В защиту поруганной и презираемой рифмы

Геннадий Старков 2
(выдержки из статьи "Глагол, как суть нашей речи").   

 Из 105 существующих, (в русском силлабо-тоническом стихосложении) видов и форм рифм среди поэтической элиты (к коей себя причисляют члены Союза писателей), глагольная рифма самая поруганная и презираемая. Скажите кому -либо из поэтических корифеев, что вы применяете глагольную рифму, вас тут же зачислят в презираемую группу неисправимых графоманов.
    А почему так?...
    Во-первых: В начале восемнадцатого века, какая-то авторитетная  литературная нехорошая личность, провозгласила, что глагольная рифма это плохо. Так мнение и установленные рамки одного человека, стали нормой и законом в поэзии. Когда  начинающему поэту вдолбили это понятие в его сознание,  он как зомбированный попка-попугай тоже стал говорить, что глагольная рифма это плохо, это "бяка", это "кака!"
    Добавил "масла в огонь" и В.В.Онуфриев в своём "Словаре разновидностей рифм". Там он пишет: "Глагольная рифма- разновидность однородной рифмы, состоящая только из глаголов: "Плыву-живу", "Жить-говорить". По причине того, что придумать такие рифмы не составляет труда, такие рифмы называются бедными: "петь-гореть","Шуметь-лететь".
Удивительное поэтическое умственное плоскостопие, из за которого не замечается,что  рифмовать прилагательные: "безграничный, беспредельный, бескрайний, безбрежный".- ничуть не труднее, чем рифмовать глагольную рифму.
Эти поэтические корифеи фанатично и изуверски критикуя глагольную рифму забывают, что рифмуя причастие, как особую форму глагола: - считают что они не используют глагол. При этом тупо и стыдливо скрывая, что 99% имён существительных рифмуются элементарно, без каких либо усилий: "Сверчок-сморчок,топор-забор, мыло-зубило" и т.д. и т.п. К тому же эти так сказать критиканы глагольной рифмы, эти же самые глаголы беззастенчиво прячут в середину стиха и считают: "Ах какие они умницы".....
Если так охаивать глагольную рифму, то на сегодняшний день, когда пишущих стихи исчисляются миллионами,  каждую рифму наравне с глагольной можно назвать "затёртой, банальной" и т.д. А ведь многие поэты, особенно песенники не задумывались какую употреблять рифму.Главное было -донести до читателя слушателя суть стиха или песни.И чтобы эта песня трогала человеческие  души.

К примеру: Возьмём песню композитора Матвея Блантера на стихи замечательного поэта-песенника Михаила Исаковского:
Лучше нету того цвета,
Когда яблоня ЦВЕТЁТ.
Лучше нету той минуты,
Когда милый мой ИДЁТ
Как увижу, как УСЛЫШУ,
Всё во мне ЗАГОВОРИТ.
Вся душа моя ПЫЛАЕТ,
Вся душа моя ГОРИТ.

    Ну что на это скажете господа-критиканы???Да и сказать-то вам нечего.Каким же надо быть морально ущербной  поэтической личностью, чтобы не понять следующее: Современный стих будет хорошим лишь при условии использования поэтических наработок в конкретном стихотворении даже с применением глагольной рифмы.И применять какие -либо ограничения ,значит обеднять сказанное, создаваь безвкусицу ограничивая её рамками-Табу и Низя..я.
Глагол- движение!...Глагол -динамика стиха, а не  запотевшая статичность. Попробуйте написать стихотворение о любви без применения глагольной рифмы. Это будет уже не яркое выражение чувств, эмоций, а слюнтяйское созерцание. А, так называемые, "избитые" глагольные рифмы умело вшитые в тело стиха только  украшают его усиливают звучание.Конечно, некоторые будут упорно утверждать про эту  "гадкую рифму" которая "портит" и принижает сам стих....
И бытует у этих корифеев мнение что те, кто пользуется глагольной рифмой - тот лентяй. Глупое и сумасбродное мнение.Значит многие гении поэзии:В.Маяковский, Ю.Лермонтов, А.Пушкин, Твардовский, Исаковский и т.д. и т.п были лентяями. Так и хочется этим критиканам крикнуть: "Эй! Вы там! Очнитесь от своих  сумасбродных мыслей и речей! Не считайте себя всемогущими от поэзии, имеющими право так отзываться о глагольной рифме. Своими псевдоправильными выводами, не туманте головы молодым и начинающим поэтам.  Не потому ли многие поэты, запутавшись в современной русской поэзии решили отойти от рифмы, в пользу белого стиха, верлибра, хокку,танка, фирдоуси  и т.д. и т.п. Наивно считая, что это модное новое течение в поэзии.
Если честно, то по поводу "нового течения в поэзии" -весьма и весьма заблуждаются.
   Во-первых: белый стих и верлибр не так уж и молод и оригинален, как думают поэты использующие эти приёмы. Пора бы для себя всем заблуждающимся поэтам уяснить, что верлибр, это прозаическая строка расчленённая на части и оформленная в столбец, без всякой рифмы и ритма. Белый стих хотя бы имеет кое какой ритм, но называть эти приёмы поэзией, всё равно, чо корову называть скакуном. Некоторые поэты пошли дальше, считая, что в белом стихе и в верлибре  используется форма брахиколона. Чушь. Мнение на уровне умственного познания неандертальца.
  Во-вторых: Восточная поэзия - танка(пятистишие)-японская лирическая поэзия зародилась ещё в начале нашей эры.
   Хокку- (трёхстишие)-аллегорические стихотворные формы Китая (Ши,Цы,ФУ),тоже намного старше нашей русской поэзии.
   Фирдоуси -(двустишие)-или бейты в средневековье были очень популярны в средней Азии.
   Как видно из приведённых выше примеров все они,- восточные стихотворные формы  старше русской и более примитивна по форме и не совсем подходит русскому менталитету. Они и должны существовать, но называть эти приёмы  поэзией, равносильно заниматься спринтерским бегом в мешке. Не спорю, что эти "стихотворные" приёмы имеют право на жизнь.  Но русская поэзия традиционно строилась на рифме. Я не знаю ни одного русского поэта который бы избегал рифму. Кто бы как ни восхвалял белый стих, верлибр, хокку или какой либо приём восточного творчества, но будущее поэзии за рифмой.
  И тогда поневоле возникает вопрос: -А когда же в России появилась форма силлабо-тонического стихосложения и кто родоначальник этой формы?...
  бытует мнение, что родоначальниками являлись Василий Кириллович Тредиаковский и Михайло Васильевич Ломоносов.
  И Да и Нет. Всё же родоначальником этой формы является В.К.Тредиаковский  который в  1735 году он написал трактат:"Новый и краткий способ к сложению Российских стихов", в котором дал определение девяти стихотворных терминов:-стих, слог, стопа,полустишие, цезура(рассечение),рифма перенос и т.д.Но в нём он считал основным стихотворным размером хорей, начисто отвергая ямб.Сочетание мужских и женских рифм он считал недопустимым.
А почему упоминается М.В.Ломоносов?...Ведь он в 1735 году находился на учёбе в Германии. А вот почему! именно М.В.Ломоносов соединил всё в единое и тем, чем мы сейчас пользуемся в стихосложении,- это благодаря М.В.Ломоносову.
Но до великолепного совершенства русской поэзии - довёл А.С.Пушкин.
 
Но вернёмся к глагольной рифме. Если её употреблять в меру, а не "тыкать" постоянно в каждую строку, то стих будет так же привлекателен, как и с применением сложных, богатых и "солидных" рифм.
Я не стесняюсь применять глагольную рифму. И на своём концерном опыте знаю и вижу, как воспринимаются зрителями мои произведения. Им наплевать глагольная это рифма или нет. Для них главное, чтобы услышанное ими песня и музыка трогала их душу заставляла переживать или смеяться.
Привожу одно из своих стихотворений, где сплошь и рядом звучит глагольная рифма.

Я до сих пор тебя БОГОТВОРЮ.
Пусть даль событий, как в тумане ТОНЕТ,
В душе моей всё постоянно СТОНЕТ,
Но я молчу и вслух не ГОВОРЮ,
Что до сих пор тебя БОГОТВОРЮ.

Быть может усмехнёшься мне в ответ,
Но всё же я скажу тебе спасибо.
За то, что ты дарила нежный свет,
За то, что ты терзала словом нет,
Обидно мне, но не держу обиды.

Пусть это было всё давным-давно,
Но боль мне душу постоянно ГЛОЖЕТ.
Нет для меня милей тебя, дороже.
За всё что было, вновь БЛАГОДАРЮ....
Я до сих пор тебя БОГОТВОРЮ.

А теперь попробуйте переставить слова и убрать глагольную рифму. И от того накала страсти, что в стихотворении, от ностальгической тоски ничего не останется, а будет только пресная заплесневелая безвкусица.
Но маститые поэты особенно члены Союза писателей претендующие на гениальность захлопают в ладоши: "Молодец! замечательно! Нет глагольной рифмы!"
Но, даже гениальные поэты не стеснялись применять глагольную рифму.

Например У А.С.Пушкина:
Буря мглою небо КРОЕТ,
Вихри снежные КРУТЯ.
То, как зверь она ЗАВОЕТ,
То, заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой,
Вдруг соломой ЗАШУРШИТ,
ТО, как путник запоздалый,
К нам в окошко ПОСТУЧИТ.

Обратимся к В.Маяковскому:
"Глаза наслезнённые бочками ВЫКАЧУ.
Дайте опереться о рёбра...
Выскочу! Выскочу! Выскочу!...

 И можно привести ещё массу примеров, использования русскими поэтами вами презираемой глагольной рифмы. (Имею ввиду членов Союза писателей).
  Как говорил С.Я.Маршак: "Если слово просится в строфу, оно должно стоять там!. Иногда даже самая бедная рифма может окрасить стих так, как не сможет её украсить самая богатая рифма!"
И последнее. Надо всегда помнить, что глагол - это составляющая часть  нашей речи, нашей литературы,и пренебрегать этим глаголом, всё равно, что выбрасывать гласные буквы из нашего алфавита.И не надо доходить до фанатизма критикуя глагольную рифму.
   
 А.С.Пушкин.
      
Ворон к ворону ЛЕТИТ.
Ворон ворону КРИЧИТ.
Где тут можно ОТОБЕДАТЬ.
Как бы нам о том ПРОВЕДАТЬ.

Или в стихотворении  "ПРОРОК"

Духовной жаждою ТОМИМ,
В пустыне мрачной я ВЛАЧИЛСЯ,
И шестикрылый серафим,
На перепутьи мне ЯВИЛСЯ.

Вспомним  Пушкина Стихотворение "Зимнее утро":

Вечор, ты помнишь,вьюга ЗЛИЛАСЬ,
На мутном небе мгла НОСИЛАСЬ,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные ЖЕЛТЕЛА,
И ты печальная СИДЕЛА,
А нынче...посмотри в окно...............