Конкурс 24 ЛС Центробежная сила в хайку

Клуб Золотое Сечение
 Дорогие друзья и гости нашего проекта "Лепестки сакуры"!

Наступило время поставить для решения задачи, которые давно волновали наших  участников... И эта тема не для одного конкурса. Итак, начнём.

    Хайку – это поэтический текст с присущей ему более плотной, нежели в прозе, эмоциональной и символической нагруженностью.
В европейском сознании мир дуален (поделен на субъект и объект, на «я» и все остальное), и центростремительные силовые линии его мира стягивают пространство к некоему центру – собственному «я»: в характеристике Пушкиным Наполеона («мятежной вольности наследник и убийца») совершенство достигается не только за счет исчерпывающей емкости определения самого явления, но и потому, что здесь обозначена авторская позиция отношения к нему.
В японском восприятии человек неразделен с миром. В хайку направление наших размышлений подчиняется центробежным силовым линиям, как бы исходящим от слов в стихе и рассеивающимся в длящемся времени и пространстве.
Концентрируя внимание на отдельных предметах, автор хайку пытается вызвать чувства и отношение к происходящему, оставаясь в стороне. От частного – к общему, от сиюминутного – к вечному, цикличному в природе и жизни.
Найти этот центр в хайку и раскрутить так, чтобы возникали дополнительные ассоциации – это задача мастера.
В русском языке есть мощное средство – ИНВЕРСИЯ.
В строке А.С.Пушкина о Наполеоне: «Мятежной вольности наследник и убийца» не то же, что «наследник и убийца мятежной вольности». Инверсия, способ изменения интонации и ритма, ведет к едва уловимому смещению смысла и, как камертон, уточняет оттенки эмоционального состояния.

При достаточном свободном порядке слов в русском языке выделяются прямой и обратный порядок слов.

При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

-    в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое
-    приглагольное дополнение следует за определяемым словом
-    согласованное определение ставится перед определяемым словом
-    несогласованное определение стоит после определяемого слова
-    обстоятельства могут занимать различное положении в предложении

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).
 
Инверсия позволяет:
1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.

В предыдущих конкурсах не раз наши участники ставили наличие в тексте инверсии в минус и переделывали тексты под основной порядок слов, тем самым терялась поэтичность и расставлялись не правильно эмоциональные и смысловые акценты.
Так, в хайку победитель нашего прошлого конкурса Наталии Белоус мы видим следующее:
*
Лампа на столе
Возле девушки с книгой
Мотыльки летят

Если написать одним предложением 2-3 строки, то получится: «Возле девушки с книгой мотыльки летят»
В данном случае при обратном порядке членов предложения не лучше ли быть последовательным до конца и сохранить обратный порядок слов в предложении полностью? Как здесь:
*
Лампа на столе
Возле девушки с книгой
Летят мотыльки

Таким образом, образована некая субстанция в центре в виде девушки с книгой и вокруг неё источник света и летящие, сиюминутно мельтешащие, мотыльки, словно мысли и чувства, проносящиеся в голове молодой особы… Эта застывшая картинка в созерцании имеет продолжение в полёте фантазии и домысливании различных ассоциаций. Чисто графически члены предложения расположены симметрично по отношению к смысловому центру.

================


  Итак, дорогие друзья, давайте поработаем над правильной во всех смыслах расстановкой слов в хайку, включающих инверсию. Сложность задания заключается в том, что в хайку инверсия должна быть оправдана, а не просто так. Выделим главное: удобство чтения в разночтении, расстановка эмоциональных и смысловых акцентов, наличие поэтичности.

  Итак, задание для конкурса «ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИНВЕРСИИ И НАОБОРОТ, УПОТРЕБИТЬ УМЕСТНУЮ ИНВЕРСИЮ, подчёркивающую эмоциональное состояние и раскручивающую внутреннюю центробежную силу хайку. А для этого каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо. В данном конкурсе, пока мы оставляем без особого внимание фонетическое звучание, аллитерации и ассонансы. К этому вернёмся на следующем этапе, но с нового ракурса.  Как всегда, не забываем основную поставленную задачу: всевозможные разночтения и создание дополнительных образов.

 Для настроения рекомендуемая тема «Осенний сад» но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом. Посмотрим, насколько удалось проникновенно передать чувства через создание внутренней энергетики в хайку.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21)  Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 14 октября 2018 года, ВОСКРЕСЕНЬЕ,  или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!


Принято:  26 хайку.


Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.