Оправдание лжи

Александр Николаевич Молчанов
Как мне не нравится, что мне лгут.

Может мне это не нравится, но я тоже лгу. А иногда я лгу с удовольствием.

Ложь может быть составляющей честью профессии, связанной с профессиональной, служебной и государственной тайной. Там, где тайна, там – ложь.  Там, где секрет – секретность, там – ложь. Военные, дипломаты, юристы, врачи используют ложь как необходимую составляющую профессии. Я по основной профессии – юрист, ложь – необходимая составляющая моей профессии.

Почти все любят своих детей и лгут им для их же пользы, конечно и для своей пользы тоже. Многие любят своих родителей и лгут им. Некоторые любят своих жён и лгут им. И жёны лгут, любя. Из ненависти чаще говорят правду – горькую правду. А лгут, любя. И в этой любви находят оправдание лжи.

И действительно – в любви ложь оправдывается. Это когда я лгу, моя ложь оправдывается мной. А когда мне лжёт человек, которому я доверяю, почему-то мне совсем не просто его оправдать. Но, наверное, ложь легко оправдывается лгущим мне любящим меня человеком.

А оправдывается ли ложь Богом? Оправдывается, если мы в ней раскаиваемся. Как удобно: солгал – покаялся – ничего не было, а пользу полагаемую от лжи получил! Или не получил?

Бог – любовь, и Он оправдывает мою ложь, если я в ней раскаюсь, признаюсь Ему в том, что вот я здесь конкретно солгал. А как Бог поступает с неблагоприятными последствиями моей лжи? Как хочет, так и поступает!

Бог не даёт нам искушений свыше наших сил, значит, для слабого человека Он неблагоприятные последствия лжи может смягчить, а для сильного – усилить.

Как быть с доверием к любимому человеку, если от него надо ждать лжи? Доверять Богу и доверять любимому так, что его ложь не превысит моих сил для сохранения любви.

И ещё Бог предупреждаем меня о том, что горе тому, через кого придут искушения на малых сих. Постараюсь не лгать ближним моим, любимым моим, любящим меня.

Но как быть, если ложь ближнего, ложь любимого предполагает какие-либо мои действия или моё бездействие в отношении кого-либо? Могу ли я принять ложь как правду и выполнить передаваемое через ложь пожелание? А может это испытание, и Бог хочет, чтобы я сам, оценив ложность суждения, поступил по правде?

Если это касается самого меня, только меня, по разумнее поступить по принципу: просят пройти одну стадию – пройди две, просят рубаху – отдай и штаны. Если это касается интересов другого, приходится быть осторожнее и не преступать закона любви, и не переносить чужую ложь на ближнего, на любимого. Значит, в отношении себя можно и полезнее принимать ложь за правду. Ложь в отношении другого, ближнего, любимого, любящего, достойна отпора.

Часто моей любви не хватало, чтобы оправдать ложь в отношении меня. Но всегда хватало самолюбия, чтобы оправдать собственную ложь и любовью и другими уважительными причинами без исповедания этой лжи как греха перед Богом и людьми, без обращения к их любви, а, значит, без прощения, без оправдания.