Святой Руси, гражданина Царствия Божия, столица которого – Небесный Иерусалим.

Этот код может дремать в человеке длительное время. Теперешнее старшее поколение выросло в годы безбожия и открытого богоборства. Но и во времена абсурда «научного атеизма», многие люди умудрялись тайно крестить своих детей. Так что и в советское время многие граждане были хоть и «неверующие», но крещёные.
 
Итак, человек жил себе – не тужил, работал, семью завел, все как у всех. Завидовал соседу, осуждал власть предержащих, внешне при этом нимало не смущаясь, и притащить с работы домой что-то мог, или присвоить что где-то плохо лежит, а в душе нет-нет, да и заскребут кошки: «Ой, Господи! Что-то я не то делаю. Тоскливо мне, Господи!», а потом сам и спохватится: «Что это я про Бога что ли вспомнил? Как бы и не верю ни во что. Атеист - я, а вот приперло и душа возопила… Но все же на всякий случай, дай-ко зайду в церковь, свечку поставлю…». И зайдёт, и поставит, и полегчает ему на душе. А потом и второй раз и третий…и так радостно и благодатно становится, как будто домой пришёл к отцу родному после долгой разлуки. И невдомёк ещё ему «сердешному», что это Сам Господь его к себе призывает. А коли еще по святым местам проедет, да к мощам величайших святых приложится, да еще в первый раз поисповедуется да приобщится Святых Христовых Тайн, ген- хранитель веры предков уж во всю свою ширь и красоту раскроется.  Как говорится: был атеист – да весь вышел. И новообращенный теперь уже и не представляет, как это он мог раньше без веры жить, как он мог не молиться, не исповедоваться, не причащаться, в святых таинствах не участвовать.  А сколько всего удивительного открываться вокруг такому новоначальному! Церкви, монастыри, православные праздники! Да и вся наша культурная и даже бытовая жизнь настолько переплетена с традициями веры, словами из Святого Писания, русскими топонимами, пословицами и поговорками. А имена и фамилии наши – сколь в них таится интересных открытий. Взять к примеру: слово «крестьяне» – это же не что иное, как христиане! Человек – это словек, то есть Божий человек, принадлежащий Богу, который есть Слово. Село – это много Божьих людей, много селовек в одном месте. До революции различали – если есть в поселении храм – это село, если нет – деревня (возможно, произошло от слова дерево, в языческом смысле). А каждая улица в уездных и губернских городах называлась по имени церкви, от которой эта улица начиналась, например, улицы Знаменская, Введенская, Воскресенская, Покровская, Савватиевская и т.д. А церквей-то сколько было раньше в наших городах. Всюду-всюду золотились маковки церквей с крестами. Очень жаль того, чтобы утрачено и уничтожено в бесславные годы атеизма, но слава Богу, повсеместно начинаются восстанавливаться и возрождаться наши святыни.

Получив от Бога дар веры, человек начинает постепенно воцерковляться и ему открывается новое чудо: оказывается, он не одинок, кругом много таких же как он хранителей веры. Только у одних этот ген-хранитель раскрыт сильнее, а других еще только раскрывается, а у кого-то еще находится под спудом греха, спит до поры до времени. Хранителем веры может оказаться кто угодно: монах, и инокиня, архиерей и приходской батюшка, профессор-богослов и студент-семинарист, гид по святым местам и простая паломница, регент с клиросными певчими и обычные прихожане, старушка с палочкой, каждое утро ковыляющая в церковь на службу, и только что крещенный младенец, щедрый благотворитель и калека-нищий в церковном притворе, взрослые и дети, воцерковленные и не очень воцерковленные. Главное, чтобы код этот (семя веры) заработал, не пропал втуне, не был продан, пропит или проигран, не растерялся в суете дней.

Воцерковляясь, человек погружается в ранее неизведанный, но такой удивительный мир духовных переживаний и открытий: он вдруг начинает легко понимать церковнославянский язык, да так как будто он всегда на нём говорил и писал. Ранее непонятные и таинственные церковные службы   наполняются Высшим смыслом евангельских событий. Он не просто присутствует, а участвует наравне с ангелами и херувимами в Литургии. И наконец он встречается с Господом своим Иисусом Христом, он принимает Его в себя, в своё сердце. Это самая главная Встреча в жизни. Человек отдает свои немощи и нестроения Богу, и Тот исцеляет его дух и душу, и даже тело. Человек понимает, что он уже не может жить так как жил раньше, невнимательно и безответственно, он пытается жить опытно по заповедям Божьим, и не только по тем десяти, которые Бог передал через пророка Моисея на горе Синай, но и по девяти заповедям Блаженств, данных самим Христом. Через много испытаний и искушений предстоит пройти теперь человеку по пути к Блаженству, не избежать ему ошибок и падений, но теперь его ведёт Десница Божия, управляя всей жизнью. Человек научается познавать Волю Господню и Промысел Божий в каждом событии, различать добро и зло, ежеминутно совершать правильный осознанный выбор, сверяя его с евангельскими строками. Падая, человек встаёт, покаянием исправляет свои ошибки и следует всегда только за Христом. Так из маленького семечка веры, заложенного в генетическом коде человека, проявленного в таинстве крещения, политого благодатью Святого Духа в церковных таинствах, удобренного молитвою, бдением и покаянием, вырастает истинное Древо духовной жизни хранителя веры.