Олеся и два художника

Нелли Неженцева
Эта романтичная фотография называется «Лесная сказка».
Авторство этой фотографии принадлежит, (так и хочется сказать,  кисти), выдающемуся фотографу  Алексею Михайловичу Перевощикову, который жил и создавал свои фотографические шедевры в Кирово-Чепецке Кировской области. Сам себя мастер называл  «Я - Дон Кихот Чепецкий».

Совсем немного хочу сказать  о мастере из его биографии, написанной к  столетию:
"В 1926 году он становится студентом Вятского художественно-промышленного техникума. В то же время увлекается фотографией и знакомится с проживающим в Вятке Сергеем Александровичем Лобовиковым, знаменитым фотохудожником-реалистом, сыгравшим исключительную роль в развитии отечественной фотографии. Встреча с большим мастером произвела на юношу неизгладимое впечатление, определив его дальнейшую судьбу».

Видите, как пересекаются в жизни великие личности: великий фотохудожник встретился с будущим великим мастером фотографии.

Кроме огромного количества фотокартин, Алексей  Михайлович оставил после себя множество записей - размышлений, которые назвал «Осколки мыслей»:

«Мы отвыкли от проникновения в суть фотографии, привыкли к лобовому, примитивному понятию содержания. "Фотография видит поверхность" - из девиза фотографов. Согласиться я не могу. Мало выразить то, что на поверхности. Задача художественной фотографии - изобразить невидимое».

«Отражать действительность? Да ведь существует не только видимая действительность, есть действительность в мечтах, мыслях, даже в таких сложных нюансах чувств человеческих, которым и не подобрать словесных определений».

«Мир удивительно фантастичен и поэтичен. Мы только его здорово опрозаили. Каждый предмет - натуральный и рукотворный - имеет свою душу. Деревья, кусты, трава, цветы, - безусловно, видят, имеют зрение. Иначе зачем им соревноваться в разнообразии и прекрасном цветении?»

«Мой любимый, чистый цветок - Василек! Как попал ты в компанию сорняков? Природа щедра и нейтральна. У нее нет деления на сорняки и полезные растения, нужное и ненужное, плохое-хорошее. Все устраивается совершенно естественно, оттого и все прекрасно».

«Художнику-фотографу любить природу - мало. Надо добиться, чтобы и она отозвалась взаимностью и явилась ему в том блеске - сочетании своего наряда, души и настроения, которое близко сердцу и душе художника.
Тайна в искусстве - олицетворение тайны мироздания. "Непонятные" произведения... А сколько непонятного в природе, в истории, в жизни?! Мое стремление - узнать незнаемое. Лезу в чащобу, где ждут меня шипы и колючки».

 В 1956 году А.М.Перевощиков получает на выставке в Ленинграде три премии  и три диплома. В семидесятые участвует в выставках Англии, Франции, Греции, Швеции и Японии. Можно перечислять долго все его заслуги.

 Ясно одно - Перевощиков - выдающийся фотохудожник - мастер российского масштаба.
Главное в работах мастера -  пейзаж и его особое философское трактование . В одном из журналов фотографа назвали непревзойденным мастером философского пейзажа.
В Англии мастера назовут лучшим советским фотоимпрессионистом.
 
Но сегодня я хотела бы поговорить об одной из его работ, необыкновенной картине - фотографии, которая называется «Лесная сказка». Как только мы обращаем на нее своей взгляд, сразу  произносим или думаем : "Это - Олеся». Перевощиков в  фильме о его творчестве тоже называет этот снимок «Олеся». Думаю, эту  фотографию мастер относит к одной из своих любимых.

Вы хорошо помните  романтичную и трагическую историю любви лесной девушки- колдуньи и городского барина, так прекрасно описанную в  повести  одного из величайших художников слова Александра Ивановича Куприна «Олеся», (1898г.) Он тоже  признавался, что это одно из его любимых произведений.

Напоминаю всем нам хорошо знакомый сюжет этой повести :
Действие происходит  в глухой украинской деревне, на окраине Волынского Полесья, куда  городской барин Иван Тимофеевич приехал на полгода из большого города.  Он знакомится с крестьянами, пробует их лечить, обучает грамоте своего слугу. Но напрасно. Единственное занятие для него  — это охота.

В ненастный вечер  Иван Тимофеевич узнает о том, что в лесу живёт ведьма со своей внучкой. Через несколько дней, сбившись с пути, попадает в избу к колдунье, где знакомится с молодой девушкой Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу.

Через некоторое время, вернувшись в лесную избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Юная колдунья показывает ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой барин становится частым гостем в лесном доме.

Однажды он  узнает, что хозяек  выгоняют из их дома. Иван Тимофеевич пытается заступиться. После болезни барина, чувства молодых людей вспыхивают с новой силой. Через месяц Ивану Тимофеевичу нужно возвращаться в город. Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.

На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он узнает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму.  Когда он приходит к ней , она  убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе.  Молодые люди прощаются.

Ночью случается гроза с градом, испортившая урожай. Утром  Ивану Тимофеевичу предлагают уехать, так как в деревне считают грозу делом рук ведьмы.  Перед отъездом он ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только красные бусы Олеси.

Многие из нас хорошо помнят французский фильм «Колдунья» по этому сюжету с загадочной и неповторимой Мариной Влади. Он вышел давно, в 1956 году.

Затем - наш фильм «Олеся» с Людмилой Чурсиной в главной роли, 1971 года.

И вот встречаем еще одно прочтение этой загадочно-трагической истории художником - фотографом Перевощиковым А.М.

На фотографии мы видим  юную девушку-колдунью, с  чистым, невинным, очень правильным и красивым профилем; высокой, стройной, нежной, хрупкой, беззащитной девичьей фигуркой.

Вокруг - тайна, загадка и мистика.
Огромный круг паутины с капельками росы, на котором «Олеся» играет, как на волшебной арфе. Тонкие длинные пальцы поставлены так, как во время игры на этом инструменте. Из под-руки виднеется часть ствола засохшего дерева, которая как будто и завершает инструмент, так похожий на арфу.

Снизу струится мягкий лунный свет, который освещает воду и капельки росы. И каждая капелька светится своим особенным лунным ночным сиянием.

На заднем плане колдовской картины  - стволы деревьев, которые подчеркивают атмосферу глухого дремучего леса, куда не ступала нога человека.
В правом нижнем углу - сова, - спутница всех ночных страшных снов и историй.

Видно, что девушка-колдунья здесь, в этом дремучем лесу, - своя, и ей ничего не страшно в этой мрачной и темной ночи. Ее не пугают ни лесные шорохи, ни темная вода, ни крики совы, ни глухой лес.
Мы можем только предполагать, что, возможно, колдунья в эту самую ночь пытается в воде увидеть свое будущее, а, возможно, прощается с любимым, со своим дорогим лесом, водой, птицами, перед тем, как покинуть навсегда родные сердцу места.

 И, зная историю  купринской колдуньи, мы знакомимся с еще одним ее  романтическим прочтением великим мастером русской фотографии, фотохудожником Перевощиковым Алексеем Михайловичем.

Так на одной фотографии воплотили замысел два великих художника,- писатель Александр Иванович Куприн и  фотохудожник Алексей Михайлович Перевощиков, для которых «Олеся» явилась их любимым детищем.

Думаю, объединить эти два шедевра во времени и пространстве смог только самый Главный Художник всех времен и народов Земли - Господь. Именно он дает великим и гениальным людям небесное озарение.

Я не перестаю восхищаться талантами, происходящими из благодатной Вятской земли.





Фото из ютуба, фильм «Мои фотографии - моя песня, мой голос» . О творчестве А.М. Перевощикова.
Авторы слайдов Б.и М. Гуревичи.