Самое страшное время. Муром

Эмма Касаткина
(голос гонимой церкви)

Славился храмами Муром,
Был, как второй град Китеж,
Им восхищались все люди,
Всем благодать шла с небес.

Вдруг  объявили в газетах:
«Если ты купишь билет,
Будет тебе лотерея,
Можешь разграбить Китеж!
Кирки, лопаты, мотыги,
Ты возьми вместе с собой,
Туда, где Ильич конопатый
Стоит с поднятой рукой!»
(Чтобы штаны не упали,
Держит второю рукой).
…………………………
И мужики побежали,
Бабы за ними – толпой!

Ночью взрывать будут храмы,
У памятника Ильичу,
С бодрым «Интернационалом»
Мир новый строить пойдут!

Руку задрал Ильич к небу,
Путь новый всем указал,
«По лотерейным билетам»
Народ храмы все растаскал.

Славу России тащили
Варвары бодро домой,
Кирпичами дороги мостили!
Не найдут они вечный покой.

Грех тяжкий им обеспечен,
Святыни трогать нельзя,
Поэтому многострадальной
Стала Россия моя…

Много невзгод испытала,
Что ещё ждёт впереди?
Молиться иди за Державу,
Чтоб Бог мог нас простить...

Фото из интернета

http://krotov.info/history/20/1930/mavlihanova.htm

…из воспоминаний Алексея Арцыбушева, касающийся облика города Мурома при уничтожении церквей: «В Муроме было огромное количество древнейших храмов, ведущих свое летоисчисление от начала Муромского княжества. Храмы были красоты необычайной, большие и маленькие, шатровые и многоглавые. Муром с Оки красовался ими, как сказочный град Китеж…
Задолго радио и газеты «Приокская правда» и «Муромский рабочий» объявили о беспроигрышной лотерее, билеты которой будут выдаваться каждому, кто придет в такой-то день и в такой-то час с ломами, лопатами, кирками и мотыгами на центральную площадь города, к памятнику Ильича, призывно задравшего свою длань в небо. В ночь под этот день город сотрясали мощные взрывы, дрожали стекла в домах, крестились люди, испуганные грохотом. Наутро храмов не было. Они лежали в грудах битого кирпича и белых камней. С бодрой песней интернационала в сопровождении духовых оркестров, ревущих: «Весь мир... разрушим до основания.... мы свой, мы новый...», двинулась могучая рать русских баб и мужиков, предварительно получивших лотерейные билетики, специально выпущенные к этому торжеству, к этому пиру — растаскивать, разгребать, грузить на крестьянские телеги былую славу, гордость и величие духа своей страны. Кирпичом мостили улицы, развозя его телегами по городу. По беспроигрышной лотерее, разыгранной после того, когда храмы были сравнены с землей, участники сей варварской вакханалии несли домой: кто — хрюкающего поросенка, кто — петуха, кто — курицу…»36
Детская память не донесла до нас точной даты или названий разрушенных храмов, но точно подметила мятущийся дух разрушения в народе, наивно полагающем, что можно легко построить будущее на разрушенном прошлом. Документы Государственного архива Нижегородской области менее эмоциональны, но столь же достоверно говорят о растущих в Муроме в тридцатых годах тенденциях на уничтожение религиозного наследия предков.
В 1929 году возникает вопрос о закрытии сразу половины всех действующих церквей г. Мурома.